Файл: Проблемы независимости центральных банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования проблемы независимости центральных банков (ЦБ) определяется тем, что, по мнению многих экономистов, она является важным условием успешного развития рыночной экономики. Эффективность экономики любой страны обусловлена стабильностью национальной валюты, низкими темпами инфляции, надежностью банковской системы и пр. Насколько независимость органов денежно-кредитного регулирования способствует достижению указанных целей – один из активно обсуждаемых вопросов в мировой экономической теории и практике на протяжении длительного времени.

Вопрос о независимости центрального банка крайне актуален для России. Сфера денежно-кредитных отношений до сих пор остается весьма уязвимой, и ее стабильность во многом определяется действиями Центрального банка России, активные действия которого осенью 2008 г. позволили не допустить масштабного банковского кризиса в стране.

Объект исследования – независимость центральных банков.

Предмет исследования – процесс оценки независимости центральных банков.

Цель работы – выделить проблемы независимости центральных банков.

Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить ряд задач:

Информационной основой явились исследования специалистов в области банковского дела. Теоретические исследования и основные положения работы опирались на статистическую отчетность Банка России, а также результаты специальных исследований, проведенных различными авторами в сети Интернет.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, единство логического и исторического подходов к изучению явлений в банковской сфере. В процессе исследования использовался системный подход, а также общенаучные методы познания: абстракция, обобщение, анализ, построение таблиц и графических зависимостей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения (общий объём 27 с., 4 рисунка, 1 таблица), списка использованной литературы, включающего 18 источников.


Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи. В первой главе «Теоретические основы независимости центральных банков» раскрывается понятие независимости центральных банков; классификация форм независимости центрального банка; проблемы оценки независимости центральных банков. Во второй главе «Независимость центральных банков: российский и зарубежный опыт» изучен зарубежный опыт независимости центральных банков; определен правовой статус и независимость Банка России; выделены проблемы независимости Банка России. В заключении сформулированы основные выводы.

1. Теоретические основы независимости центральных банков

1.1. Понятие независимости центральных банков

Независимость центрального банка – в экономической литературе институциональная характеристика центрального банка, описывающая степень его свободы от прямого политического или правительственного влияния при проведении денежно-кредитной политики.

Унифицированного определения независимости центрального банка в экономической литературе не сложилось. Ее определяют, как способность центрального банка самостоятельно применять инструменты денежно-кредитной политики. Как характеристика правил, ограничивающих влияние правительства на денежно-кредитную политику центрального банка. Как делегирование полномочий и ответственности за денежно-кредитную политику неизбранным должностным лицам, на которых правительство может оказывать ограниченное влияние.

Под независимостью обычно понимают способность центрального банка самостоятельно принимать решения по денежно-кредитной политике, не подвергаясь влиянию других заинтересованных лиц, которых довольно много: от министерств, которые хотят недорогого рефинансирования для своих отраслей, до банкиров, желающих избавиться от пристального надзора.

Независимости способствуют законодательно закрепленные цели деятельности центрального банка, которые не могут меняться со временем и являются долгосрочными: прежде всего, это ценовая стабильность. Кроме того, центральный банк обладает операционной независимостью, благодаря которой самостоятельно подбирает перечень промежуточных и операционных целей денежно-кредитной политики. В частности, какой должна быть его процентная ставка для поддержания ценовой стабильности. Он также пользуется независимостью денежно-кредитных инструментов, которая оставляет ему свободу выбора в том, какие операции, на какие суммы и сроки проводить для достижения промежуточных и операционных целей.[1]


Достижение этих целей было бы невозможно, если бы центральный банк не обладал кадровой и финансовой независимостью. Его руководство не чувствительно к политическому циклу и назначается законодательной властью на фиксированный срок. Центральный банк обладает собственным бюджетом, не зависящим от расходов правительства и государственного бюджета. Все вместе это обеспечивает самостоятельность при принятии решений, за которые центральный банк несет ответственность перед парламентом и обществом.

На 2019 г. насчитывается более 3200 книг по теме независимости центрального банка и порядка 1,5 млн. исследований. Это одна из наиболее популярных тем политической экономии. В течение 2010-х гг. акцент исследователей сосредоточился на двух направлениях: влияние независимости на политику управления суверенным долгом и роль демократических режимов. Как ни странно, независимый центральный банк дисциплинирует министерство финансов. Его взвешенная политика побуждает фискальные власти проводить более продуманную налогово-бюджетную политику, в том числе управление госдолгом, что укрепляет бюджетную устойчивость. Исследования также свидетельствуют, что независимый центральный банк снижает влияние политического цикла на инфляцию не только в демократических обществах, но и при авторитарных режимах.

Таким образом, унифицированного определения независимости центрального банка в экономической литературе не сложилось. Независимость центрального банка – в экономической литературе институциональная характеристика центрального банка, описывающая степень его свободы от прямого политического или правительственного влияния при проведении денежно-кредитной политики. Центральный банк обладает собственным бюджетом, не зависящим от расходов правительства и государственного бюджета. Все вместе это обеспечивает самостоятельность при принятии решений, за которые центральный банк несет ответственность перед парламентом и обществом.

