Файл: Понятие Менеджмента. Менеджер и предприниматель(Понятие, сущность и цели менеджера).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, сущность и цели менеджера
1.2 Функции и методы менеджмента
1.3. Роль менеджера в системе управления предприятием и его эффективность
2. Сущность и роль предпринимателя
2.1 Понятие, сущность и цели предпринимательской деятельности
2.2 Функции и виды предпринимательской деятельности
2.3 Роль предпринимательской деятельности
3. Сравнительная характеристика менеджера и предпринимателя
3.1 Специфические черты менеджера и предпринимателя
ВВЕДЕНИЕ
В текущих экономических условиях деятельность менеджера играет важнейшую роль с точки зрения эффективного развития предприятия любой сферы. Менеджмент при этом одновременно является наукой и практикой управления, а также организацией процесса управления предприятием и процесса принятия управленческих решений.
Одновременно с этим в условиях рыночной экономики на первый план выходит предпринимательство, являясь движущей силой любого развитого государства.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью адаптации любого предприятия в условиях рыночной экономики к постоянно меняющимся требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями. Данный вопрос важен как для собственника предприятия (предпринимателя), так и для его наемных работников, в том числе менеджеров. По своей сути менеджер и предприниматель преследуют схожие цели и добиваются их при помощи одинаковых инструментов, тем не менее мы не можем провести знак равенства между этими двумя понятиями.
Объектами данной работы являются понятия «менеджер» и «предприниматель».
Предмет исследования – сущность, функции и роли менеджера и предпринимателя в современных экономических условиях.
Цель данной работы заключается в определении схожих характеристик менеджера и предпринимателя и выявлении ключевых различий между этими двумя понятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и цели менеджера и предпринимателя;
- определить функции и методы менеджмента;
- определить функции и виды предпринимательской деятельности;
- охарактеризовать роль менеджера и предпринимателя с точки зрения управления предприятием;
- описать и сравнить специфические черты менеджера и предпринимателя;
- выявить ключевые различия менеджера и предпринимателя.
В работе использованы научные труды различных авторов, а также ресурсы сети Интернет.
1 Сущность и роль менеджера
1.1 Понятие, сущность и цели менеджера
В современных экономических условиях сложно переоценить важность менеджмента, поскольку именно благодаря принятию эффективных управленческих решений обеспечивается интеграция всех ресурсов и процессов предприятия и повышается его конкурентоспособность на рынке. Требования к лицам, занимающих должность менеджера постоянно растут как в области теоретической, так и практической подготовки. На сегодняшний день менеджер - ключевая фигура в деятельности любого коммерческого предприятия.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления. [21, c.35]
Под управлением, в данном случае, понимается управление человеческими ресурсами. В процессе управления происходит целенаправленное воздействие субъекта на объект. В управлении персоналом в качестве субъекта выступает менеджер, а объектом является предприятие, его подразделения и сотрудники. [13, c.23]
Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. [4, c.27] Менеджеры – это линейные и функциональные руководители отделов внутри предприятия. Менеджер в рамках предприятия является сотрудником, который организует достижение поставленных целей в интересах предприятия посредством управления другими сотрудниками.
Основная функция менеджера – руководство, а результатом труда выступают управленческие решения – особый вид информации, на основании которой регулируется деятельность сотрудников. Таким образом, работа менеджера заключается в разработке и передаче необходимой информации.
Эффективность работы менеджера оценивается по достижению им организационных целей при минимальных издержках. Под организационными целями понимается обеспечение стабильности и эффективности деятельности предприятия, а также удовлетворенность сотрудников. [3, c.95]
Управление на современном коммерческом предприятии можно разделить на управление персоналом, управление производством, управление сбытом и финансовое управление. В любом случае все данные процессы основываются на управлении сотрудниками, которое и выступает на первый план в оценке работы менеджера.
Система управления сотрудниками предприятия основывается на механизме управления, состоящем из функций, методов, принципов и стилей управления [5, c.113]. Функции управления – это отдельные виды деятельности, посредством которых происходит управление персоналом. Методы управления подразумевают способы воздействия на сотрудников и делятся на административные, экономические и социально-психологические [21, c.138]. Именно от методов управления зависит общий стиль руководства менеджера. Под принципами управления понимаются основополагающие истины, на которых строится вся система предприятия. Общепринятые принципы управления: эффективности, научной обоснованности, системности, конкуренции, разделения труда, стимулирования, оптимального сочетания централизации и децентрализации [8, c.152].
Менеджмент строится на принципе разделения труда, которое бывает горизонтальным и вертикальным. При горизонтальном разделении труда менеджеры выделяются в зависимости от специализации: менеджеры по логистике, по продажам, по маркетингу и т.д. Вертикальное разделение труда основывается на иерархии: топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и пр. Внутри одной области деятельности, например, в маркетинге, все менеджеры решают задачи в одной сфере, однако в зависимости от их уровня на иерархической цепочке они различаются по уровню ответственности, полномочий и размеру задач. Чем выше находится менеджер в иерархии предприятия, тем более стратегические задачи он решает.
Общими целями менеджера являются прогнозирование, планирование и достижение установленных показателей работы предприятия [13, c.48]. Конечная цель заключается в достижении необходимого уровня прибыли от коммерческой деятельности предприятия. Данная цель реализуется путем рациональной организации производственного и других процессов [21, c.152]. Помимо этого, менеджер должен управлять производством и (или) сбытом, заниматься совершенствованием научно-технической базы предприятия, эффективно использовать кадровый потенциал, повышать квалификацию сотрудников и стимулировать их к эффективному труду [14, c.87]. Таким образом, основная цель любого менеджера заключается в управлении, направленном на эффективную деятельность, присущее любому предприятию и отдельно взятому сотруднику.
