Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда сферы.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 251
Скачиваний: 2
В настоящее время большое внимание стало уделяться вопросам психологического здоровья работников, начали активно разрабатывать и применять всевозможные приемы для борьбы и профилактики профессиональных деформаций.
Все мероприятия, которые обычно используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:
1. Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом", подразумевая за этими словами развитие у работника таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях, другими словами он "развивает" свою личность для того, чтобы она умещалась в профессиональных рамках.
2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы: несмотря ни на какие изменения.
3. Экономичный расход "эмоционального топлива". Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью. Среди мероприятий, направленных на поддержание устойчивого психологического состояния работника можно назвать разные способы "психологической защиты", оберегающие сотрудника от "вовлеченности в процесс"; сюда же относятся "контроль контрпереноса", "разделение ответственности", формализация и структурирование своей деятельности, использование "техник" и прочее. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении в итоге получается, что работа становится стандартной, где работник уже спокойно выполняет свои обязанности.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. Сюда также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, коллег, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов.
Существует также немало конкретных способов преградить путь профессиональным деформациям:
1. Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью. То есть у специалиста, ежедневно полностью отдающего себя работе, нет шансов функционировать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с саморазвитием, учебой, исследованиями, написанием научных статей.
2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций.
3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации.
4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях, а также умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности.
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
7. Открытость новому опыту.
8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу.
11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.
14. Хобби, доставляющее удовольствие.
15. Выполнения психотехнических упражнений.
В любой профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.
Заключение
Для конкретных профессиональных исследований полезно предварительно разделить все пространство бытия человека на две разные сферы: жизнь и профессиональная деятельность, которые существенно отличаются друг от друга по некоторым параметрам. Следует иметь ввиду, что если в жизни человек может проявлять себя как личность (в обществе, социуме, в клубном общении), то в социально-организованной деятельности, имеющей сложную социотехническую структуру, человек выступает лишь как субъект.
Объективно существующие мир наук, профессий и специальностей разделен. Это вынуждает делить людей, осваивающих ту или иную профессиональную роль. Если в психофизиологическом смысле эти влияния могут проявляться в виде профзаболеваний, то в социально- и дифференциально- психологическом аспектах эффекты этих влияний проявляются в виде профессиональных деформаций личности.
Доказывается, что наиболее глубоко и ярко признаки профессиональных деформаций проявляются в профессиях типа "человек-человек".
Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.
В общем плане психологические механизмы профессиональных деформаций целесообразно анализировать и описывать с помощью термина взаимодействие между субъектом и личностью как компонентами целостной структуры индивидуальности. Именно этот исследовательский принцип надо реализовывать при индивидуально- личностном подходе к конкретным профессиям и специальностям. Для организации мероприятий по профилактике профдеформаций следует помнить, что все (пере-)воспитывающие воздействия на личность можно реализовывать в пространстве непосредственно примыкающего к сфере профессионального труда и по поводу этого труда .
Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество, вып. 2, - л. : 1967. с. 366
2. Андреева Г. М. ,Богомолова H. H. ,Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе. М. :МГУ. 1978. с.265
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2000. с. 375
4. Асмолов А. Г. Психология личности. М. : 1987, с. 218
5. Баумгартен Ф. Психотехника. Исследования пригодности к профессиональному труду. М, : 1926, с. 56.
6. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.
7. Воробьёва М.А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. – 2015. - №1. – С. 22-25.
8. Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2006. - №4. - С.83-84.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ. - 1988. – с. 560
10. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академ. проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
11. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : МПСИ, Воронеж : МОДЭК, 2003.
12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996. — 400 с.
14. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21.
15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы, Л. – 1960. - с. 7.
16. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, - 2002. - с. 720
18. Свенцицкий А.Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с.
19. Сыманюк Э. Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: монография. Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т; УРО РАО. 2002.
20. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004.
21. Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С.35-55.
-
Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академ. проект, Екатеринбург : Деловая книга, 2003. ↑
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, - 2002. - с. 720 ↑
-
Мясищев В.Н. Личность и неврозы, Л. – 1960. - с. 7. ↑
-
Климов Е.А. Психология профессионала. — М., Воронеж, 1996. — 400 с. ↑
-
Свенцицкий А.Л. Социальная психология : учебник для бакалавров / А. Л. Свенцицкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 408 с. ↑
-
Сыманюк Э. Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: монография. Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т; УРО РАО. 2002. ↑
-
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002. ↑
-
Воробьёва М.А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. – 2015. - №1. – С. 22-25 ↑
-
Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М. : МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2004. ↑
-
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ. - 1988. - 560с ↑
-
Газикова О.В. Бедные люди, или административный восторг // Человек и труд. - 2006. - №4. - С.83-84. ↑
-
Теперкина М. В Способы предупреждения синдрома "эмоционального выгорания" // Вестник Московского университета. Сер.6. Психология. - 2006. - №6. - С.35-55. ↑
-
Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. - 2005. - №8. - С.11-21. ↑
-
Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : МПСИ, Воронеж : МОДЭК, 2003. ↑
-
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002. ↑