1.2. Классификация форм независимости центрального банка

Экономист В. Грилли (министр экономики Италии в 2012-2013 гг.) совместно с соавторами в 1991 году предложил понятия политической независимости центрального банка и его экономической независимости. В оригинальной работе они определяют политическую независимость как способность центрального банка выбирать конечную цель денежно-кредитной политики, такую как инфляция или уровень экономической активности. Она зависит от порядка назначения руководства центрального банка, характера взаимосвязей между центральным банком и правительством, а также формальной ответственности (мандата) центрального банка. Экономическая независимость в их понимании представляет собой способность центрального банка выбирать инструменты для достижения своих целей. Она определяется степенью влияния правительства на свои заимствования (через кредиты или покупку государственных ценных бумаг) у центрального банка и природой инструментов, находящихся под управлением центрального банка. Если правительство может определять объем и условия, на которых оно привлекает займы у центрального банка, оно влияет на создание денежной базы и уменьшает экономическую независимость центрального банка.[2]


Аналогичную простую классификацию форм независимости центрального банка предложили С. Фишер (председатель Банка Израиля в 2005-2013 годах и вице-председатель ФРС США 2014-2017 годах) и Гай Дебелл (будущий заместитель председателя Резервного банка Австралии) в 1994 году. Они описали две формы независимости денежных властей. Первая представляла собой независимость цели деятельности общественного института, которая предполагает наличие у центрального банка цели, отличной от цели фискальных властей.  Вторая представляет собой независимость инструмента экономической политики, что означает, что денежные власти должны располагать независимыми, то есть собственными инструментами для достижения своей цели.[3]

Старший экономист МВФ Т. Лыбек расширил их определение, включая независимость целей денежно-кредитной политики, операционную независимость и независимость денежно-кредитных инструментов. Независимость целей денежно-кредитной политики представляет собой самостоятельную постановку центральным банком своей конечной цели. Операционная независимость (или независимость в выборе целевых переменных денежно-кредитной политики) означает, что центральный банк самостоятельно подбирает перечень промежуточных и операционных целей, которые будут использоваться для достижения конечной цели денежно-кредитной политики. Независимость денежно-кредитных инструментов или инструментальная независимость предполагает свободу выбора и применения инструментов денежно-кредитной политики.

Таким образом, выделяют политическую независимости центрального банка и его экономическую независимость. Политическая независимость – это способность центрального банка выбирать конечную цель денежно-кредитной политики, такую как инфляция или уровень экономической активности. Экономическая независимость представляет собой способность центрального банка выбирать инструменты для достижения своих целей. Также выделяют две формы независимости денежных властей. Первая представляла собой независимость цели деятельности общественного института.  Вторая представляет собой независимость инструмента экономической политики. Выделяют операционную независимость и независимость денежно-кредитных инструментов.

1.3. Проблемы оценки независимости центральных банков


Для сравнения независимости центральных банков таких государств, как Российская Федерация, США и стран Евросоюза, можно использовать GМТ-индекс, который был предложен Грилли, Маскиандаро, Табеллини и назван по первым буквам их фамилий.[4]

Данный индекс включает в себя два индекса (политической и экономической независимости). Переменные данных индексов – это бинарные значения, которые могут принимать значения «истина» - 1 и «ложь» 0.

Политическая независимость (целевая независимость) центрального банка заключается в законодательно возможном избрании руководства независимо от исполнительной власти, т.е. его структура и иерархия, в выборе конечной цели денежно-кредитной политики, а также взаимодействия и взаимоотношения банка с органами государственной власти (рисунок 1).

Рисунок но 1 – GМТ он -индекс политической там независимости

Экономическая (инструментальная) независимость это возможность использования банком имеющихся в его распоряжении методов денежно-кредитной политики, возможности предоставлять кредиты правительству, ответственность за банковский сектор экономики и порядок финансовой отчетности (рисунок 2).[5]

Рисунок же 2 – GМТ бы -индекс экономической от независимости

Максимальное значение GМТ-индекса независимости центральных банков равно 16, то из рисунка 3 следует, что все три банка в той или иной степени зависимы от органов государственного управления.

Рисунок раз 3 – Общий как GMT-индекс при независимости центральных от банков

По полученным результатам, можно сказать, что Европейский центральный банк наиболее независим, далее Федеральная резервная система США, что же касается Центрального Банка РФ, то значение индекса показывает зависимость, ведь он в два раза меньше значения абсолютной независимости.

Степень независимости в разных странах определяется, прежде всего, исторически и делать выводы о том, что зависимость от государственной власти это негативное явление нельзя. На практике не существует Центральных банков полностью независимых от исполнительной власти, даже наоборот, правительство старается координировать политику центральных банков: во взаимодействии друг с другом они стараются более эффективно согласовывать свои действия и достигать общих целей, но ответственность за их исполнение закрепляется в зависимости от законодательных полномочий. Так, например, в главе IV ФЗ № 86 прописаны взаимоотношения правительства и Банка России. Министр финансов РФ и министр экономического развития РФ (другой представитель) участвуют в заседаниях ЦБ РФ, а Банк России консультирует соответствующие органы по финансовым вопросам.[6] В статье 21 данного ФЗ закреплено информирование и консультирование друг друга по вопросам общегосударственного значения. Согласованность в действиях необходима для достижения эффективных результатов, как в вопросах денежно-кредитной политики, так и в других вопросах, связанных с экономической сферой, в частности банковским сектором.