Менеджер в процессе работы решает следующие задачи:
- организует процесс производства товаров и услуг, ориентируясь на спрос;
- привлекает к труду сотрудников, обладающих более высокой квалификацией;
- стимулирует сотрудников к повышению эффективности труда путем создания комфортных условий и системы мотивации;
- рассчитывает потребность в необходимых ресурсах и определяет их источники;
- участвует в разработке стратеги развития предприятия;
- определяет цели стратегического развития предприятия;
- формирует систему мероприятий для реализации поставленных целей;
- осуществляет контроль за достижением поставленных целей и задач [19, c.33].
Таким образом, менеджеры – это линейные и функциональные руководители отделов внутри предприятия, основной целью деятельности которых является достижение необходимого уровня прибыли от коммерческой деятельности предприятия посредством эффективного управления персоналом и процессами.
1.2 Функции и методы менеджмента
Функция, с точки зрения менеджмента, это вид управленческой деятельности, образующийся в результате разделения и специализации труда в сфере управления [18, c.25].
Функции менеджмента делятся на две группы:
- общие функции, которые повторяются во всех процессах управления (планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль и координация);
- специальные функции, обусловленные разделением труда в сфере снабжения, сбыта и производства. Данные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства и реализуются в функциональных и целевых подсистемах системы управления [20, c.51].
Функция планирования заключается в решении об основных целях предприятия и способов их достижения. Планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным. Стратегическое планирование заключается в определении поведения предприятия в выбранной рыночной нише. Тактическое планирование строится на установке промежуточных целей для выполнения стратегических задач [24, c.115]. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации. Совокупность всех видов планирования представляет собой общий бизнес-план развития предприятия. Планирование строится на принципах полноты, точности, экономичности, ясности и непрерывности. Эффективное планирование позволяет решить проблему неопределенности в рамках предприятия.
Функция организации выражается в определении постоянных и временных взаимоотношений между всеми отделами предприятия, определении порядка и условий его функционирования. Задачей данной функции является определение роли, уровня ответственности и подотчетности сотрудников и целых отделов предприятия [13, c.37].
Мотивация в управлении – это побуждение сотрудников к деятельности для достижения поставленных целей [10, c.121]. С точки зрения этой функции любой сотрудник предприятия – это ресурс, нуждающийся в эффективном побуждении к труду. Мотивация бывает материальной (денежной) и нематериальной (похвала вышестоящего руководителя, удовлетворение от достижения целей и задач).
Под контролем понимается процесс сопоставления плановых и фактически достигнутых результатов. Таким образом, контроль – это процедура оценки степени достижения поставленных целей, выполнения планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды. С точки зрения менеджмента, контроль является особым видом управленческой деятельности, удерживающим предприятие в рамках выбранного направления путем сравнения показателей с плановыми. Контроль бывает предварительным (до начала работ), текущим (в процессе работы) и заключительным (по итогам выполнения работы) [7, c.118].
Метод - это способ достижения определенной цели или решения задачи. Методы управления направлены на обеспечение высокой эффективности деятельности предприятия. Выбор конкретного метода зависит от определенных условий и сферы деятельности предприятия.
Под методами управления понимается совокупность правил, процедур и способов их влияния на управляемый объект для достижения поставленных целей [21, c.125]. Методы управления должны обладать:
- направленностью (ориентироваться на конкретное подразделение, цех, отдел);
- целевой установкой (иметь конкретную и измеримую цель);
- формой влияния на сотрудников (приказ, мотивация и пр.) [6, c.38].
Классификация методов управления по форме воздействия делит их на следующие группы:
- организационно-административные;
- экономические;
- социально-психологические [7, c.119].
Организационно-административные методы – этот методы, которые характеризуются непосредственным влиянием на объект и носят директивный характер. В основе этой группы методов лежит власть, дисциплина и принуждение. Это самая жесткая группа методов, так как не предоставляет сотрудникам выбора. Организационно-административные методы, в свою очередь, можно разделить на:
- организационные методы: нормирование, оргпроектирование, регламентирование. Организационные методы, как правило, используются в типовых ситуациях, а их целью является формирование правил, обязательных для выполнения (устав, положения, стандарты предприятия) [7, c.121]. Данная группа методов не направлена на конкретных сотрудников, т.е. является обезличенной;
- административные методы: приказ, распоряжение, инструкции. Административные методы применяются в конкретных случаях, требующих нестандартных решений. Цель данных методов заключается в выполнении сотрудниками определенных правил и норм в ситуациях несоблюдения требований, установленных в документах организационной подгруппы или при возникновении нештатных ситуаций.
Целью экономических методов управления является обеспечение рационального применения законов экономики в деятельности предприятия. В рамках данных методов используются приемы и способы воздействия на объекты управления при помощи материальных стимулов, таких как заработная плата, премии, бонусы и пр. Экономические методы управления на сегодняшний день играют основную роль в процессе управления [13, c.152].
Под социально-психологическими методами управления понимается совокупность способов воздействия на отношения внутри трудового коллектива через индивидуальные потребности сотрудников и психологические особенности [1, c.85]. В рамках данной группы методов применяются инструменты морального стимулирования: