Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Темой данной курсовой работы является профессионально-личностные деформации субъекта труда. Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов.

Практически каждый работающий человек в нашем современном мире подвержен профессионально-личностной деформации, что непосредственно сказывается на личности работника, на его жизнь вне работы, в том числе на его семье. Как известно, большинство людей проводят большую часть своей активной жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Также актуальность работы обусловлена недостаточным количеством исследований в этой области.

В современном обществе люди стремятся развиваться в разных областях, при этом развитие должно быть гармоничным. Для этого необходимо знать понятие, признаки, виды и профилактику профессионально-личностной деформации субъекта труда.

Суть данного феномена отражена в работах Е.А. Климова, О.Г. Носковой, С.П. Безносова, Б.Д. Парыгина, Е.И. Рогова, Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер и др.

Цель исследования: исследовать профессионально-личностные деформации субъекта труда.

Объект исследования: профессиональное развитие личности.

Предмет исследования: профессионально-личностные деформации.

Сформулированные, таким образом, цель, объект и предмет позволили определить круг задач настоящего исследования:

  1. Рассмотреть сложившиеся теоретические и методические подходы к интерпретации профессионально-личностной деформации;
  2. Проанализировать существующие концепции, классификации и профилактику профессиональных деформаций;
  3. Исследовать профессионально-личностные деформации на примере сотрудника правоохранительных органов.

Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Профессионально-личностные деформации субъекта труда: общее понятие

Как известно, большинство людей проводят большую часть своей активной жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личностного развития. Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её.


Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически профессионального типа личности.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение "профессиональная деформация", как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека.

В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме. Она получила свое отдельное название - проблема взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания. Многие подчеркивали важность и актуальность ее более детального и конкретного исследования, анализа существующего мира профессий, разделенного и продолжающегося специализироваться мира труда и каждый раз, подтверждали недостаточность теоретико-методологической разработанности темы.

Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), Е.И. Рогов (1992, 2016), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003), С. П. Безносов (2004), Р. М. Грановская (2010), С. А. Дружилов (2013) и др.

В разных источниках и исследованиях даются разные трактовки и определения этого явления.

Э. Ф. Зеер в своих исследованиях дает такое определение деформации: это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.[1]

Например, в 1940г. С.Л. Рубинштейн считал следующую проблему особенно важной и актуальной на данном этапе: "преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она не только проявляется, но и формируется"[2]. Позднее В.Н.Мясищев, подчеркивая важность конкретней изучения взаимосвязи между личностью и субъектом деятельности, все еще призывал к тому, чтобы "психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности"[3].

Но и позднее Б.Г.Ананьев, А.А.Крылов, К.К.Платонов, А.Л.Свенцицкий, А.Н.Леонтьев, и многие другие обсуждали и решали эту проблему. Е.А. Климов в своей последней книге "Психология профессионала" утверждает: "Область психологического изучения профессий освоена психологами, надо признать, еще мало"[4].


И в наше время А.Л. Свенцицкий, подводя итоги анализа многих исследований личности и деятельности, пришел к выводу: "Проблема "профессиональной деформации" почти совершенно не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане. Одна из важнейших задач социалистического производственного коллектива состоит в формировании гармонично развитой личности, а не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен "профессиональной деформации". Исследования этого феномена должны проводиться на стыке социальной психологии труда и дифференциальной психологии, поскольку закономерно возникает вопрос о соотношении индивидуальных различий работников с их подверженностью "деформирующим" воздействиям профессиональной роли"[5].

В ряде европейских стран уже давно введен термин «усталость от профессии», что предполагает чрезвычайно серьезное отношение общества к данной проблеме и поиску путей ее решения. На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.

