Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия ( Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимоотношение судебной власти с исполнительной властью Российской Федерации строятся в виде нормоконтроля и конституционного контроля за актами органов исполнительной власти со стороны судов общей юрисдикции, Конституционного Суда Российской Федерации, а также по запросам Правительства РФ и органов субъектов федерации осуществляется проверка нормативных актов исполнительной власти.

Отношения судебной и исполнительной власти строится на нормах Конституции и федерального законодательства в последующих направлениях:

  1. Конституционный суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектов, между субъектами государственной власти, между высшими государственными органами субъектов федерации.
  2. Конституционный суд по запросам Правительства осуществляет толкование Конституции Российской Федерации.
  3. Беспрепятственная возможность обращаться в суду за защитой от любых действий и бездействий органов исполнительной власти и суду право приостанавливать действие органов исполнительной власти до принятия решения

2.2. Конституционные принципы деятельности судебной системы

Конституция Российской Федерации в ст. 123 закрепила принципы, которые связаны с судебной властью и ее реализацией во всех направлениях, в сфере отправления правосудия.

Правосудие является одним из видов государственной деятельности, которая направлена на сферу рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, которые возникают при нарушении различных сфер права.

Принципы осуществления судебной власти следующие:

  • правосудие осуществляется от имени государства;
  • судопроизводство производится в гражданской, уголовной, иной сфере, при этом имеет специальную, установленную действующим законодательством форму.

Принципы правосудия следуют из конституционных норм, а также из иных норм, в том числе норм международного права. Никакие иные органы не могут выполнять функции суда, рассматривая дела различного вида судопроизводства.

Принцип осуществления правосудия только судом выступает в качестве главной гарантией соблюдения законности, при этом охраняются права и законные интересы граждан и организаций. Его выражение можно найти в ч. 2 и 3 ст. 118 Конституции Российской Федерации.


Принцип открытого разбирательства выступает в качестве важного судопроизводства. Поэтому разбирательство по делам производится в открытой форме, кроме случаев, которые предусмотрены нормами действующего законодательства.

Конституция Российской Федерации предусматривает установление слушания дела, которое предусмотрено в закрытом заседании.

В качестве целей деятельности суда осуществляется защита прав и свобод, разного типа информации, устанавливающих какую-либо тайну. При этом разбирательство в суде должно быть открытым, закрыть его можно только по мотивированному постановлению суда, например, если в ходе судебного заседания будут оглашаться какие-либо сведения, представляющие собой охраняемую законом тайну.

При этом на судебные заседания может допускаться публика, представители Средства Массовой Информации, кроме закрытых судебных заседаний. Слушание по делу ведется с соблюдением всех правил, предусмотренных действующим законодательством, в том числе публично провозглашается приговор или решение суда.

Конституция Российской Федерации указывает на правила производства при осуществлении заочного разбирательства по уголовным делам, в тех случаях, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством. Явка подсудимого в любом случае в суд обязательна, без него не может быть постановлен приговор, здесь не допускается заочное участие. Но так же действующее законодательство может предусматривать возможность рассмотрения определенных категорий дел без участия подсудимого, например, если он находится за границей, тем самым уклоняясь от явки в суд.

Такое допустимо только в самых редких случаях и только по категории дел, за которые не назначаются наказания в виде лишения свободы, подсудимый также сам может ходатайствовать о производстве по уголовному делу в его отсутствие, но, тем не менее, суд может признать явку подсудимого обязательной.

Конституция Российской Федерации устанавливает принципы, которые действуют в процессе разбирательства по делу, то есть в рамках судебного процесса которая является принципом конкуренции и равноправия сторон. Осуществление данных принципов является важным условием отправления правосудия, гарантией соблюдения норм действующего законодательства, что поддерживает формирование правового государства.

Вывод: Система судебных органов- это совокупностью всех судов, которые действуют в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции Российской Федерации, объединенная одним принципам организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства. Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.


Несмотря на то, что судебные учреждения в основном преследуют единую цель, а именно, реализацию правосудия, их можно подразделить на три независимых системы: систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы; арбитражные суды; конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда Российской Федерации на федеральном уровне.

Действующее федеральное законодательство, осуществляют деятельность судебной власти, разделяя судебные органы по территориальному признаку их действия.

По этому типу судебные органы разделяются на: федеральные суды, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; суды субъектов Федерации — конституционные уставные суды, мировые судьи.

Заключение

В наше время основная организация происходит государственной властью в качестве независимой ветви государственной власти которая закреплена в Российской Федерации на самом высоком уровне такой уровень называется конституционном, что указывает о признании ее смысла возможности, единственное значение государства и общества. Конституцией, принятой 12 декабря 1993 года в статье 10 провозглашено что Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Одной из первых целей демократизации современного общества была заявлена идея организация правового государства, в котором судебная власть, должна стать одной из важных элементов структуры государственной власти одновременно с законодательной и исполнительной. Без судебной власти правовое государство не может осуществлять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобода граждан, в связи с этим признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти.

В этом положении устанавливается два основных постулата в системе разделения властей:

  1. Равновеликость всех ветвей власти, то есть отсутствие главной и второстепенной ветвей власти;
  2. Обособленность одной ветви от другой и отсутствие связей подчиненности между ними в процессе осуществления собственных полномочий.

