Файл: Игра как метод воспитания (Ролевые игры в процессе преподавания).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Историческое возникновение игры
1.2 Роль игры в жизни младшего школьника
1.3 Классификация игр и их структурные особенности
ГАВАВА 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
2.1 Определение и методическая структура ролевой игры
- ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы в усвоении лингвистического материала, поскольку учебная ситуация основана на типе театральных пьес, что предполагает описание ситуации, характера актеров и отношений между их. Для каждой реплики задуман сегмент моделируемой реальности;
- ролевая игра способствует формированию образовательного сотрудничества и партнерства. Ведь его исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны гармонично сотрудничать, точно учитывая реакции своих товарищей, помогать друг другу. В то же время удачно найденный жест, молчаливое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате ученикам с более слабой подготовкой удается преодолеть робость, смущение и в конечном итоге полностью участвовать в ролевой игре;
- ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в начальной форме, знакомятся с технологиями театра. Учитель должен поощрять их заботиться о простых опорах. Каждое изобретение поощряется, поскольку в учебной среде возможности в этом отношении ограничены, и открываются новые открытые пространства для изобретательности [16; с. 270].
Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, понимания других людей.
Ролевая игра имеет большой потенциал в практических, образовательных и воспитательных отношениях. Это помогает расширить сферу общения. Это подразумевает предварительное усвоение языкового материала в учебных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре должно быть уделено достойное место на всех этапах работы над темой.
Но чтобы перейти к описанию использования ролевой игры как средства обучения, необходимо определить ее методологическую структуру. В этом случае отправной точкой может служить описанная Д. Б. Элькониным структура детской ролевой игры, которая включает в себя:
1) роли, которые играют дети;
2) разыгрывать действия, с помощью которых дети выполняют взятые на себя роли;
3) игровое использование предметов;
4) реальные отношения между детьми (замечания, замечания, регламентирующие игру).
По сравнению со структурой детской ролевой игры, предложенной Д.Б. Элькониным, структура обучающей ролевой игры изменяется из-за введения в нее дополнительных неигровых целей, а также разработки и создания коммуникативных и дидактических условий, необходимых и достаточных для достижения игровых и неигровых (дидактических) целей. Следует подчеркнуть, что как ролевая игра в целом, так и ее структурные компоненты имеют разные значения для учащихся и преподавателей [6; с. 224].
Например, уделяя основное внимание удовольствию, получаемому от самого процесса игры, учащиеся могут в разной степени осознавать неигровые цели, заложенные в ролевую игру, хотя значение эффективного аспекта ролевой игры для детей начальной школы, естественно, значительно возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста.
Для учителей основными структурными компонентами обучающей ролевой игры являются:
1) игровые, а также практические, образовательные и развивающие цели;
2) содержание ролевой игры, в основе которой лежит, в основном, учебный материал по текущей разговорной тематике, и который приобретает определенный сюжет, организацию и развитие сюжета;
3) набор социальных и межличностных ролей, с помощью которых учащиеся реализуют значительную часть содержания конкретной ролевой игры;
4) коммуникативные и лингводидактические условия, то есть, прежде всего, учебно-коммуникативная ситуация, созданная самими учениками под руководством учителя;
5) реквизит - любые предметы, которые, так или иначе, включены в ролевую игру и приобретают значительный, общительный смысл [24].
Два объяснения должны быть сделаны в отношении четвертого структурного компонента. Во-первых, коммуникативные условия подразумевают не столько образовательную и коммуникативную ситуацию, созданную специально для этой ролевой игры, но благоприятный психологический климат, созданный и поддерживаемый на уроках иностранного языка.
Благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе предрасполагает учеников к межличностному взаимодействию, проявлению интереса и творческой инициативе на протяжении всей серии ролевых игр. Во-вторых, лингводидактические условия означают формирование у учащихся некоторого начального (даже самого минимального) уровня коммуникативной компетентности, что позволяет всем учащимся успешно участвовать в ролевых играх на иностранном языке.
Создание этого начального уровня коммуникативной компетенции осуществляется не только в процессе выполнения различных упражнений, предусмотренных учебно-методическим комплексом на иностранном языке, но и в процессе усвоения материала на иностранном языке, представленного в форме диалогического единства, сгруппированного по коммуникативным намерениям вокруг контакта, информации и общения и эффективных коммуникационных функций межличностного общения. В плане времени ролевая игра представляет собой относительно полный цикл контролируемого взаимодействия между учителем и учеником, который состоит из подготовки ролевой игры, проведения ролевой игры и подведения итогов ролевой игры.
По сравнению со стабильным и четко обозначенным набором структурных компонентов временные параметры ролевой игры достаточно мобильны. Это особенно актуально для периода подготовки к ролевой игре. Исходя из продолжительности подготовительного периода ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12 минут), существует «маленькая игра» и «большая игра».
Подготовка и проведение небольшой ролевой игры осуществляется в один урок на иностранном языке. Тем не менее, некоторые из небольших ролевых игр обеспечивают обучение для больших ролевых игр.
В ходе исследования были выявлены преимущества и недостатки использования ролевой игры при обучении иностранному языку.
Преимущества использования ролевых игр:
1) максимальная активность обучаемых. Все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя друг с другом, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учениками и учителем: коллективная творческая деятельность;
2) речевые партнеры определяются в игре не только по желанию учителя, но и произвольно;
3) у учащихся есть возможность поменяться ролями, что позволяет более полно использовать языковой материал, совершенствовать навыки общения на языке;
4) на уроке царит атмосфера интереса и дисциплины: умственная и физическая активность; фокус и интерес.
Недостатки использования ролевой игры:
1) до сих пор нет разработанных комплексов упражнений, которые бы четко определяли:
- назначение игр;
- их количество и качество;
2) использование ролевых игр в процессе изучения иностранного языка несфокусировано и бессистемно;
3) игра в основном используется в качестве развлекательного момента на уроке [22].
2.2 Воспитательный и обучающий потенциал
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитательный потенциал всегда зависит
- во-первых, из содержания познавательной и моральной информации, содержащейся в предмете игр;
- во-вторых, о том, как дети подражают героям;
- в-третьих, это обеспечивается самим процессом игры как деятельностью, которая требует достижения цели самостоятельного поиска средств, координации действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления дружеских отношений.
Поэтому игры дают детям очень важный навык совместной работы. Отличительные особенности игровой активности обычно проявляются в ее добровольности, высокой активности и контактной зависимости участников. Но нельзя забывать и о другом: игра является практически единственным видом деятельности, направленным на развитие не только индивидуальных способностей (для искусства или технологии), но и способности к творчеству в целом.
В интеллектуальных играх творческая задача - быстро принять решение в нестандартной ситуации. В сюжетно – ролевых, строительных играх, играх – драматизациях задача другая, но не менее творческая задача - вообрази, придумай, изобрази. И в то же время во всех групповых играх одна задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действовать в рамках установленных норм и правил [24].
Легко понять, насколько важны эти качества - организация, самодисциплина, творческая инициатива, готовность действовать в сложной, меняющейся ситуации и т. д. - для человека сегодня и особенно завтра.
Для учителя, который использует игровую деятельность в качестве педагогического инструмента, важно понимать скрытые механизмы, с помощью которых происходит ее влияние на развитие личности учащегося. Один из подходов к раскрытию такого механизма заключается в следующем. Представьте, что в процессе игры у детей есть три типа целей:
Первая цель самая распространенная - удовольствие от игры. Это можно выразить двумя словами: «Я хочу играть!». Эта цель - установка, которая определяет готовность к любым действиям, связанным с этой игрой.
Вторая цель - сама игровая задача, т. е. задача, связанная с реализацией правил, сюжета, роли игры. Особенностью игрового задания является то, что оно задано заранее: соглашаясь на игру, каждый автоматически принимает игровое задание, которое существует в виде правил, и руководствуется им в своих действиях. Но если первая цель - «Хочу!», то вторая цель - игровое задание - существует в виде «Я должен!». «Нужно играть так, а не иначе» (своеобразная форма сознательной потребности).
Третья цель напрямую связана с процессом выполнения игрового задания, и поэтому всегда ставит творческое задание для человека [23].
