Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и функции законодательной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и функции законодательной власти
1.1 Система законодательной власти
1.2 Основная функция законодательной власти
1.3 Специальные функции законодательной власти
2. Взаимосвязь законодательной власти с другими органами государственной власти
2.1 Связь законодательной и исполнительной власти
2.2 Связь законодательной и судебной власти.
Представительные органы республик являются преимущественно
8
однопалатными. Двухпалатные парламенты существуют в Башкортостане (Палата Представителей и Законодательная палата), Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата Представителей).
Численный состав парламентов определяется Конституциями и законами республик, а, следовательно, определяется на основе норм представительства, соответствующих размеру территории и численности населения каждой республики. Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителей, избираемых парламентом или палатой, и некоторых других лиц (в Саха (Якутия), например, избирается постоянный Секретарь палаты). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает Председателя, его заместителей и председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль за исполнением законов и других решений парламента. Депутаты входят также в разного рода ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии. Края, области и другие субъекты Российской Федерации. Представительная система этих субъектов Федерации принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые отличия. Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва)
9
Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года.
Компетенция законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др.
Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. Они также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителей и т. д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации.
1.2 Основная функция законодательной власти
Функции Федерального Собрания - главные направления и сферы деятельности федерального законодательного органа государственной власти.
Федеральное Собрание осуществляет следующие функции - законодательную, представительскую, контрольную и финансовую.
Одна, из которых является главной это - законодательная функция. Законодательная функция - наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию.
10
Законодательная функция федерального собрания проявляется в его деятельности по принятию федеральных законов. Посредством функции Федерального Собрания формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, или же их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.
Законодательная функция предполагает установление надежного правопорядка, допускает только один диктат- диктат права и закона. Она нацеливает на деловое сотрудничество, координацию, партнерские и союзнические отношения всех ветвей власти в нормотворческой деятельности, что гарантирует стабильность в стране, формирование правовой основы дальнейшего развития государства. Анализ законотворческой деятельности Федерального Собрания свидетельствует о безусловных достижениях в данной сфере, несмотря на то, что многое приходилось делать, начиная с нуля, так как российский парламент впервые стал заниматься законотворчеством на профессиональной основе. За период его работы были приняты такие законодательные акты, регулирующие наиважнейшие сферы государственной жизни, как Федеральные Конституционные законы "О Правительстве Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу
11
поправок к Конституции Российской Федерации". К наиболее значимым Федеральным законам, принятым Федеральным Собранием, следует отнести кодексы: Гражданский, Уголовный, Административный, Лесной, Жилищный, а также целый ряд законов, касающихся других аспектов жизни общества и государства. Наряду с позитивными сторонами законодательной деятельности Федерального Собрания в его законопроектной работе, в подходе к законодательству в целом, в разработке конкретных проектов законодательных актов имеются и негативные аспекты. В целях их устранения Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию были сформулированы конкретные задачи, решение которых было направлено, прежде всего, на усиление взаимодействия всех органов власти в законопроектной работе. Развитию этого процесса должно способствовать не только создание специальных структур - институтов постоянных полномочных представителей Президента и Правительства в Федеральном собрании, но и совместное формирование всеми ветвями власти перечня действительно первоочередных законопроектов, который должен отразить приоритеты во внутренней и внешней политике. К числу других рекомендаций, обращенных Президентом к Федеральному Собранию, следует также отнести: необходимость подготовки закона "О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов", что способствовало бы повышению уровня правового регулирования установленных процедур законодательного процесса; разработку проекта закона, который бы не допускал принятия законодательных актов, не обеспеченных финансовыми средствами, и в то же время обязывал Правительство более аргументирование обосновывать свою позицию; целесообразность принятия важнейших законов на основе широкого обсуждения специалистами и общественностью и т.д. Главной же идеей
12
совершенствования законодательной деятельности Федерального Собрания Президент считает выработку ясных, четких представлений о необходимых структуре и содержании российского правового пространства.Преодоление негативных сторон законодательной деятельности Федерального Собрания будет способствовать как уточнению в целом его основных полномочий по повышению качества принимаемого законодательства, так и по корректировке, дальнейшему развитию иных конкретных направлений его деятельности, связанных с осуществлением законодательной функции.
