Файл: Курсовой проект.Производство сварных конструкций.Метод STT.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2019
Просмотров: 2431
Скачиваний: 29
МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего образования
«тюменский индустриальный университет»
Институт Промышленных технологий и Инжиниринга
Кафедра «Технология Машиностроения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту по дисциплине
«Производство сварных конструкций»
на тему:
«Ремонт трубопровода методом STT»
Выполнил: |
ст. гр. СП |
______________ |
|
|
|
Проверил: |
Старший преподаватель |
______________ |
Тюмень, 2018
Задание.
Ремонт трубопровода (нефтепровода) методом STT, путем установки
ремонтной конструкции (обжимной приварной муфты П2).
Рисунок 1- Схема обжимной приварной муфты П2.
Таблица 1.
Позиции деталей |
Наименование |
Кол-во, шт. |
Материал |
Толщина мм |
Вес, кг |
1 |
Центральное полукольцо муфты П2. |
2 |
Сталь 09Г2С |
18 |
505,5 |
2 |
Технологическое полукольцо муфты П2. |
4 |
Сталь 09Г2С |
18 |
66,95 |
Ориентировочный объем курсового проекта.
Графическая часть выполняется на 3-4х листах формата А4:
1. Общий вид изделия 0,5-1 лист А1 (по заданию руководителя).
2. Чертежи оснастки и средств механизации и автоматизации 2-3 листа формата А4.
3. Технологический план участка (цеха) 0.5-1. лист.
Расчетно-пояснительная записка выполняется на 25-30 листах формата А4
Содержание.
ЗАДАНИЕ 2
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Общая часть 6
1.1 Общие сведения о конструкции 6
1.2 Характеристика основных материалов конструкции 9
1.3 Разработка последовательности изготовления конструкции 12
1.4 Анализ и выбор способов сварки 15
2. Технологическая часть 19
2.1. Выбор оборудования для подготовки кромок сварных соединений 19
2.2 Технология сборки и сварки 23
2.2.1 Основные типы сварных соединений в конструкции 23
2.2.2 Сварочные материалы базовой технологи 26
2.2.3 Расчет режимов сварки 28
2.2.4 Выбор оборудования для сварочно-монтажных работ 44
3. Контроль качества 48
3.1 Методы и объем контроля качества сварных соединений 48
3.2 Оборудование для контроля качества 55
4. Безопасность производства 61
4.1Меры безопасности при выполнении сварочных работ
на трубопроводе под давлением 61
4.2 Меры безопасности при работе с электрооборудованием 64
4.3 Требования к персоналу 65
4.4 Расчет загрязнения воздуха рабочей зоны технологическими
выбросами 66
Заключение 69
Литература 70
Приложения:
Приложение 1 Карты технологического процесса.
Приложение 2 Операционная технологиеская карта визуального и измирительного контроля сварных соединений.
Приложение 3 Операционная технологическая карта проникающими методами.
Приложение 4 Операционная технологическая карта ультразвукового контроля.
Графическая часть:
1.Чертеж муфты(общий вид)
2.Центратор звенный наружный ЦЗН 1221
3.Схема сварочного поста STT
4.Схема выполнения работ по установке муфты П2.
Спецификации:
1.Спецификация (Общий вид изделия)
2.Cпецификация ЦЗН 1221.
Введение.
Целью данного курсового проекта является исследование и расчет сварочных параметров процесса STT для ремонта трубопровода, в частности возможность применения данного процесса для сварки толстостенных изделий, применяя метод валиковой сварки (выполнение сварного прохода за несколько проходов-валиков).
Метод STT особенно актуален для нашего случая, т.к сварка производится на действующем нефтепроводе и STT имея меньшие тепловложения в сварочную ванну наиболее точно отвечает требованиям безопасности при производстве сварных работ на действующих трубопроводах.
Из статей по методу STT делаем вывод, что данная сварка имеет меньшее дымообразование и разбрызгивание в сравнении с обычными методами сварки (MMA, MIG/MAG), что улучшает производительность и эстетичность сварочного процесса.
Метод STT- это механизированный метод сварки, что в сравнении с общеразвитыми в России методами ручной сварки, значительно ускоряют сварочный процесс.
STT на сегодняшний день относится у так называемым “безшлаковым” методам сварки, что положительно сказывается на качестве сварки.
Безусловно, использование метода STT при производстве ремонтных работ на трубопроводах увеличит производительность труда, улучшит качество и условие труда.
1. Общая часть.
1.1 Общие сведения о конструкции.
В курсовом проекте устраняется дефект на действующем магистральном нефтепроводе путем установки обжимной приварной муфты типа П2 [1].
Характеристики трубопровода приведены в таблице 2. Характеристики муфты приведены в таблице 3.
