Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Историческое возникновение игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследуя развитие детей, А.Н. Леонтьев отметил, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает сильный когнитивный мотив, который формирует основу для развития учебного стимула. Появление долгосрочной перспективы игры указывает на новый, более высокий уровень развития игрового творчества. Развитие игрового творчества влияет на то, как различные игровые впечатления объединяются в игровом контенте.

Изучив исторический аспект игры, мы можем сделать вывод, что игра прошла большой путь: от периода традиционного образа до умственного развития личности ребенка.

1.2 Роль игры в жизни младшего школьника

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из важнейших способов воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию уходит в глубь веков, и использование игры в качестве средства обучения восходит к тому же времени. Особое положение игры в разных образовательных системах, по-видимому, определялось тем, что игра определенным образом соответствовала характеру ребенка.

Игра важна для формирования дружной команды и для формирования независимости, позитивного отношения к работе, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны на влиянии, которое игра оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его личности.

Для младших школьников: игры, созданные по инициативе ребенка (любительские игры), игры, созданные по инициативе взрослого (дидактические игры, развивающие игры, интеллектуальные игры), подвижные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, более старших детей, так и по инициативе собственно детей младшего школьного возраста. Для младших школьников важна игра с правилами. В социально-коммуникативных отношениях современные формы развития игр характерны для современных младших школьников: индивидуальные (например, определенные виды компьютерных игр); в парах (например, шахматы, домино, морской бой, крестики-нолики и т. д.); в группе (например, ролевая игра, игры с правилами); в команде против другой команды (в основном спортивные и различные подвижные игры) [12; с.320].

Игра и обучение - это психологически разные виды деятельности. Резкий отказ от игры и переход исключительно к образовательной деятельности от дошкольного к младшему школьному возрасту наносит ущерб. Такой резкий контраст, когда относительно свободная модель поведения ребенка в игре (хотя и подчиняется правилам, наблюдает за игровой ролью и т. д., но по собственной инициативе и мотивации) изменяется на строго регулируемые тренировки, инициируемые учителем, усложняет адаптацию к школе [25].


В последние десятилетия во всем мире развивались методы учебные игротеки и экспериментариумы, где в игровой форме, через непосредственное манипулирование с предметами, знаками и материалами, дети осваивают различные знания, физические и химические закономерности, сведения об окружающем мире, людях, своих возможностях и т.п. Это могут быть различные варианты лотереи, головоломки, конструкторы, различные варианты стратегии, математические и механические головоломки, логические и ролевые игры. Различные подвижные и спортивные игры важны для снижения стресса или физического развития младших школьников. В ряде учебных ситуаций конкурентоспособность важна как часть игровой деятельности. [8; С.159].

Мы рассматривали игру как средство обучения. Основными аспектами развития личности ребенка в этом отношении являются:

1. В игре развивается сфера, нуждающаяся в мотивации:

- Существует мотивационная иерархия, в которой социальные мотивы более важны для ребенка, чем личные (подчинение мотивов).

2. Преодолевается когнитивный и эмоциональный эгоизм:

- Ребенок, который берет на себя роль персонажа, героя и т. д., учитывает особенности его поведения, его положение. Помогает в ориентации во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

- Когда ребенок играет роль, он пытается приблизить ее к стандарту. Ребенок воспроизводит типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире и подчиняет свои собственные желания, побуждения и действия в соответствии с социальными закономерностями. Это помогает ребенку понять и принять во внимание нормы и кодексы поведения.

4. Развиваются умственные действия:

- Формируется план идей, развиваются навыки и творческие способности ребенка [23].

Игра интересует нас как принцип поведения, а не как способ повеселиться. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на конкретную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным и расслабленным, иметь власть над реальностью, контролировать себя, преодолевать ролевую зависимость и стремление превзойти себя.

1.3 Классификация игр и их структурные особенности

Каждая игра выполняет свою функцию в развитии ребенка. Существует три основных класса игр:


1. Игры, возникающие по инициативе ребенка.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого.

3. Народные игры.

В дошкольном возрасте игры, инициированные ребенком, то есть самодеятельные - ведущие. В них дети сами устанавливают цель игры, выбирают средства и методы ее реализации, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступных им игровых методов. Эти игры кажутся наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребенка, что проявляется в постановке им самим и другими игроками новых игровых задач; за появление новых мотивов и действий. Именно любительские игры являются ведущей деятельностью и имеют решающее значение для развития детей.

Содержание любительских игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательного общения со взрослым. Поэтому для появления и успешного развития любительской игры игровой опыт ребенка обязательно должен включать в себя игры двух других классов. Этот класс включает в себя:

- Игры с экспериментами (с природными предметами, игрушками, животными).

- Сюжетно-самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, сюжетно-живописные, режиссерские, театральные).

Игры, возникающие по инициативе взрослых, знакомят их с учебно-воспитательной целью. В состав входит:

- образовательные (дидактические, сюжетно-дидактические, мобильные, музыкальные и др.)

- досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные)

Эти игры могут быть независимыми, но они никогда не являются любительскими, поскольку независимость в них зависит от правил, а не от первоначальной инициативы ребенка в постановке игровой проблемы. Образовательная и развивающая ценность таких игр огромна. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил. [; с. ].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально разработанными педагогической школой для обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Народные игры - это игры, основанные на исторической инициативе. Включают такие игры как:

- обрядовые игры (семейные, сезонные, религиозные)

- досуговые игры (веселые игры, игры, немые игры)

- тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные)

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или его содержание; игровое действие; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.


Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Оно сформулировано в речи, отражено в самих игровых действиях, записано в игровом контенте и является ядром игры. Согласно игровому плану игры, группы можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семье», в «детском саду», в «поликлинике» и т.д.); отражающие творческую работу (строительство метро, ​​строительство домов ...); отражающие социальные события, традиции (праздники, встречи с гостями, путешествия и т. д.). Такое разделение их, конечно, условно, поскольку в игру может входить отражение различных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, разнообразие и взаимосвязь игровых действий, отношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, вызывает интерес и желание играть [14; с. 220].

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую играет ребенок. По значению роли в процессе игры многие игры называются ролевыми или сюжетно-ролевыми. Роль всегда связана с человеком или животным; его воображаемые действия, действия, отношения. Ребенок, вводя свой образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто играет эту роль, он живет в образе и верит в свою правдивость. Описывая, например, капитана на корабле, он отражает не всю свою деятельность, а только те функции, которые необходимы во время игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и моряках. Во время игры сами дети (а в некоторых играх и взрослые) устанавливают правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения игроков. Они придают играм организацию, стабильность, фиксируют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. [4; с.62].

Таким образом, существует множество классификаций игр, все из которых различаются по основам деления. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, усиливать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного. Игра может и должна быть введена в учебный процесс с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные считалочки, используя их потом в подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости. При работе с маленькими детьми можно использовать игрушки.

Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личного творческого потенциала, повышает самооценку, развивает способность принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развить память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психоэмоциональный стресс, осваивать новые навыки, развить навыки и просто расслабиться и получать удовольствие.


ГАВАВА 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

2.1 Определение и методическая структура ролевой игры

Ролевая методика преподавания существует уже давно. Такие упражнения, как «чтение по ролям», «драматизация диалога», занимают прочное место в арсенале методологических приемов, поскольку в процессе драматизации появляется более полное осознание значения текста и в то же время более полное понимание смысла текста и более глубокое восприятие языкового материала. Однако в инсценировке есть только некоторые возможности для ролевых игр. В настоящее время идея использования ролевого поведения была подкреплена теорией, которая была названа «теорией ролей», разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь индивида с окружающей средой проявляется в том, что человек выполняет несколько ролей: например, в семье - роль родителя, вне семьи - роль учителя, врача и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое / неречевое поведение человека. Ожидается, что человек в роли родителя будет принимать участие в воспитании детей, как врач, - будет заботиться о здоровье пациента и т.д. [17; с. 112].

Следовательно, понятие социальной роли является элементом социальных отношений: среда выступает по отношению к человеку как к первичной социализации, в которой он усваивает социальный опыт, записанный на языке. Естественные социальные роли в учебной среде сводятся к двум: учитель - ученик. Поэтому, используя ролевую игру как средство обучения, можно говорить о «вторичной социализации», подражающей первой по своим наиболее значимым признакам. Социальные роли в рамках вторичной социализации неизбежно носят искусственный, условный характер (представьте, что вы врач, продавец и т. д.). Мера условности может быть разной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и т. д. Иногда ролевая игра носит характер ассимиляции, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театральной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем типам ролевой игры.

Ролевая игра - это речь, игра и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выполняют разные роли. Образовательный характер игры часто не признается ими. С точки зрения учителя, ролевая игра может рассматриваться как форма обучения диалогической коммуникации. Для учителя целью игры является формирование и развитие речевых навыков учащихся. Ролевая игра контролируется, ее воспитательный характер четко осознается преподавателем.