Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия ( Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, судебная власть - это власть реальная, так как, в наличии одной из разновидностей государственной власти, судебная власть имеет все родовыми признаками, свойственными любой иной социальной власти.

Во-вторых, судебная власть держит не только частноправовой, но и в то же время и публично-правовой характер. Рассуждение идет о том, что осуществляемая судебными органами власть выражается не только в форме правоприменительной, но и право толковательной, а отчасти - и правотворческой деятельности.

В-третьих, судебная власть своим происхождением включает большое количество людей.

В-четвертых, судебная власть имеет подзаконный характер, а именно то что суды принимают решения на основе закона и не отступают от него[7].

Профессор В.Е. Чиркин предлагает в определенной степени более широкое понимание признаков судебной власти:

  1. ее конкретный как правило характер: суд разрешает конкретные дела и споры, которые возникли в результате различных конфликтов;
  2. производство судебной власти в особой процессуальной форме осуществляется судьям;
  3. наличие судейского самоуправления: организация специальных органов для решения кадровых и дисциплинарных вопросов;
  4. Увеличения требования, предоставляемые к кандидатам на должность судьи: наличие высшего юридического образования, стаж по юридической профессии, обладание высокими моральными качествами;
  5. суд решает дела в соответствии с законом и правовым сознанием, и внутренним убеждением;
  6. деятельность суда обеспечивает господство права[8].

По мнению проф. Ю.И. Скуратова к особенным признакам судебной власти следует отнести:

  1. Уникальность судебной власти: правосудие не может устанавливаться каким-либо другим органом кроме суда ни при каких условиях; производство полномочий суда другими органами рассматривается как самой опасной формой покушения на правопорядок и конституционный строй;
  2. особый статус и режим деятельности судей: это обязательные условия занятия должности судьи; особенность режима определяется конституционными принципами - независимостью судей и подчинением их только закону, несменяемостью и неприкосновенностью судей;
  3. особая система контроля за деятельностью судов: контроль за законностью судебных решений и соблюдением судами процедуры их принятия[9].

Объективны также взгляды авторов, которые замечают, что судебная власть осуществляется от имени государства специальными государственными органами такие как суды, которые изучаются в судебных заседаниях такие как гражданские, уголовные и других дел в установленной для закона процессуальной форме.


Не зависимо на различие взглядов и подходов к определению характерных для судебной власти законов и черт, большое количество из них сходились в том, что судебная власть осуществляется только судебными органами и точно в процессуальной форме.

Вывод: Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, она оказывается системой судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы. Судебная власть — это разновидность государственной власти вместе с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти Российской Федерации показывается в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции Российской Федерации. Суды Российской Федерации стоят рядом с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, которые осуществляют государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации незаконными, противоречащими Конституции Российской Федерации, она имеет право их отменить.

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

Глава 2. Судебная система в России и принципы ее деятельности

2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти


Существует два типа судов в Российской Федерации: суды субъектов Российской Федерации и федеральные суды.

Федеральные суды тоже делиться на типы, их всего два:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. В Российской Федерации существует Конституционный суд Российской Федерации как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.

Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства. Полномочия рассматриваемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками. При этом какие-то отдельные судьи могут увольняться или сниматься с должности.

В такой орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только самые лучшие представители российской судебной системы. Так, к кандидатам на должность судьи рассматриваемой инстанции предъявляются следующие требования: возраст не менее 40 лет; безупречная во всем репутация; наличие высшего образования по направлению юриспруденция и соответствующий стаж работы не менее 15 лет. При этом сам суд осуществляет работу в двух направлениях: пленарное заседание; заседание палат. Состав той или иной палаты определяется жеребьевкой. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и так. далее. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.

  1. Суды общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции возглавляют Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим органом Российской Федерации и производит контроль над Гражданским и Военным судами.

Согласно статье 126 Российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят: ведение судебного контроля над судами общей юрисдикции, рассмотрение самых сложных уголовных, административных и гражданских дел, которые имеют подсудность судам общей юрисдикции, изучение судебной практики и анализ статистики.