Профессиональная деформация личности— изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Например, профессиональная деформация учителя заключается в том, что на уроке он в определенный момент начинает искусственно, даже с некой параноидальной манией выискивать ошибки в работах учеников. Дома «деформированный» педагог начинает оценивать действия родственников, порой чересчур строго (мысленно измеряя все по пяти балльной шкале), анализирует приемлемость или неприемлемость действий незнакомых людей на улице, возмущается отсутствием культуры и т.п. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.


Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику и связан с закреплением негативных изменений в профессиональной деятельности и в повседневном поведении и общении. Сначала возникают временные негативные психические состояния, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника. Наступает устойчивое искажение конфигурации личностного профиля работника, что и является деформацией.

Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.

Например, профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим сферам.

Профессиональная деформация в познавательной сфере также может быть результатом глубокой специализации в какой-либо профессиональной сфере: человек ограничивает сферу своих познаний только теми из них, которые необходимы ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность в других областях. Другой формой проявления этого феномена является формирование профессиональных стереотипов и установок. Они представляют собой определенный уровень достигнутого мастерства и проявляются в знаниях, автоматизированных умениях и навыках, подсознательных установках, не загружающих сознания. Отрицательное влияние стереотипов проявляется и в упрощенном подходе к решению проблем, к созданию представления о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности.

Сформированные под влиянием той или иной профессии личностные особенности существенно затрудняют взаимодействие человека в социуме, особенно в непрофессиональной деятельности.

Профессиональная деформация личностных особенностей также может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта. Например, следователь в своей работе сталкивается с обманом, коварством и лицемерием, поэтому у него может выработаться повышенная критичность и излишняя бдительность. Дальнейшее развитие этих черт может привести к росту чрезмерной подозрительности, когда следователь в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но и распространяется на семейные и бытовые отношения.


Существуют исследования, которые ставили своей целью выявить причины появления этого феномена. Началом выявления этого явления послужила статья в 1936 г. молодого исследователя Ганса Селье, состоящая всего из 74 строк, но сильно поразившая науку. Статья называлась «Синдром, вызываемый разными поврежденными агентами», с этих строк, стало понятно, что существуют ряд факторов и причин, которые вызывают такое поведение людей, напряжение и неустойчивое состояние психики. Нарастающее напряжение ведет к неадекватному, избирательному реагированию на происходящее. Например, деловое общение во многом становится зависимым от того, с каким настроением человек пришел на работу. В меньшей степени оно определяется рабочими задачами. Появляются обиды на коллег. Человек начинает ощущать себя жертвой. Любые мелочи буквально выводят из себя.

Позже выделили различные состояния человека, которые проявлялись неадекватно на рабочем месте, но базовым назвали стресс. Самым первым был изучен физиологический стресс, который проявлялся быстрее, т. к. он был визуально ощутим (человек краснел, бледнел, выполнял неадекватные действия телом и т. д.), все это выражалось в эмоциях, так был изучен эмоциональный стресс, затем были искажения когнитивные (проблемы внимания, памяти, мышления), они отражали целостное состояние личности человека. Более поздним был изучен информационный стресс. Не умение работать с информацией в современном мире приводит к истощению всех сфер личности человека. На сегодняшний день в связи с большими объемами информации, с различными видами коммуникаций - самый распространенный, вызывающий профессиональные деформации - это информационный стресс. [6]

Одна из самых распространенных причин таких стрессов - организационные недостатки. К ним относятся, прежде всего, высокая рабочая нагрузка и при этом дефицит времени для выполнения работы. Отсутствие поддержки со стороны коллег и начальства. Недостаточное вознаграждение за работу - как материальное, так и непризнание важности выполняемой работы коллективом. Противоречивые требования к сотруднику. Постоянная угроза штрафных санкций, однообразная деятельность, отсутствие выходных дней и отпусков. Многие исследования и наблюдения за деятельностью людей в профессиональной сфере подтверждают тот факт, что многочисленные коммуникации, с которыми сталкивается человек в процессе деятельности, не всегда имеют положительный результат как в общении (люди не умеют общаться), так и в продукте взаимодействия (не всегда достигают цели).