Файл: Понятие Менеджмента. Менеджер и предприниматель(Понятие, сущность и цели менеджера).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В текущих экономических условиях деятельность менеджера играет важнейшую роль с точки зрения эффективного развития предприятия любой сферы. Менеджмент при этом одновременно является наукой и практикой управления, а также организацией процесса управления предприятием и процесса принятия управленческих решений.

Одновременно с этим в условиях рыночной экономики на первый план выходит предпринимательство, являясь движущей силой любого развитого государства.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью адаптации любого предприятия в условиях рыночной экономики к постоянно меняющимся требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями. Данный вопрос важен как для собственника предприятия (предпринимателя), так и для его наемных работников, в том числе менеджеров. По своей сути менеджер и предприниматель преследуют схожие цели и добиваются их при помощи одинаковых инструментов, тем не менее мы не можем провести знак равенства между этими двумя понятиями.

Объектами данной работы являются понятия «менеджер» и «предприниматель».

Предмет исследования – сущность, функции и роли менеджера и предпринимателя в современных экономических условиях.

Цель данной работы заключается в определении схожих характеристик менеджера и предпринимателя и выявлении ключевых различий между этими двумя понятиями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие, сущность и цели менеджера и предпринимателя;

- определить функции и методы менеджмента;

- определить функции и виды предпринимательской деятельности;

- охарактеризовать роль менеджера и предпринимателя с точки зрения управления предприятием;

- описать и сравнить специфические черты менеджера и предпринимателя;

- выявить ключевые различия менеджера и предпринимателя.

В работе использованы научные труды различных авторов, а также ресурсы сети Интернет.

1 Сущность и роль менеджера

1.1 Понятие, сущность и цели менеджера

В современных экономических условиях сложно переоценить важность менеджмента, поскольку именно благодаря принятию эффективных управленческих решений обеспечивается интеграция всех ресурсов и процессов предприятия и повышается его конкурентоспособность на рынке. Требования к лицам, занимающих должность менеджера постоянно растут как в области теоретической, так и практической подготовки. На сегодняшний день менеджер - ключевая фигура в деятельности любого коммерческого предприятия.


Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления. [21, c.35]

Под управлением, в данном случае, понимается управление человеческими ресурсами. В процессе управления происходит целенаправленное воздействие субъекта на объект. В управлении персоналом в качестве субъекта выступает менеджер, а объектом является предприятие, его подразделения и сотрудники. [13, c.23]

Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. [4, c.27] Менеджеры – это линейные и функциональные руководители отделов внутри предприятия. Менеджер в рамках предприятия является сотрудником, который организует достижение поставленных целей в интересах предприятия посредством управления другими сотрудниками.

Основная функция менеджера – руководство, а результатом труда выступают управленческие решения – особый вид информации, на основании которой регулируется деятельность сотрудников. Таким образом, работа менеджера заключается в разработке и передаче необходимой информации.

Эффективность работы менеджера оценивается по достижению им организационных целей при минимальных издержках. Под организационными целями понимается обеспечение стабильности и эффективности деятельности предприятия, а также удовлетворенность сотрудников. [3, c.95]

Управление на современном коммерческом предприятии можно разделить на управление персоналом, управление производством, управление сбытом и финансовое управление. В любом случае все данные процессы основываются на управлении сотрудниками, которое и выступает на первый план в оценке работы менеджера.

Система управления сотрудниками предприятия основывается на механизме управления, состоящем из функций, методов, принципов и стилей управления [5, c.113]. Функции управления – это отдельные виды деятельности, посредством которых происходит управление персоналом. Методы управления подразумевают способы воздействия на сотрудников и делятся на административные, экономические и социально-психологические [21, c.138]. Именно от методов управления зависит общий стиль руководства менеджера. Под принципами управления понимаются основополагающие истины, на которых строится вся система предприятия. Общепринятые принципы управления: эффективности, научной обоснованности, системности, конкуренции, разделения труда, стимулирования, оптимального сочетания централизации и децентрализации [8, c.152].


Менеджмент строится на принципе разделения труда, которое бывает горизонтальным и вертикальным. При горизонтальном разделении труда менеджеры выделяются в зависимости от специализации: менеджеры по логистике, по продажам, по маркетингу и т.д. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии: топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и пр. Внутри одной области деятельности, например, в маркетинге, все менеджеры решают задачи в одной сфере, однако в зависимости от их уровня на иерархической цепочке они различаются по уровню ответственности, полномочий и размеру задач. Чем выше находится менеджер в иерархии предприятия, тем более стратегические задачи он решает.

Общими целями менеджера являются прогнозирование, планирование и достижение установленных показателей работы предприятия [13, c.48]. Конечная цель заключается в достижении необходимого уровня прибыли от коммерческой деятельности предприятия. Данная цель реализуется путем рациональной организации производственного и других процессов [21, c.152]. Помимо этого, менеджер должен управлять производством и (или) сбытом, заниматься совершенствованием научно-технической базы предприятия, эффективно использовать кадровый потенциал, повышать квалификацию сотрудников и стимулировать их к эффективному труду [14, c.87]. Таким образом, основная цель любого менеджера заключается в управлении, направленном на эффективную деятельность, присущее любому предприятию и отдельно взятому сотруднику.

