Файл: Игра как метод воспитания (Ролевые игры в процессе преподавания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние десятилетия во всем мире развивались методы учебные игротеки и экспериментариумы, где в игровой форме, через непосредственное манипулирование с предметами, знаками и материалами, дети осваивают различные знания, физические и химические закономерности, сведения об окружающем мире, людях, своих возможностях и т.п. Это могут быть различные варианты лотереи, головоломки, конструкторы, различные варианты стратегии, математические и механические головоломки, логические и ролевые игры. Различные подвижные и спортивные игры важны для снижения стресса или физического развития младших школьников. В ряде учебных ситуаций конкурентоспособность важна как часть игровой деятельности. [8; С.159].

Мы рассматривали игру как средство обучения. Основными аспектами развития личности ребенка в этом отношении являются:

1. В игре развивается сфера, нуждающаяся в мотивации:

- Существует мотивационная иерархия, в которой социальные мотивы более важны для ребенка, чем личные (подчинение мотивов).

2. Преодолевается когнитивный и эмоциональный эгоизм:

- Ребенок, который берет на себя роль персонажа, героя и т. д., учитывает особенности его поведения, его положение. Помогает в ориентации во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

- Когда ребенок играет роль, он пытается приблизить ее к стандарту. Ребенок воспроизводит типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире и подчиняет свои собственные желания, побуждения и действия в соответствии с социальными закономерностями. Это помогает ребенку понять и принять во внимание нормы и кодексы поведения.

4. Развиваются умственные действия:

- Формируется план идей, развиваются навыки и творческие способности ребенка [23].

Игра интересует нас как принцип поведения, а не как способ повеселиться. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на конкретную цель, а на сам процесс. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным и расслабленным, иметь власть над реальностью, контролировать себя, преодолевать ролевую зависимость и стремление превзойти себя.

1.3 Классификация игр и их структурные особенности

Каждая игра выполняет свою функцию в развитии ребенка. Существует три основных класса игр:


1. Игры, возникающие по инициативе ребенка.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого.

3. Народные игры.

В дошкольном возрасте игры, инициированные ребенком, то есть самодеятельные - ведущие. В них дети сами устанавливают цель игры, выбирают средства и методы ее реализации, сами создают игровые проблемные ситуации и находят решения доступных им игровых методов. Эти игры кажутся наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы и творчества ребенка, что проявляется в постановке им самим и другими игроками новых игровых задач; за появление новых мотивов и действий. Именно любительские игры являются ведущей деятельностью и имеют решающее значение для развития детей.

Содержание любительских игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательного общения со взрослым. Поэтому для появления и успешного развития любительской игры игровой опыт ребенка обязательно должен включать в себя игры двух других классов. Этот класс включает в себя:

- Игры с экспериментами (с природными предметами, игрушками, животными).

- Сюжетно-самодеятельные игры (сюжетно-ролевые, сюжетно-живописные, режиссерские, театральные).

Игры, возникающие по инициативе взрослых, знакомят их с учебно-воспитательной целью. В состав входит:

- образовательные (дидактические, сюжетно-дидактические, мобильные, музыкальные и др.)

- досуговые (интеллектуальные, театральные, компьютерные)

Эти игры могут быть независимыми, но они никогда не являются любительскими, поскольку независимость в них зависит от правил, а не от первоначальной инициативы ребенка в постановке игровой проблемы. Образовательная и развивающая ценность таких игр огромна. Они формируют культуру игры, способствуют усвоению социальных норм и правил. [; с. ].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально разработанными педагогической школой для обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Народные игры - это игры, основанные на исторической инициативе. Включают такие игры как:

- обрядовые игры (семейные, сезонные, религиозные)

- досуговые игры (веселые игры, игры, немые игры)

- тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные)

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или его содержание; игровое действие; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.


Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Оно сформулировано в речи, отражено в самих игровых действиях, записано в игровом контенте и является ядром игры. Согласно игровому плану игры, группы можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семье», в «детском саду», в «поликлинике» и т.д.); отражающие творческую работу (строительство метро, ​​строительство домов ...); отражающие социальные события, традиции (праздники, встречи с гостями, путешествия и т. д.). Такое разделение их, конечно, условно, поскольку в игру может входить отражение различных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, разнообразие и взаимосвязь игровых действий, отношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, вызывает интерес и желание играть [14; с. 220].