Таблица 2- Характеристики трубопровода
Номинальное давление, МПа |
Класс прочности стали |
Временное сопротивление, МПа |
Диаметр, мм |
Толщина стенки, мм |
Материал сталь |
6 |
К52 |
510 |
1220 |
18 |
09Г2С |
Таблица 3-Характеристики обжимной приварной муфты П2.
Внутренний диаметр,мм |
Толщина стенки,мм |
Длина муфты,мм |
Ширина технологических колец,мм |
Сталь |
Класс прочности стали |
Временное сопротивление,МПа |
1220 |
18 |
1850 |
245 |
09Г2С |
К52 |
510 |
Муфта П2 - обжимная приварная с технологическими кольцами
устанавливается без зазора между муфтой и трубой. Муфта предназначена для ремонта дефектов стенки трубы и вмятин. Конструкция муфты представлена на рисунке 2.
Муфта состоит из центрального кольца и двух технологических колец. Центральное кольцо состоит из двух полумуфт, а каждое технологическое кольцо – из двух полуколец.[1]
Рисунок 2-Муфта обжимная приварная тип П2
Размеры муфты определены в соответствии с пунктом 7.5.2 РД 153-39.4-067-04 «Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов».
В соответствии с РД 23.040.00-КТН-386-09 «Технология ремонта магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с давлением до 6,3 МПа», к муфтам данного типа предъявляются следующие требования:
Муфты должны быть изготовлены из листового проката или прямошовных (бесшовных) труб, предназначенных для сооружения магистральных трубопроводов.
Для изготовления муфт применяются углеродистые, низколегированные стали марок 09Г2С, 09Г2С-У 13Г1С-У, 17Г1С-У, 10Г2ФБ или аналогиные им. Муфта должна быть изготовлена из стали аналогичного класса прочности, что и ремонтируемая труба.
Толщина стенки муфты и ее элементов при одинаковой прочности металла трубы и муфты должна быть не меньше толщины стенки ремонтируемой трубы. Допускается применение меньшей нормативной прочности металла муфты номинальная толщина ее стенки будет увеличена в соответствии с расчетом по СНиП 2.05.06-85* (п 8.22), при этом толщина стенки муфты не должна превышать толщину стенки трубы более чем на 20 % (допускается превышение 20 % при округлении величины толщины стенки муфты до ближайшего стандартного значения толщины листа).
Эквивалент углерода металла трубной стали для изготовления муфт не должен превышать Сэ<0,46%.
При установке муфты на дефектный кольцевой сварной шов, соединяющий трубы разной толщины, или на дефект «разнотолщинность» муфта выбирается по наименьшей толщине стенки трубы, входящей в соединение.
Муфты должны быть изготовлены в заводских условиях в соответствии с ТУ, утвержденными и согласованными в установленном порядке с ОАО «АК «Транснефть». ТУ на изготовление ремонтных конструкций должны быть внесены в Реестр ТУ и ПМИ ОАО «АК «Транснефть». Муфты должны иметь маркировку, паспорт и сертификаты качества на применяемые материалы.
Применение муфт и других ремонтных конструкций, изготовленных в полевых условиях (в трассовых условиях) запрещено.
Муфта типа П2 производится в соответствии с ТУ-1469-001-48815527-2009. Согласно технических условий, ТУ-1469-001-48815527-2009,( муфте присваивается шифр. Для данного курсового проекта, обжимная приварная муфта имеет следующий шифр:
Муфта (П2) К52-1220-18-1850-14-ЛП-1 ТУ 1469-001-48815527-2009
где,
(П2) тип муфты (муфта обжимная приварная с технологическими кольцами для ремонта дефектов в стенке трубы);
К52 - класс прочности;
1220 – наружный диаметр трубопровода , мм.;
18 – толщина стенки трубы трубопровода соответствующая минимально возможной толщине стенки муфты ,мм.;
1850 – длина центрального кольца муфты (без учета технологических колец) , мм.;
14 – категория проката согласно ГОСТ 19281 или ГОСТ 5520 (для минимальной температуры стенки трубопровода минус 60 С)
ЛП – изготовление муфт из листового проката;
1 – исполнение муфты по форме разделки продольных кромок полуобечаек.
ТУ 1469-001-48815527-2009- нормативный документ по которому производится муфта.
Муфты должны изготавливаться в двух исполнениях по разделке кромок по длинам полуобечаек:
-
Исполнение 1 – с симметричной V-образной разделкой кромок, угол скоса кромок 30о -5о;
-
Исполнение 2 – с несимметричной V-образной разделкой кромок, угол скоса верхней полуобечайки 30о -5о, нижней полуобечайки 10о +5.
Величина притупления кромок – (1,8+0,8) мм
На полуобечайках технологических колец муфт (тип П2, тип П4, тип П5, тип В1, тип В2) с одной стороны по диаметру следует производить разделку кромок под сварку с углом скоса 30о-5о. Величина притупления кромок – (1,8+0,8) мм.
