Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Историческое возникновение игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно в творческой сущности игрового действия скрыта внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра - это игра до тех пор, пока она дает акторам широкий спектр поведения, если их действия не могут быть заранее предусмотрены. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения только потому, что никто не знает, как игроки выполняют свою задачу. Отсюда и происходят загадки и романтика игры, которые привлекают как ребенка, так и взрослого.

Независимо от того, сколько раз игра повторяется, для всех игроков она проходит, как это было в первом случае, поскольку она представляет совершенно новые препятствия. Преодоление их воспринимается как личный успех, победа и даже как своего рода открытие: открытие себя, своих способностей. Именно поэтому игра всегда сопровождается ожиданием и опытом радости: «Я могу!»

В трехступенчатой ​​мотивации игры - «Я хочу!» - «Я должен!» - «Я могу!» - очевидно, основной механизм ее влияния на личность, заключен секрет самообразования [23].

Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического управления игровой деятельностью:

1. Привлекать детей к игре, использовать специальные приемы, побуждающие желание играть («Я хочу играть!);

2. Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так и должно быть!»);

3. Развивать творческий потенциал ребенка во время игры, чтобы способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «Я могу!».

2.3 Методика практического использования ролевой игры

Теперь перейдем к краткому обзору периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, сосредоточив внимание на традиционном распространении учебного материала по темам - тематическому планированию. Н.Д. Гальская и Н.И. Гез отметили, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:

1) подготовка;

2) проведение игры;

3) контроль.

Непосредственная подготовка к большой ролевой игре начинается с самого первого урока по новой разговорной теме. Если ролевые игры проводятся регулярно и учащиеся к ним привыкли, то в начале новой темы они сами узнают от учителя перспективы новой ролевой игры («Будем ли мы играть дальше?»). Если учитель проявляет инициативу в этом случае, то ученики, как правило, живо реагируют на его предложение «играть дальше». В этом случае учителю на первом уроке целесообразно раскрыть содержание новой темы для того, чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по данной теме. Таким образом, учитель создает примерную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но в то же время учащимся должна быть предоставлена ​​возможность проявить инициативу и творческие способности при разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимых реквизитов. На следующем уроке по этой теме учитель оценит сюжеты ролевой игры, предлагаемые учениками, и вместе с детьми определит общую коммуникативную ситуацию в ролевой игре. Важно, чтобы при определении места, времени и других предполагаемых обстоятельств ролевых игр они соответствовали действительности и имели смысл для учащихся. Лучшая гарантия соблюдения этих условий ролевой игры - максимально учитывать мнения и пожелания учащихся, вовлекать их в разработку курса ролевой игры. Необходимый набор ролей определяется сразу. Как известно, выбор и распределение ролей определяются целями и содержанием игры, а также индивидуальными психологическими характеристиками учащихся и уровнем их языковой подготовки. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов и индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предлагать им роли, которые наиболее точно соответствуют характеристикам их личности. При выборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения желательно дать учащимся роли, которые лучше всего соответствуют их темпераменту. Застенчивость можно преодолеть, робость возможна только тогда, когда ученик уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль в распределении ролей играет учет социально-психологических особенностей учащихся, под которыми понимается статус ученика в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, подталкивая одного или другого ученика к лидирующей позиции во время организации игры. Время от времени рекомендуется давать ученикам, которые занимают положение ведомых в жизненной практике, роли главных героев и руководителей команд, чтобы поручать роли персонажей в зависимой позиции (младший брат, сестра). Особенно тщательно подбираются роли для учащихсяв, которые не пользуются авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры. После того, как в самом общем виде определены:


а) сюжет игры;

б) общая коммуникация

в) набор ролей, необходимо наметить ход игры [25].

Это очень ответственный момент периода коллективной подготовки ролевой игры, от которого во многом зависит эффективность индивидуальной подготовки каждого ученика к предстоящей ролевой игре, да и само проведение ролевой игры.
Учащиеся довольно быстро привыкают к тому, что для успешного участия в ролевой игре необходимо, во-первых, хорошо знать последовательность этапов ролевой игры и, во-вторых, разработать свою роль, определить свои собственные коммуникативные задачи и поэтапно реализовывать их в соответствии со своей ролью наличной коммуникативной ситуацией. При таком способе планирования и реализации предстоящей ролевой игры общий ход ее сохраняется и в том случае, если кто-то из участников игры оказывается не в состоянии решать свои коммуникативные задачи на одном или даже нескольких этапах. Конечно, исполнители центральных ролей несут повышенную ответственность за успешный ход игры на соответствующих этапах, а иногда за судьбу всей ролевой игры. После того, как определен общий ход ролевой игры, начинается период индивидуальной работы каждого ученика над своей ролью. Следует отметить, что работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Можно использовать индивидуальную, парную и групповую формы подготовки. Все они имеют самостоятельную дидактическую ценность, позволяют связать воедино классную и внеклассную, учебную и воспитательную работу. Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры.

Программа по развитию нравственной воспитанности посредством игры предназначена для младших школьников. Я предлагаю несколько игр, которые:

- способствуют развитию внимания детей друг к другу;

- помогают стать ребенку более открытым;

- знакомят с важными, добрыми качествами в человеке;

- учат детей работать в коллективе.

Игра «Совместный рисунок»

Цель игры: научить детей работать в коллективе.