Менеджер в процессе работы решает следующие задачи:

- организует процесс производства товаров и услуг, ориентируясь на спрос;

- привлекает к труду сотрудников, обладающих более высокой квалификацией;

- стимулирует сотрудников к повышению эффективности труда путем создания комфортных условий и системы мотивации;

- рассчитывает потребность в необходимых ресурсах и определяет их источники;

- участвует в разработке стратеги развития предприятия;

- определяет цели стратегического развития предприятия;

- формирует систему мероприятий для реализации поставленных целей;

- осуществляет контроль за достижением поставленных целей и задач [19, c.33].

Таким образом, менеджеры – это линейные и функциональные руководители отделов внутри предприятия, основной целью деятельности которых является достижение необходимого уровня прибыли от коммерческой деятельности предприятия посредством эффективного управления персоналом и процессами.


1.2 Функции и методы менеджмента

Функция, с точки зрения менеджмента, это вид управленческой деятельности, образующийся в результате разделения и специализации труда в сфере управления [18, c.25].

Функции менеджмента делятся на две группы:

- общие функции, которые повторяются во всех процессах управления (планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация);

- специальные функции, обусловленные разделением труда в сфере снабжения, сбыта и производства. Данные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления [20, c.51].

Функция планирования заключается в решении об основных целях предприятия и способов их достижения. Планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным. Стратегическое планирование заключается в определении поведения предприятия в выбранной рыночной нише. Тактическое планирование строится на установке промежуточных целей для выполнения стратегических задач [24, c.115]. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Совокупность всех видов планирования представляет собой общий бизнес-план развития предприятия. Планирование строится на принципах полноты, точности, экономичности, ясности и непрерывности. Эффективное планирование позволяет решить проблему неопределенности в рамках предприятия.

Функция организации выражается в определении постоянных и временных взаимоотношений между всеми отделами предприятия, определении порядка и условий его функционирования. Задачей данной функции является определение роли, уровня ответственности и подотчетности сотрудников и целых отделов предприятия [13, c.37].

Мотивация в управлении – это побуждение сотрудников к деятельности для достижения поставленных целей [10, c.121]. С точки зрения этой функции любой сотрудник предприятия – это ресурс, нуждающийся в эффективном побуждении к труду. Мотивация бывает материальной (денежной) и нематериальной (похвала вышестоящего руководителя, удовлетворение от достижения целей и задач).

Под контролем понимается процесс сопоставления плановых и фактически достигнутых результатов. Таким образом, контроль – это процедура оценки степени достижения поставленных целей, выполнения планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. С точки зрения менеджмента, контроль является особым видом управленческой деятельности, удерживающим предприятие в рамках выбранного направления путем сравнения показателей с плановыми. Контроль бывает предварительным (до начала работ), текущим (в процессе работы) и заключительным (по итогам выполнения работы) [7, c.118].


Метод - это способ достижения определенной цели или решения задачи. Методы управления направлены на обеспечение высокой эффективности деятельности предприятия. Выбор конкретного метода зависит от определенных условий и сферы деятельности предприятия.

Под методами управления понимается совокупность правил, процедур и способов их влияния на управляемый объект для достижения поставленных целей [21, c.125]. Методы управления должны обладать:

- направленностью (ориентироваться на конкретное подразделение, цех, отдел);

- целевой установкой (иметь конкретную и измеримую цель);

- формой влияния на сотрудников (приказ, мотивация и пр.) [6, c.38].

Классификация методов управления по форме воздействия делит их на следующие группы:

- организационно-административные;

- экономические;

- социально-психологические [7, c.119].

Организационно-административные методы – этот методы, которые характеризуются непосредственным влиянием на объект и носят директивный характер. В основе этой группы методов лежит власть, дисциплина и принуждение. Это самая жесткая группа методов, так как не предоставляет сотрудникам выбора. Организационно-административные методы, в свою очередь, можно разделить на:

- организационные методы: нормирование, оргпроектирование, регламентирование. Организационные методы, как правило, используются в типовых ситуациях, а их целью является формирование правил, обязательных для выполнения (устав, положения, стандарты предприятия) [7, c.121]. Данная группа методов не направлена на конкретных сотрудников, т.е. является обезличенной;

- административные методы: приказ, распоряжение, инструкции. Административные методы применяются в конкретных случаях, требующих нестандартных решений. Цель данных методов заключается в выполнении сотрудниками определенных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций.

Целью экономических методов управления является обеспечение рационального применения законов экономики в деятельности предприятия. В рамках данных методов используются приемы и способы воздействия на объекты управления при помощи материальных стимулов, таких как заработная плата, премии, бонусы и пр. Экономические методы управления на сегодняшний день играют основную роль в процессе управления [13, c.152].

Под социально-психологическими методами управления понимается совокупность способов воздействия на отношения внутри трудового коллектива через индивидуальные потребности сотрудников и психологические особенности [1, c.85]. В рамках данной группы методов применяются инструменты морального стимулирования: