Файл: Законодательные органы государственной власти (Понятие и функции законодательной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Взаимосвязь законодательной власти с другими органами государственной власти

2.1 Связь законодательной и исполнительной власти

В соответствии с теорией разделения властей власть исполнительная - это власть организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.Правительство Российской Федерации - совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все федеральные органы исполнительной власти. Именно такое понимание заложено в ст.110, ч.1 Конституции Российской Федерации. Его упразднение означает упразднение самой исполнительной власти.Исполнительная власть проявляется через:1. Признаки организующего характера. Власть имеет управляющее воздействие и практическую деятельность по организации исполнения законов,

18

обеспечения исполнения актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энергию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях.2. Управляющее воздействие универсального характера проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где функционирует человеческое сообщество. 3. Управляющее воздействие имеет и административно-принудительный (в рамках закона), характер, опирается на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, административно-штрафные и иные меры принуждения. 4. Управляющее воздействие предметного характера осуществляется на конкретных территориях с конкретным контингентом людей, вовлекает реальные ресурсы, использует инструменты материального стимулирования и мотивации (награждения, финансовую поддержку и т.д.).Все эти признаки исполнительной власти обусловливают её организационно-правовую форму. От установления организационно-правовой формы зависят качество всего госаппарата управления, его пригодность и способность решать задачи.Исполнительная власть Российской Федерации - Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из: Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Федеральных Министров.Правительство Российской Федерации обладает широкой компетенцией в сферах развития, экономики, социально-культурной деятельности, правоохранительной деятельности. Объединяет, координирует и направляет деятельность федеральных министерств и других органов исполнительной власти. Органы этой власти не могут составлять жесткую вертикаль, т.к. это парализует инициативу субъектов


19

Федерации. Исполнительная власть Федерации и субъектов не должны действовать разрозненно - в таком случае эффективность решения многих проблем будет недостижима. Конституция Российской Федерации (ч.2 ст.77) предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и субъектов.Исполнительная власть в субъектах Федерации принадлежит различным по названиям органам: правительствам, областной, республиканской или краевой администрациями, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства и т.д.).Особенностью исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет: исполнительный характер, распорядительный характер, подзаконный характер. Исполнительный характер состоит в практическом претворении в жизнь законов, оперативное и динамичное руководство и управление. Эта особенность предопределяет разветвленность и дробность организационной структуры исполнительных органов. Распорядительный характер - состоит в издании органами исполнительной власти правовых актов - постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и т.д. Распорядительная деятельность органов исполнительной власти имеет подзаконный характер, т.е. основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных актах президента, должна соответствовать им.В Конституции Российской Федерации заложены основы взаимодействия исполнительной и законодательной власти. Выделим наиболее важные конституционные положения и нормы, касающиеся взаимоотношений Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.Чрезвычайно важным является право дачи согласия Государственной Думы на назначение Президентом Российской Федерации Председателя Правительства Российской

20

Федерации.Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Председателя Правительства Российской Федерации начинается с представления палате Президентом РФ либо его полномочным представителем в Государственной Думе соответствующей кандидатуры. После этого кандидат на должность Председателя представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации. Перед обсуждением кандидатуры последний отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы депутатов представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё.Решение Государственной Думы о даче согласия на назначение Председателя правительства Российской Федерации принимается по усмотрению Государственной Думы тайным голосованием путем подачи бюллетеней либо открытым голосованием, если большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы такое решение будет принято.В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры Президент Российской Федерации в течение недели со дня её отклонения вносит предложение о новой кандидатуре. Обсуждение и согласование новой кандидатуры на должность Председателя Российской Федерации происходит в Государственной Думе в течение недели со дня её представления Президентом Российской Федерации.В случае двукратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на должность Председателя Российской Федерации Президент Российской Федерации в течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе представить третью кандидатуру.Обсуждение и согласование третьей кандидатуры происходит в сроки и в порядке, которые предусмотрены для обсуждения и согласования первых двух кандидатур.После трехкратного отклонения представленных кандидатур


21

Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации и назначает новые выборы. Следует отметить, что Президент Российской Федерации не связан обязанностью представлять Государственной Думе кандидатуру разных кандидатов на должность Председателя Правительства Российской Федерации - это может быть и в первом и во втором, и в третьем случае одно и то же лицо.

Выбор кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации является прерогативой Президента Российской Федерации. Конституция Российской Федерации позволяет Президенту Российской Федерации самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды. В свою очередь Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства Российской Федерации, давая согласие или отказывая в согласии на назначение предложенной кандидатуры.Следует учитывать необходимость согласованных действий Президента Российской Федерации и Государственной Думы в ходе реализации своих полномочий в процедуре назначения Председателя Правительства Российской Федерации.Поэтому указанная процедура предполагает поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе Конституции Российской Федерации форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.Доверие, недоверие и отказ в доверии Правительству Российской Федерации.В целом российское законодательство предусматривает два варианта решения этой проблемы: Государственная Дума решает вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации (ст.117,п.3), Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству

22

Российской Федерации (ст.103,п. 1 "б").Выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации начинается с мотивированного предложения, которое может вносить группа численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. Указанное предложение вносится в Совет Государственной думы в письменной форме. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации в недельный срок после его внесения. Председатель Правительства Российской Федерации вправе выступить на заседании Государственной Думы с заявлением. В ходе обсуждения депутаты Государственной Думы задают вопросы Председателю Правительства Российской Федерации и другим членам Правительства Российской Федерации, высказываются за выражение недоверия Правительству Российской Федерации или против этого. Председатель Правительства Российской Федерации получает слово последним. Если в ходе обсуждения депутаты отзывают свои подписи, то вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации исключается из порядка работы палаты без дополнительного голосования. Постановление о недоверии Правительства Российской Федерации принимается открытым или тайным голосованием. Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации считается отклоненным, если оно не собрало большинства голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с п.4 ст.117 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Такое представление Председателя Правительства Российской Федерации должно быть мотивировано, а текст представления подлежит немедленному распространению среди депутатов Государственной Думы.


23

Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации во внеочередном порядке. Если Государственная Дума принимает решение об отказе в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.Важным в расширении компетенции Федерального Собрания в сфере взаимоотношений с Правительством Российской Федерации является Федеральный Конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", который углубил взаимодействие Федерального Собрания и правительства Российской Федерации, как в сфере законодательной власти, так и в области усиления контрольных функций российского парламента за деятельностью Правительства Российской Федерации. Важно отметить, что право законодательной инициативы Правительство Российской Федерации осуществляет посредством внесения законопроектов в Государственную Думу, при этом оно вправе вносить в Государственную Думу поправки к находящимся на рассмотрении Государственной Думы законопроектам. Поправки и законопроекты должны рассматриваться на заседании Правительства Российской Федерации и по ним должно приниматься соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Поступившие в Правительство из федеральных органов исполнительной власти проекты поправок к законопроекту прорабатываются и оформляются соответствующим подразделением и визируются в установленном порядке. Поправки к законопроекту, подписанные Председателем Правительства направляются в Государственную Думу, тем самым Инструкция не предусматривает необходимость рассмотрения вопроса о поправках к законопроекту на заседании Правительства

24

Российской Федерации. Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключение Правительства Российской Федерации, предусмотренное п.3 ст. 104 Конституции Российской Федерации, является официальным документом, оценивающим последствия влияния законопроекта, в случае его принятия, на сбалансированность доходов и расходов Федерального бюджета. Под введением или отменой налогов, освобождением от их уплаты, понимается также изменения ставок налогов, тарифов и иных обязательных платежей, поступающих в федеральный бюджет, а также в бюджетные и внебюджетные фонды, в том числе и для отдельных категорий плательщиков. Под выпуском государственных займов понимается эмиссия государственных ценных бумаг, размещаемых на внешнем или внутреннем рынке, доходы от которых поступают в Федеральный бюджет. Под изменением финансовых обязательств государства понимается изменение внешнего или внутреннего государственного долга, изменение порядка обслуживания внешнего или внутреннего государственного долга, изменение размеров или порядка предоставления социальных гарантий, ведения новых или отмена действующих видов социальной помощи, изменение категорий граждан, получающих социальную помощь, изменение финансовых обязательств государства. Под другими законопроектами, предусматривающими расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, понимаются законопроекты, содержащие прямое указание на то, что мероприятие финансируются за счет средств


25

федерального бюджета, прямое указание на необходимость принятия федеральных целевых программ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, для осуществления которых требуются материальные и финансовые средства и другие. Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы на законопроекты. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации могут быть в виде:

* изложения позиций Правительства Российской Федерации по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания законопроектам и законам;

* замечаний и предложений Правительства Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым в комитетах и комиссиям государственной Думы;

* мнения Правительства Российской Федерации об отсутствии необходимости в даче заключения на законопроекты (п.3 ст.104 Конституции Российской Федерации).

Официальный отзыв Правительства Российской Федерации на поступивший в Совет Федерации федеральный закон должен содержать сведения:

* о соответствии норм и положений принятого Федерального закона Конституции Российской Федерации и федеральным законодательным актам;

* о полноте учета Государственной умой заключения, официальных

26

отзывов и поправок правительства Российской Федерации на законопроект;

* о вопросах финансовой обеспеченности закона за счет средств федерального бюджета;

* о возможных социальных и экономических последствиях принятия закона.

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе правительства Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год. В федеральном законе "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрены и иные формы взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания:

* ответы членов правительства Российской Федерации на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

* запросы членов Совета Федерации и депутатов государственной думы;

* взаимоотношения Правительства Российской Федерации и комитетов и комиссий палат Федерального Собрания;

* предоставление информации об исполнении федерального бюджета.