Принцип разделения властей имеет два аспекта:

Во-первых, - разделение между органами государства. Ни одна из органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме, в связи с этим в условиях действия этого принципа ни одна из ветвей власти не способна занять авторитарно-абсолютное положение и опрокинуть право и конституцию;

Во-вторых, распределение властей не абсолютно. Оно в тоже время предполагает единство властей на базе общих политико-правовых принципов и целей хорошего общества. Соглашение и распределение властей, определенных в различных исторических обстоятельств и концепций, но при этом обязательное условие: не должно быть зафиксировано в руках одного лица или органа власти, в противном случае может станет невозможным взаимоконтроль властей.

Система разделения властей обеспечивает:

  1. Индивидуальность и самостоятельность судебной власти по отношению к другим основным властям - законодательной и исполнительной. Независимость органов судебной власти – это организационное обеспечение и гарантия независимости судебной власти;
  2. Взаимодействие и согласованное функционирование государственной власти, разработаны в разных отраслях, его общий баланс, служащих главной основой уверенность, прочности и стремительности социальной, экономической, политической, государственно-правовой системы общества;
  3. Функционирования системы сдержек и противовесов властей выступают как сами власти по отношению к друг другу, так и особенные предопределения этих правовых средств и процедур.

Суды в системе разделения властей занимает первое место и основным аргументом является: способ судебной власти выносить свои решения, которые другим властям не нравится, так согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционный суд признает не конституционными акты законодательные и исполнительные ветвей власти.

Суды общей юрисдикции проверяют законность акты законодательной и исполнительности властей. Направленность принятых судами решений и согласно решения спора о праве или правового конфликта является в полном объёме. Все же у каждой ветви власти есть свои полномочия, своя область дел, свой круг задач и вопросов, выполняемых по своему усмотрению. Вместе с тем сам конституционный суд разъяснил, что принцип разделения властей предполагает не исключительно разделения полномочий власти между органами разных ветвей государственной власти, но и совместное уравновешивание ветвей, недопустимость ни для одной из них подчинить себе другие. Судебная власть является разнообразием государственной властью и составляет одно целое с законодательной и исполнительной властью. Между ними появляться обязательное сотрудничество, но их цель одна, а именно построение правового государства Российской Федерации.


Из этого следует что, судебная власть использует особое место в системе разделения властей, близко взаимодействует с законодательной и исполнительной властью. Разделение властей в государственной системе служит залогом от власти произвола, содержит баланс властных полномочий. В принципе разделения властей сыграло хорошую роль в построении российской государственности, в формировании конституционализма. Близкое сотрудничество всех ветвей власти позволяет закреплению законности в России.

Вопреки на то, что разделение властей делят на реальное и идеальное, в России на современном этапе настоящая модель классификации властей идет к бесспорно и идеальной, что судебная власть играет здесь большую роль.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Научная и учебная литература:

  1. Антипов, Е.И. Закрепление принципа разделения властей в российском законодательстве // Апробация. 2015. № 12 (39). С. 72-73.
  2. Барамбаева, А.М., Казанкова, Т.Н. Судебная система в триаде властей Российской Федерации // Вестник научных конференций. 2016. № 12-2 (16). С. 10-13.
  3. Виноградов, В.В. История становления института судебной власти в России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2016. Т. 1. № 7-1 (7). С. 47-49.
  4. Гордынин, Н.А. Проблема реализации принципа разделения властей в Российской Федерации // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4. С. 49.
  5. Демидов, А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. 2016. № 1-3. С. 122-124.
  6. Казаков, И.Г. Соотношение понятий судебная власть, «судопроизводство», «правосудие» // Успехи современной науки. 2016. Т. 6. № 11. С. 156-159.
  7. Калинин, В.Н. Судебная власть в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 120-125.
  8. Карпенко, В.Ю. Особенности судебной власти Российской Федерации //2016. Т. 4. № 56. С. 320-322.
  9. Коваленко, Т.С. Исторический генезис судебной власти // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 2. С. 267-272.
  10. Коваленко, Т.С. Исторический путь зарождения, становления и развития судебной власти в России // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 5. С. 259-263.
  11. Колоколов, Н.А. Эволюция судебной власти в России: историко-правовой аспект // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2. С. 7-15.
  12. Мандриева, Л.В. Осуществление функций судебной власти в Российской Федерации: проблемы и способы их решения // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 203-207.
  13. Негодяев, К.А. Структура судебной власти в Российской Федерации // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 117-1. С. 252-254.
  14. Оганесян, С.М. К вопросу о теории разделения властей в политико-правовой мысли современной России // Theory and Practice of the restoration of rights. 2016. № 1 (6). С. 7-12.
  15. Османова, Ф.М. О понятии и функциях судебной власти // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 2. С. 68-70.
  16. Османова Ф.М. Судебная власть как одна из ветвей государственной власти // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 1. С. 193-196.
  17. Папикян, И.Г. Разделение властей: многообразие моделей и основные закономерности их реализации // Юридическая гносеология. 2016. № 3. С. 66-71.
  18. Петрив, А.А., Тлябичев, Ш.М. Разделение властей - ненужное заимствование или объективная необходимость? // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2-2. С. 139-142.
  19. Подтягина, Л.Г. Принцип разделения властей: исторический аспект // Вестник научных конференций. 2015. № 1-2 (1). С. 127-128.
  20. Прудников, А.С., Швец, В.М. История становления и развития судебной власти в концепции теории разделения властей // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 52-54.
  21. Розахунова, Н.Р., Исаева, Т.Т. К вопросу об эффективности судебной власти // Символ науки. 2016. № 4-2 (16). С. 55-58.