Правила: Дети делятся на группы по 2-4 человека. На каждую группу 1 лист бумаги. Каждой группе воспитатель дает тему рисунка и подсказывает детям, что вначале они должны договориться между собой, распределить, кто на каком участке листа что будет рисовать. (Практика показывает, что дети возраста 6-7 лет, сразу начинают рисовать. Им трудно понять, что не мешало бы договориться. Дети 8 лет легко договариваются друг с другом).

Игра «Только хорошее».

Цель игры: заострить внимание ребенка на добрых качествах человека.


Правила: педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.

Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Все люди разные»

Цель игры: показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Правила игры: для этой игры понадобится цветик-семицветик с открепляющимися лепестками. Каждый ребёнок, сорвав лепесток, немного рассказывает о себе и своей семье. Далее учитель разбивает класс на подгруппы по 5 человек, раздаёт каждому лист бумаги и карандаш. Каждый из учащихся должен обвести свою руку на листе бумаги и на получившейся ладошке написать своё имя. Учащиеся в группе, по очереди меняясь листочком, на одном из пальчиков рисунка пишут добрые пожелания друг-другу или описывают положительные,  привлекательные качества  друг друга (например:  ты отзывчивый, ты хороший друг, мне нравятся твои рисунки и т.д.).

Одним из вариантов игры могут стать высказанные добрые пожелания в адрес других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т. д.).

Благодаря таким играм дети в коллективе начинают проявлять те качества своего характера, которые в обычной жизни развивались бы годами.

Считаю, что педагог любой деятельности, связанной с детьми школьного возраста обязан пользоваться приемами и методами, развивающими нравственную воспитанность в ребенке.

Учитель может выбрать наиболее подходящее для своего класса в зависимости от учеников:

1. Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающие» упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли чувствовать себя уверенно в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа: - представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу; - покажите классу, как вы пытаетесь поднять тяжелые гири; - покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щетки.

2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики: - покажите, что вы чувствуете, когда вы видите большую собаку, бегущую к вам; - вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника [25].

По завершении упражнений учитель может попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях. Можно усложнить ситуации, которые помогут развить спонтанность и выразительность в поведении. Учитель дает инструкцию поэтапно, по мере развития действия. Ученик должен выполнить их без остановки. К примеру: вы вешаете картину на стену. Вам нравится картина, вы нашли хорошее место, для того, чтобы ее повесить, и довольны тем, как она украсит комнату. Вы берете молоток и гвозди и начинаете заколачивать гвоздь. Вы поранили палец. Кроме того, в ходе подготовки к ролевой игре учащиеся с удовольствием составляют и инсценируют короткие диалоги и разрешают проблемные ситуации. Другими словами, использование ролевой игры как коммуникативного упражнения стимулирует использование других коммуникативно-направленных упражнений, особенно игрового плана. За день-два до проведения ролевой игры учителю целесообразно индивидуально побеседовать с учениками, ответственными за соответствующие этапы игры, чтобы убедиться в их психологической и коммуникативной готовности играть ведущую роль на «своих» этапах. Что касается видов ролевых игр, то их можно условно разделить на две основные группы: - контролируемая ролевая игра; - свободная ролевая игра. Контролируемая ролевая игра является более простым видом, может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем совместно с учителем они обсуждают содержание диалога и необходимую лексику. После этого учащимся предлагается составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры. Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов, ответов, диалог этот может быть длиннее или короче базового. Кроме того, учитель может давать по мере необходимости инструкции по ходу ролевой игры. Вторым видом контролируемой ролевой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом учитель может предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не, только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие, интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа может проявить свою фантазию при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, учитель может давать инструкции и помогать учащимся по ходу ролевой игры. Что касается свободной ролевой игры, при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие. Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. Также некоторые авторы выделяют следующие виды ролевых игр: Например, предлагают такую классификацию ролевых игр:


1) ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имеющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Это соревнование регламентировано правилами игры;

2) инновационная (продуктивная) игра – совместная деятельность, направленная на создание информационного продукта (решение какой-либо актуальной проблемы), содержащая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов;

3) полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе имеют много схожих черт с такой распространенной формой воспитательной работы, как так называемая «Ярмарка». В этом случае ролевая игра выступает в качестве составной части, элемента в содержании и организации неигровой деятельности, используется как побудительное средство к неигровой деятельности. Чаще всего ролевые игры проводятся в рамках заключительного занятия по теме в обычном классе, оформленном соответствующим образом, или в игровой комнате, если таковая имеется в школе. В сельской местности, особенно в малокомплектных школах ролевая игра проводится иногда на школьной сцене, в холле, в библиотеке и даже в столовой. Само проведение ролевой игры в таком случае становится замеченным многими учащимися. Сразу рослее проведения ролевой игры учителю необходимо деликатно оценить вклад каждого ученика в подготовку и проведение ролевой игры, выразительность их ролевого поведения. Причем отмечаются положительные стороны проведенной ролевой игры, а негативные стороны лучше обсудить индивидуально. Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих уроках, что зависит от сложности игры. Занятие по итогам ролевой игры можно проводить вне расписания, тогда оно приобретает характерные черты внеклассного мероприятия [20; с. 39].

Нами рассмотрены методы использования ролевой игры при обучении. Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей. Она посильна даже слабым ученикам.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, приходим к следующим выводам:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к учебе;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения.

В результате исследования определено несколько видов игр, организационно-деятельностные, деловые, познавательно-дидактические, творческие сюжетно-ролевые игры.

В ходе исследования была выявлена методологическая структура и функции ролевой игры.

В частности, были выделены следующие функции:

- побудительно-мотивационная;

- ориентирующая;

- компенсаторная;

- воспитательная.

Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения и воспитания. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.