Ребенок, который присоединяется к игре, должен ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих ядро игры: «угадать», «найти», «спрятать», «перевоплотиться» и т. д., чтобы справиться с этими проблемами. Для выполнения задач необходимо мобилизовать максимум духовных и физических (или обеих) сил: проявит смекалку, сообразительность, способность ориентироваться в обстановке, а во многих играх действовать так, как другие не догадались бы. Здесь нужно не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или составить новую комбинацию из уже известных. Такие действия, хотя и в микромасштабе, фактически представляют творческий потенциал. Они сопровождаются высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом и поэтому являются наиболее мощным стимулятором личностной активности.
Именно в творческой сущности игрового действия скрыта внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра - это игра до тех пор, пока она дает акторам широкий спектр поведения, если их действия не могут быть заранее предусмотрены. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения только потому, что никто не знает, как игроки выполняют свою задачу. Отсюда и происходят загадки и романтика игры, которые привлекают как ребенка, так и взрослого.
Независимо от того, сколько раз игра повторяется, для всех игроков она проходит, как это было в первом случае, поскольку она представляет совершенно новые препятствия. Преодоление их воспринимается как личный успех, победа и даже как своего рода открытие: открытие себя, своих способностей. Именно поэтому игра всегда сопровождается ожиданием и опытом радости: «Я могу!»
В трехступенчатой мотивации игры - «Я хочу!» - «Я должен!» - «Я могу!» - очевидно, основной механизм ее влияния на личность, заключен секрет самообразования [23].
Отсюда легко вывести соответствующие направления педагогического управления игровой деятельностью:
1. Привлекать детей к игре, использовать специальные приемы, побуждающие желание играть («Я хочу играть!);
2. Помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так и должно быть!»);
3. Развивать творческий потенциал ребенка во время игры, чтобы способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «Я могу!».
2.3 Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому обзору периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, сосредоточив внимание на традиционном распространении учебного материала по темам - тематическому планированию. Н.Д. Гальская и Н.И. Гез отметили, что ролевая игра предполагает наличие трех этапов:
1) подготовка;
2) проведение игры;
3) контроль.
Непосредственная подготовка к большой ролевой игре начинается с самого первого урока по новой разговорной теме. Если ролевые игры проводятся регулярно и учащиеся к ним привыкли, то в начале новой темы они сами узнают от учителя перспективы новой ролевой игры («Будем ли мы играть дальше?»). Если учитель проявляет инициативу в этом случае, то ученики, как правило, живо реагируют на его предложение «играть дальше». В этом случае учителю на первом уроке целесообразно раскрыть содержание новой темы для того, чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по данной теме. Таким образом, учитель создает примерную основу для возможных сюжетов ролевой игры. Но в то же время учащимся должна быть предоставлена возможность проявить инициативу и творческие способности при разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении необходимых реквизитов. На следующем уроке по этой теме учитель оценит сюжеты ролевой игры, предлагаемые учениками, и вместе с детьми определит общую коммуникативную ситуацию в ролевой игре. Важно, чтобы при определении места, времени и других предполагаемых обстоятельств ролевых игр они соответствовали действительности и имели смысл для учащихся. Лучшая гарантия соблюдения этих условий ролевой игры - максимально учитывать мнения и пожелания учащихся, вовлекать их в разработку курса ролевой игры. Необходимый набор ролей определяется сразу. Как известно, выбор и распределение ролей определяются целями и содержанием игры, а также индивидуальными психологическими характеристиками учащихся и уровнем их языковой подготовки. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов и индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предлагать им роли, которые наиболее точно соответствуют характеристикам их личности. При выборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и своеобразие темперамента. На начальном этапе ролевого общения желательно дать учащимся роли, которые лучше всего соответствуют их темпераменту. Застенчивость можно преодолеть, робость возможна только тогда, когда ученик уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль в распределении ролей играет учет социально-психологических особенностей учащихся, под которыми понимается статус ученика в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, подталкивая одного или другого ученика к лидирующей позиции во время организации игры. Время от времени рекомендуется давать ученикам, которые занимают положение ведомых в жизненной практике, роли главных героев и руководителей команд, чтобы поручать роли персонажей в зависимой позиции (младший брат, сестра). Особенно тщательно подбираются роли для учащихсяв, которые не пользуются авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получить роли положительных, личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры. После того, как в самом общем виде определены: