Файл: Игра как метод воспитания (Ролевые игры в процессе преподавания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Что интереснее всего для ребенка? Конечно же это игра в любой ее форме. У всех детей очень хорошо развито воображение, именно это и позволяет сделать любую игру для ребенка более красочной и интересной, даже самые банальные, бытовые дела могут перенести его в особый интересный и захватывающий мир приключений, в котором нет границ и рамок.

Различного рода игры только начинают входить в сферу педагогики, так же, как и во многие области науки. Уроки, в которых вовлечена игра лучше усваиваются и откладывается в памяти у детей. Такой метод является одним из самых востребованных методов в обучении и воспитании, он заслуживает большего и внимания и требует большего изучения, чем раньше. Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от самого рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения. Однако, технология игрового обучения в практике школы используется недостаточно активно.

Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная и требующая более широкого анализа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что целью данной работы является изучение роли игры в процессе воспитания младших школьников.

Объект исследования - воспитание детей с помощью игры.

Предмет исследования - игра, как средство воспитания младших школьников.

Задачи исследования:

- рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; 

- изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;

-рассмотреть воспитательный потенциал игры; 

- ознакомится с различными видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;

- определить сущность и значение игры;

- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических методов исследования: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Историческое возникновение игры

Видным представителем первого направления был великий чешский педагог - Я.А. Коменский. Он рассматривал игру как необходимую форму детской активности, которая соответствовала его характеру и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; игра расширяет и обогащает спектр представлений об окружающем нас мире, развивает язык; в обычных играх ребенок приближается к своим сверстникам.

Дидактическое направление использования игры было разработано в XVIII в. среди учителей-филантропистов (И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.), которые стремились развивать образование детей в соответствии с их возрастными особенностями.

К. Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социальной среды. Он утверждал, что игры не бесследны для ребенка: они могут определять характер и поведение человека в обществе. Игра является основным видом деятельности в дошкольные годы. Игра - единственный способ для ребенка попасть в недоступные области взрослой жизни. Даже Ф. Шиллер, классик немецкой литературы, писал: «Только когда человек играет, он человек в прямом смысле этого слова...». В игре ребенок моделирует смыслы человеческого существования и формы отношений, которые существуют в обществе [19; с.340].

Вот несколько основных подходов к объяснению причин игры:

Теория избытка нервных сил, компенсаторная, возникла в девятнадцатом веке во времена, когда преобладала точка зрения, что именно игра явление, которое заменяет и компенсирует активность.

Родоначальником этой теории является английский философ Спенсер, который рассматривал игру как результат чрезмерной активности, потенциал которой не может быть использован в обычной деятельности. По словам Спенсера, игра важна только тем, что позволяет высвобождать избыточную энергию, присущую животным с высокой степенью организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, включая детей, являются инстинктивными проявлениями и проводятся ради этого удовлетворения.


Теория инстинктивности, функции упражнений в игре, предупреждение инститнктов. В начале века теория предупреждения швейцарского ученого К. Гросса, который считал игру первичной, была особенно популярна. Первоначально, какие бы внешние или внутренние факторы ее вызывают: избыток силы, усталость, стремление к соперничеству, подражание и т. д. Игра по Гроссу вечная поведенческая школа.

Спенсер ввел эволюционный подход к пониманию игры, указывая на распространение игр среди животных, чьи инстинктивные формы недостаточны для адаптации к изменяющимся условиям жизни. В играх с животными происходит предварительная адаптация - предупреждение инстинктов к условиях борьбы за существование, когда они взрослеют.

Гросс был на той же позиции укрепления развития наследственного поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и чрезмерной нервозности. Суть концепции Гросса состоит в том, чтобы отрицать рефлекторную природу и признавать спонтанность развития за счет высвобождения внутренней энергии в теле, то есть только инстинктивных упражнений в игре. Сторонники этой теории, считают, что игра помогает преодолеть инстинкты прошлого и стать более цивилизованными. Исследователи воспринимают игру и игровые атрибуты как редуцированную активность, т.е. как воспроизведение образа жизни, культовые обряды далеких предков.

В детской игре также есть теория антипации будущего. Сторонники этой теории считают, что игры разные для мальчиков и девочек, потому что они обусловлены той решающей ролью, которая их ожидает. Временные аспекты игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал: «Игра всегда работает одновременно, как в двух временных измерениях - в настоящем и будущем». Последователи этой теории пытались доказать, что игры с одной стороны предвосхищают будущее, но работают на настоящее. Теория функционального удовольствия, реализация врожденных импульсов, на самом деле является теорией психоанализа. Авторы этой теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх в основном эротичны и чаще всего встречаются в ролевых играх. Австрийский психиатр и психолог А. Адлер, ученик З. Фрейда, основателя индивидуальной психологии, рассматривал источник мотивации желания ребенка к самоутверждению как компенсацию за чувства неполноценности в детстве. Адлер объясняет появление игры и ее оригинальность как реализацию желаний, которые ребенок не может выполнить в реальности [2; с.289].