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую играет ребенок. По значению роли в процессе игры многие игры называются ролевыми или сюжетно-ролевыми. Роль всегда связана с человеком или животным; его воображаемые действия, действия, отношения. Ребенок, вводя свой образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто играет эту роль, он живет в образе и верит в свою правдивость. Описывая, например, капитана на корабле, он отражает не всю свою деятельность, а только те функции, которые необходимы во время игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и моряках. Во время игры сами дети (а в некоторых играх и взрослые) устанавливают правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения игроков. Они придают играм организацию, стабильность, фиксируют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. [4; с.62].

Таким образом, существует множество классификаций игр, все из которых различаются по основам деления. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, усиливать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного. Игра может и должна быть введена в учебный процесс с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные считалочки, используя их потом в подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости. При работе с маленькими детьми можно использовать игрушки.

Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личного творческого потенциала, повышает самооценку, развивает способность принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развить память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психоэмоциональный стресс, осваивать новые навыки, развить навыки и просто расслабиться и получать удовольствие.


ГАВАВА 2. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

2.1 Определение и методическая структура ролевой игры

Ролевая методика преподавания существует уже давно. Такие упражнения, как «чтение по ролям», «драматизация диалога», занимают прочное место в арсенале методологических приемов, поскольку в процессе драматизации появляется более полное осознание значения текста и в то же время более полное понимание смысла текста и более глубокое восприятие языкового материала. Однако в инсценировке есть только некоторые возможности для ролевых игр. В настоящее время идея использования ролевого поведения была подкреплена теорией, которая была названа «теорией ролей», разработанной социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь индивида с окружающей средой проявляется в том, что человек выполняет несколько ролей: например, в семье - роль родителя, вне семьи - роль учителя, врача и т.д. Эти роли в обществе определяют речевое / неречевое поведение человека. Ожидается, что человек в роли родителя будет принимать участие в воспитании детей, как врач, - будет заботиться о здоровье пациента и т.д. [17; с. 112].

Следовательно, понятие социальной роли является элементом социальных отношений: среда выступает по отношению к человеку как к первичной социализации, в которой он усваивает социальный опыт, записанный на языке. Естественные социальные роли в учебной среде сводятся к двум: учитель - ученик. Поэтому, используя ролевую игру как средство обучения, можно говорить о «вторичной социализации», подражающей первой по своим наиболее значимым признакам. Социальные роли в рамках вторичной социализации неизбежно носят искусственный, условный характер (представьте, что вы врач, продавец и т. д.). Мера условности может быть разной: перевоплощение реальных людей в литературных персонажей, героев сказок и т. д. Иногда ролевая игра носит характер ассимиляции, то есть разыгрываются ситуации, типичные для окружающей среды, а иногда она может быть более театральной: с конфликтом, кульминацией и развязкой. Но элемент условности присущ всем типам ролевой игры.

Ролевая игра - это речь, игра и учебная деятельность одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выполняют разные роли. Образовательный характер игры часто не признается ими. С точки зрения учителя, ролевая игра может рассматриваться как форма обучения диалогической коммуникации. Для учителя целью игры является формирование и развитие речевых навыков учащихся. Ролевая игра контролируется, ее воспитательный характер четко осознается преподавателем.


Ролевая игра основана на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Будучи моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке и в этом смысле выполняет мотивационную и стимулирующую функции [20; с. 33].

Ролевую игру можно отнести к развивающим играм, поскольку она во многом определяет выбор средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра - это упражнение для овладения навыками и способностями в межличностном общении. В связи с этим ролевая игра выполняет образовательную функцию. В ролевых играх сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность заниматься различными видами деятельности, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить об образовательной ролевой функции.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, видеть себя с точки зрения партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает способность контролировать свои действия, давать объективную оценку действиям других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию в процессе обучения.

Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Таким образом, реализует компенсационную функцию.

Таким образом, ролевая игра выполняет следующие функции в образовательном процессе на иностранном языке: мотивационно-стимулирующий, учебно-ориентирующий и компенсирующий. Успех обучения во многом зависит от того, как эти функции реализованы в учебном процессе.

Ролевая игра обладает большими возможностями обучения:

- ролевую игру можно рассматривать как наиболее точную модель общения, поскольку она имитирует реальность в наиболее значимых ее чертах и ​​в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров;

- ролевая игра имеет большой потенциал мотивационного плана стимулирования;

- ролевая игра предполагает усиление личной вовлеченности во все происходящее. Студент входит в ситуацию, хотя и через мороз своего собственного «я», но через «я» соответствующей роли и проявляет большой интерес к характеру, который он играет;