Верховный суд – это высший орган судебной власти. Это, можно сказать, конечная и самая важная инстанция во всей системе общей юрисдикции - системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.

Структуру верховной судебной инстанции составляют следующие органы:

Пленум (от лат. Plenum- полное) – это собрание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-либо организации или членов высшего суда.

Президиум (от лат. Praesidium – председательство) – это группа лиц, коллегия, избранная для руководства собранием или совещанием, поставленный руководящий орган.

Кассационная коллегия - это одна из основных судебных подразделений Верховного Суда Российской Федерации, которая рассматривается в качестве второй инстанции.

Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа. В Пленуме всем руководит председатель Верховного суда, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по распространению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

Структуру верховной судебной инстанции составляют следующие органы: Пленум. Президиум. Кассационная коллегия. Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа.

Чем занимается пленум? Тут всем руководит председатель Верховного суда, которого назначили на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по итогу судебной практики, модернизация всей деятельности судебной инстанции, проводится законотворческий процесс и т. д.

Президиум же использует более конкретные виды деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, оценка судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и так. далее. В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии работают с профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

В районном суде работают профессионалы судьи, в обязанности которых входит: выслушивание дел; выбор санкций; рассмотрение ходатайств; выдача приговоров и так. далее. Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть представлены в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями - в отношении мировых судей.


Юрисдикция суда военного типа прописана 23.06.1999 г. в Федеральном Конституционном Законе № 1 "О военных судах". Данные полномочия военных судей можно выделены, например,

- Рассмотрение дел о преступлениях, обеспечивающих военными российских Вооруженных сил, солдатами сочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и так. далее.

- Рассмотрение правонарушений в структуре гражданского судопроизводства. Речь идет о спорах между военнослужащими и российским Министерством обороны.

Нужно отметить, что сам военный суд вступает в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду Российской Федерации; более того, он даже является его частью.

Существует несколько видов судов военного типа: флотские, гарнизонные, окружные и так.далее. Все они представляют собой суды первого звена. Если рассказывать о второй, кассационной инстанции, то необходимо указать на военную коллегию Верховного суда Российской Федерации [10].

Суды субъектов федерации:

  1. Конституционные суды субъектов

В нее входит компетенция которая рассмотрение соотношения законов субъекта и других его нормативных правовых актов конституции проекта Российской Федерации.

  1. Мировые суды.

Осуществляют такие полномочия как рассмотрение административных, уголовных и гражданских дел, в качестве суда первой инстанции.

Во всей систем Российской Федерации мировые суды считаются как самая низкая судебная инстанция. Мировое судьи исполняют свои полномочия сам. Они заниматься рассмотрением самых незначительных гражданских, уголовных дел, которые указаны в законах, дела о выдаче судебных приказов, дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети; дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей; дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей; дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

Отношения судебной и законодательной власти осуществляется на нормах Конституции и федерального законодательства в следующих направлениях:

Законодательная власть принимает нормативные и не нормативные правовые акты по которым функционирует судебная власть так как определены полномочия, компетенция и структура. Законодательная власть не вправе лишить право судебной власти.

  1. Конституционный, Верховный, Высший суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы с целью совершенствование действующего законодательства о судебной системе, так как действующее законодательство отстает от реально сложившихся общественных отношений и не учитывает новых субъективных и объективных факторов, влияющих на процесс осуществления деятельности в разной области, а в других случаях приводит к конфликту правовых норм, или создает условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения закона, что само по себе является плохим результатом. Поэтому судебная власть взаимодействует с законодательной власти и способна позволить принятию законов, на самом деле необходимых для его нормального функционирования, для выполнения тех задач, которые возложены на нее.
  2. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.
  3. Конституционный суд по запросам палат федерального собрания, органа в законодательной власти субъектов федерации осуществляет толкование Конституции Российской Федерации.
  4. При формировании судебного корпуса участвуют законодательные органы согласно статьи 102 и 128 Конституции Российской Федерации [11].