На внутренней и наружной поверхности муфт и деталей патрубков не допускаются раковины, трещины, расслоения, риски, забоины, которые должны быть удалены методом пологой вырубки или зачисткой абразивным инструментом. Допускаются без исправлений риски и забоины глубиной не более 0,5 мм.
В случае утонения стенки в результате зачистки ниже толщины с учетом минусового допуска на прокат, дефекты должны быть устранены наплавкой с последующей зачисткой с плавным переходом по технологии предприятия-
изготовителя.
Полуобечайки муфт должны изготавливаться без сварных швов.
Допускается изготавливать полуобечейки муфт с одним сварным швом, при этом усиления сварных швов с внешней и внутренней сторон должны быть зачищены заподлицо с основным металлом трубы.
Заготовки полуобечаек из листового проката должны вырезаться нагильотинных ножницах или с помощью плазменной (или газовой) резки. Заготовки полуобечаек из трубных заготовок должны вырезаться с помощью плазменной или газовой резки.
1.2 Характеристика основных материалов конструкции.
Элементы трубопровода и обжимной приварной муфты сделаны из стали 09Г2С по ГОСТ 5520-79.
Сталь 09Г2С это низкоуглеродистая низколегированная сталь перлитного класса широко применяемая в условиях холодного климата. Сталь используется в строительстве трубопроводов, конструкций газонефтехимических производств, судов, мостов и других сооружений, эксплуатируемых в температурном интервале от -70 до +475 С в зависимости от структурного состояния, обеспеченного термообработкой[4].
Свариваемость стали 09Г2С - сваривается без ограничений, при использовании разлитных технологий сварки.[5]
Химический состав стали представлен в таблице 4, механические свойства – таблица 5[5].
Таблица 4-Химический состав стали 09Г2С,%
C |
Si |
Mn |
P |
S |
Cr |
Ni |
As |
Cu |
0,09 |
0,8 |
1,3 |
< 0,035 |
< 0,04 |
0,3 |
0,3 |
0,08 |
0,3 |
ГОСТ |
Состояние поставки |
Сечение, мм |
Предел текучести условный, МПа |
Временное сопротивление разрыву (предел прочности при растяжении), МПа |
Относительное удлинение после разрыва, % |
19282-73 |
Листы после закалки, отпуска (Образцы поперечные) |
от 10 до 40. |
390 |
530 |
19 |
Таблица 5 – Механические свойства стали 09Г2С
Содержание S и P относит сталь к качественным сталям. Наличие Mn в достаточных количествах, упрочняет феррит, снижает температуру начала y-a-превращения, способствует процессу карбидообращения, что может способствовать понижению сопротивляемости сварных соединений к образованию холодных трещин.
Одним из технологических решений, снижающих вероятность появления холодных трещин, является предварительный и сопутствующий подогрев.
Для определения температуры подогрева и необходимости подогрева в це-
лом, воспользуемся общепринятой методикой[6]. Для этого необходимо рассчитать эквивалент углерода Сэк. Восспользуемся формулой Деардена и О-Нила.
Сэ= С+Mn/6+(Cr+Mo+V)/5+(Ni+Cu)/15=0,09+1,3/6+0,3/5+0,6/15=0,41% (1)
Таблица 6 – Группы свариваемости.
Согласно таблицы 6 определяем, что сталь 09Г2С пренадлежит к III группе свариваемости и согласно таблицы 7, предварительный и сопутствующий подогрев необходим.
Таблица 7- Условия сварки.
Для расчета температуры подогрева воспользуемся формулой Сефериана.
С”эк = Сэк+С’эк = Сэк+0,005S*Cэк (2)
где С”эк- общий углеродный эквивалент,
S- толщина стенки, мм.
С”эк = 0,41+0,005*18*0,41 = 0,45 %
Т= 350* (3)
где Т- температура подогрева, ͦ С
Т= 350*= 156 ͦ С
Сравним расчетное значение температуры предварительного подогрева с значениями принятыми в РД 153-39.4-086-01 Технология сварочно-монтажных работ по установке ремонтных конструкций (муфт и патрубков) на действующие магистральные нефтепроводы. Температура предварительного подогрева в РД дана - 100 ͦ С. В целях получения надежного сварного соединения будем использовать температуру подогрева – 156 ͦ С.
Согласно [7] для сварки стыков по технологии STT, будем использовать сварочную проволоку сплошного сечения диаметром 1,145 мм типа ER70S-6 по AWS A5.18.
Химический состав сварочной проволоки дан в таблице 8.
Механические свойства наплавленного металла даны в таблице 9.
Таблица 8- Химический состав сварочной проволоки L 56.
По химическому составу сварочная проволока L 56 подобна стали 09Г2С.