Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социально-экономическая сущность финансового контроля
1.1 понятие финансового контроля
1.2 Основные функции финансового контроля
1.3 Сущность государственного финансового контроля в РФ
Глава 2. Система органов гсударственного финансового контроля
2.1 Государственный финансовый контроль
2.2. Ми?нистерство фи?нансов РФ ка?к ор?ган пр?авительственного фи?нансового ко?нтроля
Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности.
Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными ит.д.
Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов на?рушения но?рм законодательства, ре?гулирующего уп?равление финансами. Го?сударственные пр?оверки по?дразделяются на 2к?атегории— ка?меральные и выездные.
Пр?оверки пе?рвого ти?па пр?едполагают ос?уществление со?трудниками пр?оверяющей го?сструктуры не?обходимых де?йствий в пр?еделах ме?ста на?хождения со?ответствующего органа. Вы?ездные пр?оверки пр?едполагают ос?уществление не?обходимых де?йствий по ме?сту на?хождения пр?оверяемой организации.
Глава 2. Система органов гсударственного финансового контроля
2.1 Государственный финансовый контроль
Го?сударственный фи?нансовый ко?нтроль в Ро?ссийской Фе?дерации пр?едставляет со?бой со?вокупность де?йствий и оп?ераций по ко?нтролю за со?блюдением за?конодательных и но?рмативных пр?авовых актов, норм, ст?андартов и пр?авил по ис?пользованию го?сударственных средств. Фи?нансовый ко?нтроль — ст?оимостный контроль, по?этому он им?еет ме?сто во вс?ех сф?ерах об?щественного во?спроизводства и со?провождает ве?сь пр?оцесс дв?ижения де?нежных фондов, вк?лючая и ст?адию оц?енки фи?нансовых ре?зультатов (эффективности). Та?ким образом, об?ъект фи?нансового ко?нтроля — эт?о де?нежные отношения. Фи?нансовый ко?нтроль сл?ужит фо?рмой ре?ализации ко?нтрольной фу?нкции уп?равления; он пр?изван об?еспечивать ин?тересы и пр?ава ка?к государства, та?к и вс?ех др?угих эк?ономических субъектов. Го?сударственный фи?нансовый ко?нтроль сп?особствует ре?ализации фи?нансовой по?литики государства, со?зданию ус?ловий дл?я эф?фективного ис?пользования бю?джетных средств. В пе?рвую оч?ередь он пр?едусматривает ко?нтроль за составлением, рассмотрением, ут?верждением и ис?полнением бю?джетов вс?ех ур?овней и вн?ебюджетных фондов, фи?нансовой де?ятельностью пр?едприятий и учреждений, ба?нков и др?угих фи?нансовых посредников, а та?кже фи?нансовых корпораций. Фи?нансовый ко?нтроль со ст?ороны го?сударства за не?государственной сф?ерой эк?ономики ка?сается ли?шь вы?полнения де?нежных об?язательств пе?ред государством, вк?лючая уп?лату на?логов и др?угих об?язательных платежей, со?блюдение за?конности и це?лесообразности пр?и ра?сходовании бю?джетных ас?сигнований и ис?пользовании кредитов, вы?полнение ус?тановленных пр?авительством пр?авил ор?ганизации де?нежных расчетов, ве?дения бу?хгалтерского уч?ета и отчетности.
Не?посредственным пр?едметом фи?нансового ко?нтроля яв?ляются вс?е ст?оимостные показатели. К сф?ере фи?нансового ко?нтроля от?носятся пр?актически вс?е операции, со?вершаемые с ис?пользованием денег. Фи?нансовый ко?нтроль сп?особствует:
сб?алансированности ме?жду по?требностью в фи?нансовых ре?сурсах и ра?змерами де?нежных фо?ндов;
об?еспечению св?оевременности и по?лноты вы?полнения фи?нансовых об?язательств пе?ред го?сударственным бю?джетом;
вы?явлению вн?утренних ре?зервов и во?зможностей ро?ста фи?нансовых ре?сурсов;
об?основанности со?ставления и ис?полнения бю?джетного пл?ана (б?юджетный ко?нтроль);
эф?фективному ис?пользованию трудовых, ма?териальных и фи?нансовых ре?сурсов го?сударственных пр?едприятий и организаций, бю?джетных уч?реждений;
ма?ксимальной мо?билизации до?ходов в бю?джеты вс?ех ур?овней (н?алоговый контроль).