1.3 Специальные функции законодательной власти
К специальным функциям законодательной власти можно отнести контрольную, представительскую и финансовую.
Контрольная функция обусловлена системой "сдержек" и "противовесов". Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Конституция Российской Федерации фиксирует полномочия Совета Федерации по: вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. "м" ст. 83); отрешению Президента Российской Федерации от должности (ч. 1 ст. 93, п. "е" ч. 1 ст. 102); образованию Счетной палаты (ч. 5 ст. 101); утверждению указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения (п.п. "б", "в" ч. 1 ст. 102, ч. 2 ст. 87, 88); утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 102); решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 102); решению
13
кадровых вопросов, связанных с назначением и освобождением должностных лиц, определенных п. "ж", "з", "и" ч. 1 ст. 102. Даже функцию назначения выборов Президента (п. "д" ч. 1 ст. 102) в определенной мере можно считать контрольной, так как она тоже служит цели обеспечения баланса интересов президентской и парламентской ветвей власти. Глава государства, в свою очередь, наделен правом назначения выборов депутатов Государственной Думы, руководствуясь при этом той же целью. Расширение конституционных полномочий Совета Федерации по контролю происходит за счет текущего законодательства. В качестве примера приведем Федеральный закон от 27 мая 1996 года "О государственной охране". Согласно данному Федеральному закону, Федеральное Собрание осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны. Контрольная функция реализуется Советом Федерации при назначении на должность и освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".Закрепление контрольных полномочий палат парламента в текущем законодательстве воспринимается не как случайный фактор, а как закономерная, настоятельная потребность государственного строительства Парламентское право России. С другой стороны, расширение контрольного влияния палат через законодательство есть попытка восполнения существующих конституционных пробелов в этой сфере. Надо акцентировать внимание также на закреплении полномочий контроля за палатами, а не Федеральным Собранием в целом. Это, кстати, можно отнести и к особенностям решения этого вопроса именно в таком ключе в Конституции России. Это обусловлено достаточно узким объемом общей компетенции Федерального Собрания, растворившейся в
14
компетенции обеих палат. Еще одна особенность правового регулирования контрольной функции Федерального Собрания в целом, Совета Федерации и Государственной Думы в отдельности состоит в том, что оно выходит за рамки конституционных норм. Более подробно контрольные полномочия представлены в текущем законодательстве, развивающем конституционные предписания. Речь идет, например, о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".Существуют следующие виды контрольных полномочий Совета Федерации: бюджетно-финансовый контроль, контроль за деятельностью исполнительной власти, контроль за сферой государственного управления, контроль, связанный с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений, контроль в сфере обороны и безопасности, контроль в области внешней политики.Представительская функция, призванная выражать волю народа - основу государственной власти, реализуется путем проведения периодических парламентских выборов, направленных на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что представительность свойственна только парламенту, среди всех государственных институтов он выступает единственным органом общенародного представительства. Представительность выступает и как способ формирования Федерального Собрания - органа законодательной власти, и как способ его функционирования и деятельности. Важнейшая сторона представительной функции парламента - отражение в его деятельности разнообразных
15
специфических интересов, закрепляемых в федеральных законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных его решениях. Все народные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма. Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции Российской Федерации. Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты)
16
проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов.
Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве - необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.Содержание финансовой или финансово - бюджетной функции охватывается деятельностью Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализацией этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания Российской Федерации за своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подопечный Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата,
17
осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результате ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаи выявления нарушения в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, наносящий государству ущерб и требующий пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписание, обязательные для исполнения.Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности.