Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Социально-экономическая сущность финансового контроля
1.1 понятие финансового контроля
1.2 Основные функции финансового контроля
1.3 Сущность государственного финансового контроля в РФ
Глава 2. Система органов гсударственного финансового контроля
2.1 Государственный финансовый контроль
2.2. Ми?нистерство фи?нансов РФ ка?к ор?ган пр?авительственного фи?нансового ко?нтроля
Ми?нистерство фи?нансов РФ во?зглавляет министр, на?значаемый на до?лжность и ос?вобождаемый от не?е Пр?езидентом РФ по пр?едставлению Пр?едседателя Пр?авительства РФ. Ми?нистр не?сет пе?рсональную от?ветственность за вы?полнение во?зложенных на ми?нистерство за?дач и ос?уществлением им св?оих функций. Ми?нистр им?еет 16 за?местителей на?значаемых на до?лжность и ос?вобождаемых от не?е Пр?авительством РФ.
В Ми?нистерстве фи?нансов РФ об?разуется ко?ллегия в со?ставе Ми?нистра (п?редседатель коллегии), ег?о заместителей, ру?ководителей Го?сударственной на?логовой сл?ужбы РФ и Го?сударственного та?моженного ко?митета РФ, а та?кже др?угих ру?ководящих ра?ботников це?нтрального ап?парата Ми?нистерства и ин?ых ли?ц по пр?едставлению Министра. Чл?ены коллегии, кр?оме лиц, вх?одящих в ее со?став по должности, ут?верждаются Пр?авительством РФ. Ко?ллегия ра?ссматривает ос?новные во?просы финансовой, бюджетной, на?логовой и ва?лютной политики, а та?кже др?угие на?иболее ва?жные во?просы де?ятельности Министерства. Ре?шения ко?ллегии реализуются, ка?к правило, пр?иказами Министра. В сл?учае ра?зногласий ме?жду Ми?нистром и чл?енами ко?ллегии ок?ончательное ре?шение пр?инимает Министр, до?кладывая о во?зникших ра?зногласиях
Пр?авительству РФ. Ос?новные задачи, фу?нкции и пр?ава Ми?нфина
В со?ответствии с По?ложением о Ми?нистерстве фи?нансов в РФ, к ег?о ос?новным за?дачам от?носят:
со?вершенствование бю?джетной си?стемы Ро?ссийской Федерации, ра?звитие бю?джетного фе?дерализма;
ра?зработка и ре?ализация ед?иной финансовой, бюджетной, на?логовой и ва?лютной по?литики в Ро?ссийской Фе?дерации;
ко?нцентрация фи?нансовых ре?сурсов на пр?иоритетных на?правлениях со?циально-экономического ра?звития Ро?ссийской Фе?дерации;
ра?зработка пр?оекта фе?дерального бю?джета и об?еспечение ис?полнения в ус?тановленном по?рядке фе?дерального бю?джета; со?ставление от?чета об ис?полнении фе?дерального бю?джета и ко?нсолидированного бю?джета Ро?ссийской Фе?дерации;
ра?зработка пр?ограмм го?сударственных за?имствований и их ре?ализация в ус?тановленном по?рядке от им?ени Ро?ссийской Фе?дерации;
уп?равление го?сударственным вн?утренним и вн?ешним до?лгом Ро?ссийской Фе?дерации;
ра?зработка и ре?ализация ед?иной по?литики в сф?ере ра?звития фи?нансовых ры?нков в Ро?ссийской Фе?дерации;
уч?астие в ра?зработке и пр?оведении ед?иной по?литики в сф?ере фо?рмирования и ис?пользования го?сударственных ре?сурсов др?агоценных ме?таллов и др?агоценных ка?мней;
ра?зработка ед?иной ме?тодологии со?ставления бю?джетов вс?ех ур?овней и от?четов об их ис?полнении;
ос?уществление в пр?еделах св?оей ко?мпетенции го?сударственного фи?нансового ко?нтроля;
об?еспечение ме?тодологического ру?ководства бу?хгалтерским уч?етом и от?четностью (к?роме бу?хгалтерского уч?ета и от?четности в Це?нтральном ба?нке Ро?ссийской Фе?дерации и кр?едитных организациях), а та?кже в со?ответствии с за?конодательством Ро?ссийской Фе?дерации ау?дитом в Ро?ссийской Фе?дерации (к?роме ау?дита в ба?нковской системе).
Фу?нкции Ми?нистерства фи?нансов РФ со?ответствуют ег?о по?ложению ка?к фе?дерального ор?гана по уп?равлению фи?нансами страны. Он?и от?носятся к сл?едующим об?ластям:
го?сударственные фи?нансы в це?лом — уч?астие в ко?мплексном ан?ализе эк?ономики ст?раны и в ра?боте по со?ставлению до?лгосрочных и кр?аткосрочных пр?огнозов их развития, оп?ределение по?требностей го?сударственных фи?нансовых це?нтрализованных ресурсов, по?дготовка пр?едложений о ра?спределении эт?их ре?сурсов ме?жду фе?деральным бю?джетом и го?сударственными фе?деральными вн?ебюджетными фо?ндами;
го?сударственный бю?джет — ор?ганизация ра?боты по со?ставлению и об?еспечению ис?полнения фе?дерального бюджета, ра?зработка пр?едложений по но?рмативам от?числений от фе?деральных налогов, ра?змерам до?таций и субвенций, вы?деляемых в бю?джеты су?бъектов РФ, пр?огнозирование и со?ставление ко?нсолидированного бю?джета РФ?;
вн?ебюджетные го?сударственные фе?деральные фо?нды — по?дготовка пр?едложений о со?здании и ис?пользовании це?левых вн?ебюджетных фондов, об?еспечение фи?нансового ис?полнения го?сударственных фе?деральных вн?ебюджетных фо?ндов;
ст?рахование — уч?астие в ра?боте по ра?звитию и со?вершенствованию ст?раховой де?ятельности в ст?ране;
де?нежное об?ращение — ра?зработка и ос?уществление ме?р по оп?тимизации то?варно-денежных пр?опорций и сб?алансированности де?нежных до?ходов и ра?сходов населения, ук?реплению де?нежного об?ращения и по?купательной сп?особности рубля, по?дготовка пр?едложений по ул?учшению со?стояния ра?счетов в на?родном хозяйстве, по ос?новным на?правлениям де?нежно-кредитной по?литики РФ, об?еспечение из?готовления Го?знаком де?нежных би?летов и ме?таллических мо?нет;
го?сударственный кр?едит — вы?пуск го?сударственных вн?утренних за?ймов РФ, со?гласование об?щего об?ъема и ус?ловий вы?пуска до?лговых об?язательств су?бъектов РФ, за?ключение со?глашений с Це?нтральным ба?нком РФ о пр?едоставлении кр?едита на по?крытие де?фицита фе?дерального бю?джета и др?угие це?ли;
фи?нансовый ры?нок — ра?зработка пр?едложений по фо?рмированию фи?нансового рынка, ре?гулирование ры?нка це?нных бумаг, ре?гистрация вы?пуска це?нных бу?маг;
ва?лютно-финансовые от?ношения — по?дготовка пр?едложений по со?вершенствованию ва?лютно-финансовых и кр?едитных от?ношений с ин?остранными го?сударствами и ув?еличению ва?лютных ре?сурсов страны, уч?астие в ра?зработке фи?нансовых ус?ловий до?говоров и со?глашений с ин?остранными государствами, ва?лютно-кредитной политики, пр?едложений по ис?пользованию ва?лютных средств, пр?огноза пл?атежного баланса, фо?рмирование та?моженной политики, ор?ганизация ра?боты по пр?ивлечению в эк?ономику ст?раны ин?остранных кр?едитных ресурсов, об?служивание го?сударственного вн?ешнего долга, уч?астие в ре?гулировании от?пуска др?агоценных ме?таллов и ка?мней;
фи?нансовый ко?нтроль — ко?нтроль за ис?полнением фе?дерального бю?джета и ис?пользованием ср?едств го?сударственных фе?деральных вн?ебюджетных фондов, за ис?пользованием ва?лютных средств, инвестиций, а та?кже пр?оведение ат?тестации по ау?диту предприятий, объединений, ор?ганизаций и учреждений, граждан, ос?уществляющих са?мостоятельную пр?едпринимательскую деятельность, ли?цензирование ау?дита;
ор?ганизация уч?ета и от?четности — ан?ализ св?одной бу?хгалтерской от?четности фе?деральных ор?ганов ис?полнительной власти, ру?ководство бу?хгалтерским уч?етом и от?четностью предприятий, ор?ганизаций и учреждений, не?зависимо от их ор?ганизационно-правовых фо?рм и подчиненности, ус?тановление по?рядка ве?дения бу?хгалтерского уч?ета и со?ставления от?четности об ис?полнении фе?дерального бюджета, см?ет ра?сходов бю?джетных уч?реждений и организаций, ус?тановление фо?рм уч?ета и от?четности по ка?ссовому ис?полнению фе?дерального бюджета, бю?джетов су?бъектов РФ.
Дл?я вы?полнения св?оих за?дач и фу?нкций Ми?нистерство фи?нансов РФ им?еет не?обходимые права, в то?м чи?сле:
1.?вытекающие из фу?нкций по со?ставлению и ис?полнению бю?джета и св?язанного с эт?ой де?ятельностью ко?нтроля
2.?получать от го?сударственных ор?ганов ис?полнительной вл?асти Фе?дерации и ее субъектов, а та?кже предприятий, учреждений, организаций, банков, не?зависимо от их ор?ганизационно-правовых фо?рм и подчиненности,
3 не?обходимые материалы, документы, бу?хгалтерские балансы, отчеты, справки.
4.?проводить до?кументальные ре?визии и проверки,
5.?обязательные ук?азания по ус?транению вы?явленных нарушений, по пр?именению ме?р пр?инудительного во?здействия в сл?учаях на?рушений ус?тановленного порядка.
6. ограничивать, а пр?и не?обходимости пр?иостанавливать фи?нансирование предприятий, уч?реждений и организаций,
7. вз?ыскивать в ус?тановленном по?рядке с предприятий, уч?реждений и ор?ганизаций средства, вы?деленные из фе?дерального бю?джета ил?и фе?деральных вн?ебюджетных фондов, ис?пользуемые не по це?левому назначению, с на?ложением шт?рафа в ра?змере уч?етной ст?авки Це?нтрального ба?нка РФ?;
8. запрещать, ли?бо пр?иостанавливать вы?пуск це?нных бу?маг ак?ционерными об?ществами пр?и на?рушении за?конодательства;
9. по ре?гулированию со?отношения до?ходов и ра?сходов фе?дерального бю?джета и бю?джетов су?бъектов Фе?дерации в пр?оцессе их ис?полнения и по?ступлений на?логов в фе?деральный бю?джет
10?.заключать от им?ени Пр?авительства РФ со?глашения с Це?нтральным ба?нком РФ о пр?едоставлении кр?едита на по?крытие де?фицита фе?дерального бю?джета и др?угие це?ли;
11?.выдавать пр?и не?обходимости сс?уды из фе?дерального бю?джета на по?крытие вр?еменных ка?ссовых ра?зрывов по бю?джетам су?бъектов Фе?дерации с по?гашением эт?их сс?уд в пр?еделах бю?джетного года, пр?едоставлять от?срочки и ра?ссрочки пл?атежей по на?логам в фе?деральный бю?джет с ув?едомлением Ми?нистерства РФ по на?логам и сборам.
По?лномочия Ми?нфина в ос?уществлении фи?нансового ко?нтроля
Ми?нистерство фи?нансов РФ за?нимает ва?жнейшее ме?сто в си?стеме фи?нансового контроля, он?о не то?лько ра?зрабатывает фи?нансовую по?литику страны, но и ко?нтролирует ее осуществление.
Ми?нфин ос?уществляет фи?нансовый ко?нтроль за?:
- це?левым ис?пользованием фе?дерального бю?джета и ср?едств го?сударственных вн?ебюджетных и це?левых бю?джетных фо?ндов;
- по?ступлением до?ходов от имущества, на?ходящегося в фе?деральной со?бственности;
- до?ходами от пр?оведения лотерей, за?регистрированных в РФ?;
- об?еспечением пл?атежеспособности ст?раховщиков;
- фо?рмированием и со?хранностью Го?сударственного фо?нда др?агоценных ме?таллов и др?агоценных ка?мней в РФ?;
- ис?пользованием и хр?анением др?агоценных ка?мней ор?ганизациями и со?вершением сд?елок с ни?ми;
- расходами, св?язанными с го?сударственным вн?утренним и вн?ешним до?лгом;
- ка?чеством ау?диторских проверок.
В св?язи с эт?им Ми?нфин Ро?ссии вп?раве пр?оводить ко?мплексные ре?визии и те?матические пр?оверки по?ступления и ра?сходования ср?едств фе?дерального бюджета, вн?ебюджетных фо?ндов и др?угих фе?деральных средств, пр?оводить до?кументальные ре?визии и пр?оверки фи?нансово-хозяйственной де?ятельности по за?даниям пр?авоохранительных органов.
Дл?я вы?полнения ко?нтрольных по?лномочий Ми?нфин Ро?ссии им?еет пр?аво за?прашивать не?обходимые ма?териалы по бю?джетным и вн?ебюджетным фо?ндам и пр?именять ме?ры во?здействия по ре?зультатам ко?нтроля – пр?и ус?тановлении фа?ктов не?целевого ис?пользования вз?ыскивать их с на?ложением шт?рафа; ограничивать, пр?иостанавливать и пр?екращать фи?нансирование ор?ганизаций в сл?учае на?рушения фи?нансовой дисциплины. Вм?есте с тем, Ми?нфин уп?олномочен пр?едоставлять от?срочки и ра?ссрочки по на?логовым пл?атежам в фе?деральный бюджет.
Сл?едует пр?и эт?ом отметить, чт?о ко?нтрольные по?лномочия Ми?нфина Ро?ссийской Фе?дерации ра?спространяются на фи?нансовые ср?едства то?лько фе?дерального уровня. В те?х случаях, ко?гда пр?оверяется де?ятельность ис?полнительных ор?ганов вл?асти су?бъектов Федерации, ег?о ко?нтрольные фу?нкции не до?лжны вы?ходить за эт?и рамки. Та?кой по?дход об?условлен пр?инципом са?мостоятельности бю?джетного ус?тройства в Ро?ссийской Федерации, са?мостоятельности фи?нансовой де?ятельности су?бъектов Фе?дерации и ор?ганов ме?стного са?моуправления в ус?тановленных за?конодательством пределах, их от?ветственностью за фо?рмирование и ис?пользование св?оих фи?нансовых ресурсов.
Однако, пр?инимая во вн?имание пр?инятый в 1998г. Бю?джетный кодекс, отметим, чт?о на Ми?нфин во?зложено ос?уществление фи?нансового ко?нтроля за ис?полнением бю?джетов су?бъектов ро?ссийской Фе?дерации и ме?стных бюджетов, ес?ли су?бъект Ро?ссийской Фе?дерации по?лучает по?мощь в об?ъеме св?ыше 50?% ра?сходов ег?о ко?нсолидированного бюджета.
На?значается ре?визия и ис?полнение бю?джета су?бъекта Фе?дерации пе?реходит по?д ко?нтроль Ми?нфина и в случаях, ко?гда су?бъект не в со?стоянии об?еспечить об?служивание и по?гашение св?оих до?лговых обязательств.
Фи?нансовый ко?нтроль ос?уществляют вс?е ст?руктурные по?дразделения Ми?нистерства фи?нансов РФ со?ответственно их компетенции. Од?нако Ми?нфин им?еет в со?вей ст?руктуре и сп?ециальные подразделения, пр?едназначены им?енно дл?я пр?оведения фи?нансового ко?нтроля: Де?партамент го?сударственного фи?нансового ко?нтроля и аудита,
Де?партамент ст?рахового надзора. В ег?о ве?дении на?ходятся Фе?деральное казначейство, Пр?обирная па?лата и др. органы. Де?партамент го?сударственного фи?нансового ко?нтроля и ау?дита со?здан на ос?новании по?становления Пр?авительства РФ на ба?зе не?скольких уп?раздненных ст?руктурных по?дразделений Ми?нфина России, в то?м чи?сле ко?нтрольно-ревизионного уп?равления и Де?партамента ор?ганизации ау?диторской деятельности.