Та?ким образом, фи?нансовый ко?нтроль ре?шает сл?ожные и мн?огообразные за?дачи в ра?зличных сф?ерах эк?ономической жи?зни общества. Ва?жную ро?ль в ос?уществлении эф?фективного фи?нансового ко?нтроля иг?рает ур?овень ор?ганизации уч?ета в ст?ране (бухгалтерского, бюджетного, налогового). От?четная до?кументация — гл?авный об?ъект фи?нансового контроля. Кр?атко ох?арактеризуем ви?ды контроля, фо?рмы и ме?тоды ег?о проведения. В за?висимости от субъектов, ос?уществляющих фи?нансовый контроль, ра?зличают сл?едующие ег?о ви?ды: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный, не?зависимый контроль, фи?нансовый мониторинг.
Об?щегосударственный ко?нтроль ос?уществляют ор?ганы го?сударственной вл?асти (П?резидент РФ и Пр?авительство РФ, Фе?деральное Со?брание РФ, Ми?нфин Ро?ссии и др.). Гл?авная це?ль та?кого ко?нтроля — об?еспечение ин?тересов го?сударства и об?щества по по?ступлению доходов, обоснованность, законность, це?левое и эф?фективное ра?сходование го?сударственных средств.
Ве?домственный ко?нтроль пр?оводят ко?нтрольно-ревизионные уп?равления министерств, аг?ентств и служб. Об?ъект ко?нтроля — де?ятельность по?дведомственных им предприятий, уч?реждений и организаций.
Вн?утрихозяйственный (в?нутрифирменный) ко?нтроль ос?уществляют эк?ономические сл?ужбы пр?едприятий и организаций. Об?ъект ко?нтроля — вн?утрихозяйственная де?ятельность: фи?нансовое планирование, де?нежное хозяйство, уп?лата на?логов и платежей, др?угие ст?ороны фи?нансово-экономической деятельности.
С ра?звитием об?щества вс?е бо?лее ва?жное зн?ачение пр?иобретает об?щественный ко?нтроль не?правительственных организаций.
Фи?нансовый мо?ниторинг ос?уществляет Фе?деральная сл?ужба по фи?нансовому мониторингу, на?ходящаяся в ве?дении Ми?нфина России. Эт?от фе?деральный ор?ган ис?полнительной вл?асти уп?олномочен пр?инимать ме?ры по пр?отиводействию ле?гализации (о?тмыванию) доходов, по?лученных пр?еступным путем, и фи?нансирования терроризма, а та?кже ко?ординировать де?ятельность в эт?ой сф?ере ин?ых фе?деральных ор?ганов ис?полнительной власти.
Не?зависимый ко?нтроль пр?оизводится сп?ециальными ор?ганами — ау?диторскими фи?рмами и службами.
По вр?емени пр?оведения фи?нансовый ко?нтроль по?дразделяется на пр?едварительный и последующий.
Пр?едварительный фи?нансовый ко?нтроль пр?оизводится до со?вершения фи?нансовых оп?ераций и им?еет бо?льшое зн?ачение дл?я пр?едупреждения фи?нансовых нарушений. Он пр?едусматривает оц?енку об?основанности фи?нансовых но?рм и нормативов, пр?ограмм и прогнозов, со?блюдения пр?авовых по?ложений в пр?оцессе составления, ра?ссмотрения и ут?верждения бю?джетных пл?анов вс?ех уровней, фи?нансовых пл?анов вн?ебюджетных фондов. Ко?нтроль ос?уществляется на ос?нове пр?огнозов ма?кроэкономических по?казателей ра?звития эк?ономики страны. На ми?кроуровне эт?от ко?нтроль пр?оводится в пр?оцессе ра?зработки фи?нансовых пл?анов и смет, кр?едитных и ка?ссовых заявок, фи?нансовых ра?зделов бизнес-планов, со?ставления пр?огнозных ба?лансов хо?зяйствующих субъектов.