Фрейд - основатель психоанализа - развил идею компенсаторного характера игры и соединил ее с бессознательными механизмами психики человека. Бессознательные тенденции символически реализуются Фрейдом в детских играх. Согласно исследованию Фрейда, игры оздоравливают психику и облегчают травмирующие ситуации, которые вызывают много неврологических расстройств.


В отличие от антиципации игры, согласно Фрейду, игры действуют не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, состоит в том, чтобы создать истинный катарсис через удовлетворение, достигнутое обходными путями. Игры позволяют раскрыть и выразить либидо, высвободить чувственность, испытать и познать себя. Игра как средство поддержания силы и мощи была интерпретирована Шиллером и Спенсером. Человек в игре не только тратит энергию, но и восстанавливает ее. Исследователи, такие как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом.Игра позволяет извлекать в работу ранее неактивные органы и тем самым восстанавливать жизненный баланс.

Теория духовного развития ребенка в игре. К. Д. Ущинский противопоставляет провозглашение спонтанности игровой деятельности идее использования игры в общеобразовательной системе для игривой подготовки ребенка к трудовой деятельности. К.Д. Ушинский был одним из первых, кто утверждал, что игра сочетает в себе стремление, чувства и представление одновременно. Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко и Сухомлинский, считали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития для ребенка [19; с.339].

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Таким образом, нельзя «заставить» человека участвовать в игре против своей воли, как в процессе создания.

Игра как объект исследования всегда привлекала внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е. А. Покровский, П. В. Иванова, В. Ф. Кудрявцева, В. Н. Харузин, А. Н. Соболев, О. И. Капица, Г. С. Виноградов. Все эти исследования относятся к XIX - первой трети XX века, ценны, прежде всего, оригинальностью своих материалов, извлеченных из глубин национальной жизни, и содержат описания только тех игр, которые заметили наблюдатели. В 1930-х годах были предприняты попытки создать сборники, посвященные ознакомлению читателей со всей массой игр. Лучшей антологией по-прежнему остается книга «Игры народов СССР» В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.С. Ковалева и Е. И. Степанова, изданной в 1933.

Можно сказать, что игра - это способ реализации реальности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку быстро освоить первоначальные, но очень обширные основы человеческой культуры. Возможно, игра соблазняет ребенка непостижимым разнообразием ситуаций, которые требуют проявления индивидуальности, изобретательности и творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лада» высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, значит жить творчески» [17; с.110].


Исследуя развитие детей, А.Н. Леонтьев отметил, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает сильный когнитивный мотив, который формирует основу для развития учебного стимула. Появление долгосрочной перспективы игры указывает на новый, более высокий уровень развития игрового творчества. Развитие игрового творчества влияет на то, как различные игровые впечатления объединяются в игровом контенте.

Изучив исторический аспект игры, мы можем сделать вывод, что игра прошла большой путь: от периода традиционного образа до умственного развития личности ребенка.

1.2 Роль игры в жизни младшего школьника

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как один из важнейших способов воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию уходит в глубь веков, и использование игры в качестве средства обучения восходит к тому же времени. Особое положение игры в разных образовательных системах, по-видимому, определялось тем, что игра определенным образом соответствовала характеру ребенка.

Игра важна для формирования дружной команды и для формирования независимости, позитивного отношения к работе, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многих других вещей. Все эти образовательные эффекты основаны на влиянии, которое игра оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его личности.

Для младших школьников: игры, созданные по инициативе ребенка (любительские игры), игры, созданные по инициативе взрослого (дидактические игры, развивающие игры, интеллектуальные игры), подвижные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, более старших детей, так и по инициативе собственно детей младшего школьного возраста. Для младших школьников важна игра с правилами. В социально-коммуникативных отношениях современные формы развития игр характерны для современных младших школьников: индивидуальные (например, определенные виды компьютерных игр); в парах (например, шахматы, домино, морской бой, крестики-нолики и т. д.); в группе (например, ролевая игра, игры с правилами); в команде против другой команды (в основном спортивные и различные подвижные игры) [12; с.320].

Игра и обучение - это психологически разные виды деятельности. Резкий отказ от игры и переход исключительно к образовательной деятельности от дошкольного к младшему школьному возрасту наносит ущерб. Такой резкий контраст, когда относительно свободная модель поведения ребенка в игре (хотя и подчиняется правилам, наблюдает за игровой ролью и т. д., но по собственной инициативе и мотивации) изменяется на строго регулируемые тренировки, инициируемые учителем, усложняет адаптацию к школе [25].