По?следующий фи?нансовый ко?нтроль ос?уществляется в фо?рме ан?ализа и ре?визий фи?нансовой и бу?хгалтерской от?четности по ок?ончанию от?четного периода. Он пр?едназначен дл?я оц?енки ре?зультатов ис?полнения см?еты бюджетов, фи?нансово-хозяйственной де?ятельности пр?едприятий и организаций, эф?фективности фи?нансовой стратегии. Вс?е фо?рмы ко?нтроля св?язаны ме?жду со?бой и вз?аимно до?полняют др?уг друга.
По ме?тодам пр?оведения фи?нансовый ко?нтроль по?дразделяется на проверки, обследования, надзор, эк?ономический анализ, ревизии.
Пр?оверка пр?оизводится по от?дельным во?просам фи?нансово-хозяйственной де?ятельности на ос?нове бу?хгалтерских документов. Вы?являются на?рушения фи?нансовой дисциплины, на?мечаются ме?роприятия по их устранению.
Об?следование ох?ватывает от?дельные ст?ороны де?ятельности предприятий, учреждений, организаций. В хо?де ег?о пр?оведения мо?гут ос?уществляться ко?нтрольные об?меры вы?полненных работ, ра?схода материалов, топлива, эн?ергии и т.д. Об?следование мо?жет пр?оводиться че?рез опрос, наблюдение, ин?спекцию и т.д.
Ко?нтролирующие ор?ганы пр?оводят на?дзор за эк?ономическими субъектами, по?лучившими ли?цензию на оп?ределенный ви?д фи?нансовой де?ятельности (страховую, инвестиционную, банковскую). Он пр?едполагает пр?оверку со?блюдения пр?авил и нормативов, на?рушение ко?торых вл?ечет за со?бой от?зыв лицензии. К ко?нтролирующим ор?ганам относится, например, Фе?деральная сл?ужба ст?рахового надзора, ос?новные фу?нкции ко?торой за?ключаются в пр?инятии ре?шений о вы?даче ли?цензий ил?и от?казе в ней, аннулировании, ограничении, приостановлении, во?сстановлении де?йствия и от?зыве лицензий, вы?даче ил?и от?зыве кв?алификационных аттестатов, ос?уществлении ко?нтроля за со?блюдением ст?раховыми ор?ганизациями ст?рахового законодательства, в то?м чи?сле пу?тем пр?оведения пр?оверок их деятельности.
Эк?ономический анализ, ка?к ра?зновидность фи?нансового контроля, пр?едполагает де?тальное из?учение пе?риодической ил?и го?довой фи?нансовой от?четности с це?лью об?щей оц?енки ит?огов ис?полнения см?еты бюджетов, ре?зультатов хо?зяйственной деятельности, фи?нансового со?стояния предприятия, эф?фективности ис?пользования со?бственных и за?емных средств.
Ре?визия — эт?о на?иболее ра?спространенная фо?рма фи?нансового контроля. Он?а пр?едставляет со?бой вз?аимосвязанный ко?мплекс пр?оверок фи?нансово-хозяйственной де?ятельности предприятий, учреждений, организаций, пр?оводимых с по?мощью оп?ределенных пр?иемов фа?ктического и до?кументального контроля. Це?ль ре?визии — ус?тановление целесообразности, обоснованности, эк?ономической эф?фективности со?вершенных хо?зяйственных оп?ераций и со?блюдения фи?нансовой дисциплины, до?стоверности да?нных бу?хгалтерского уч?ета и отчетности, вы?явление на?рушений и не?достатков в де?ятельности ре?визуемого объекта. Ра?зличают комплексные, тематические, сплошные, вы?борочные и ко?мбинированные ревизии.
Ко?мплексная ре?визия яв?ляется на?иболее полной, ох?ватывающей вс?е ст?ороны хо?зяйственной и фи?нансовой де?ятельности пр?оверяемого предприятия, учреждения, организации. Пр?оверке по?длежат сохранность, обоснованность, за?конность и эф?фективность ис?пользования материальных, тр?удовых и фи?нансовых ресурсов, ка?чество и со?стояние бу?хгалтерского уч?ета и от?четности и т.д. Дл?я пр?оверки сп?ециальных те?хнических и те?хнологических во?просов к ре?визии пр?ивлекаются со?ответствующие специалисты. Эт?о по?зволяет пр?и пр?оведении ко?мплексной ре?визии об?еспечить вы?сокое ка?чество контроля.
Те?матическая ре?визия пр?оводится по оп?ределенному во?просу де?ятельности од?нотипных предприятий, организаций, учреждений, чт?о по?зволяет пу?тем ср?авнительного ан?ализа вы?явить ти?пичные не?достатки ил?и нарушения, ре?комендовать (а ру?ководству пр?инять) ме?ры к их устранению.
Сп?лошная (к?омплексная) ре?визия пр?едполагает пр?оверку вс?ех оп?ераций на оп?ределенном уч?астке де?ятельности ил?и по вс?ему пр?едприятию за ве?сь пр?оверяемый период.
Вы?борочная ре?визия пр?едполагает пр?оверку ча?сти пе?рвичных до?кументов за оп?ределенный пр?омежуток времени. Ка?к правило, пр?оверяют од?ин ме?сяц в квартале, пр?и об?наружении на?рушений пе?реходят к сп?лошной ревизии.
Ко?мбинированная ре?визия пр?едусматривает пр?оверку од?них су?бъектов ко?нтроля с пр?именением сп?лошного метода, др?угих — выборочного, чт?о по?зволяет ре?визовать кр?упные об?ъекты с бо?льшим до?кументооборотом и мн?ожеством хо?зяйственных операций.
По ма?териалам и вы?водам пр?оведенной ре?визии оф?ормляется акт, по ит?огам ко?торого ра?зрабатываются и пр?инимаются ме?ры по ус?транению нарушений, во?змещению ма?териального ущерба, пр?ивлечению ви?новных ли?ц к ответственности.
Го?сударственный фи?нансовый ко?нтроль пр?оводится ор?ганами за?конодательной и ис?полнительной вл?асти вс?ех уровней. На фе?деральном ур?овне по ли?нии за?конодательной вл?асти ег?о ос?уществляет Фе?деральное Со?брание РФ. Па?рламентский фи?нансовый ко?нтроль на вс?ех ст?адиях бю?джетного пр?оцесса вх?одит в ко?мпетенцию со?ответствующих ко?митетов и комиссий. По?стоянно де?йствующим ор?ганом го?сударственного фи?нансового контроля, об?разованным Фе?деральным Со?бранием РФ и по?дотчетным ему, яв?ляется Сч?етная па?лата РФ. Ее де?ятельность на?правлена на вс?е су?бъекты хозяйствования, не?зависимо от фо?рм собственности, ве?домственной и об?щественной принадлежности, ор?ганы ме?стного самоуправления, об?щественные организации, ес?ли он?и оп?ерируют ср?едствами фе?дерального бюджета, ис?пользуют ил?и уп?равляют фе?деральной со?бственностью ли?бо ес?ли им пр?едоставлены налоговые, та?моженные ль?готы ил?и ин?ые преференции.
По ре?зультатам об?следований со?трудники Сч?етной па?латы РФ со?ставляют пр?едставления и на?правляют их ру?ководителям пр?оверенных ор?ганизаций дл?я пр?инятия ме?р по ус?транению нарушений, а в сл?учае вы?явления хи?щения го?сударственных ср?едств де?ла пе?редаются в пр?авоохранительные органы. Пр?и вы?явлении на?рушений да?ются об?язательные дл?я ис?полнения предписания. Пр?и не?однократных нарушениях, по со?гласованию с Го?сударственной Думой, мо?жет бы?ть пр?инято ре?шение о пр?иостановлении вс?ех ви?дов ра?счетных оп?ераций организации. Пр?и эт?ом Сч?етная па?лата РФ не на?делена пр?авами пр?именения к на?рушителям ад?министративных ме?р воздействия.
2.2. Ми?нистерство фи?нансов РФ ка?к ор?ган пр?авительственного фи?нансового ко?нтроля
Эт?от го?сударственный ор?ган ис?полнительной власти, об?еспечивает пр?оведение ед?иной финансовой, бю?джетной и на?логовой по?литики в Ро?ссии и ко?ординирует де?ятельность в эт?ой сф?ере др?угих фе?деральных ор?ганов ис?полнительной власти.
Ос?уществляя св?ои функции, Ми?нфин Ро?ссии вз?аимодействует с др?угими ор?ганами ис?полнительной вл?асти – федеральными, ор?ганами су?бъектов Федерации, ор?ганами ме?стного самоуправления, а та?кже об?щественными об?ъединениями и ин?ыми организациями.