Файл: Органы местного самоуправления ( Структура органов местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Правовое регулирование

2.1 Источники права

Правовое регулирование организации местного самоуправления, деятельности муниципальных органов, составляют нормы права, содержащиеся в различных источниках права.

В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном юридическом смыслах. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую функцию, выступают в Российской Федерации соответствующие нормативные правовые акты.

Таким образом, источниками муниципального права, в юридическом смысле, являются действующие в настоящее время в Российской Федерации правовые акты, содержащие нормы муниципального права. Всю их совокупность можно разделить на несколько систем и уровней[13].

Система международного права. В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Среди таких источников права - Европейская Хартия местного самоуправления, Декларация о принципах местного самоуправления государств Содружества Независимых Государств.

Отечественная система источников муниципального права включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов: федеральный, региональный, местный.

К первому уровню относятся нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права. Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции Российской Федерации. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления. Однако особое значение имеют положения статей 12 и 130, 131, 132, 133. Для муниципального права Конституция Российской Федерации является базовым, но не ее главным источником права.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права. Среди этих законов первостепенное значение имеет Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный закон. Можно с полным основанием сказать, что 131 Федеральный Закон является главным источником муниципального права в России. По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Этот закон определил основы местного самоуправления, закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране[14].


Наряду с ним к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы. Среди них: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О закрытом административно-территориальном образовании» и другие.

К источникам муниципального права федерального уровня относятся также:

1) Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права и действующие в настоящее время;

2) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления;

3) постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права;

4) постановления и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся вопросов местного самоуправления.

Ко второму уровню источников муниципального права относятся законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (республик, областей, краёв, городов федерального значения и других), акты глав субъектов, постановления законодательных органов государственной власти, акты органов исполнительной власти субъектов, содержащие нормы муниципального права. Это: Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, о муниципальной службе и другие. Основное требование к этой группе нормативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральным Законам в части, касающейся общих принципов организации и деятельности местного самоуправления[15].

К третьему уровню источников муниципального права относятся локальные, то есть местные нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права. К ним относятся устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие от самих муниципальных образований (путем местного референдума) и их органов.


Под компетенцией местного самоуправления понимается круг предметов его ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления по реализации, во-первых, собственных полномочий, то есть тех, которые им необходимы для самостоятельного решения вопросов местной жизни, и, во-вторых, отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться законом, либо делегированных органами государственной власти[16].

Собственные полномочия местного самоуправления - это строго определенный и закрепленный нормами муниципального права перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением муниципальных образований путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют большинство этих полномочий.

В сфере сообщений органы местного самоуправления руководят транспортными предприятиями и организациями, находящимся в муниципальной собственности; организуют работу предприятий связи, обеспечивают развитие радио и телевидения.

В сфере жилищной политики органы местного самоуправления организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда.

В сфере инфраструктуры органы местного самоуправления осуществляют контроль за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности.

В сфере социально-культурного обслуживания населения органы местного самоуправления осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение.

В сфере социальной защиты населения органы местного самоуправления обеспечивают реализацию действующего законодательства о выплате пенсий и пособий, назначают и выплачивают из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; назначают опекунов и попечителей, контролируют выполнение ими своих обязанностей[17].

В сфере охраны порядка, прав и свобод граждан органы местного самоуправления обеспечивают на подведомственной им территории соблюдение законов и других нормативных правовых актов органов государственной власти, охрану прав и свобод граждан.


В сфере защиты населения в чрезвычайных ситуациях органы местного самоуправления осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к местному ведению законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Наряду с правами и обязанностями органов местного самоуправления, составляющими их правовой статус, существенным компонентом в организации их деятельности является ответственность органов и должностных лиц перед населением.

Ответственность муниципальных образований бывает позитивной и негативной. Позитивная – это регулярные отчеты о работе перед избирателями. Негативная ответственность реализуется в виде юридической ответственности и наступает перед государством и населением. В зависимости от вида ответственности можно выделить уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании судебного решения в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, иного федерального законодательства или регионального законодательства, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий, если таковые были переданы[18].

Формами ответственности перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть следующие: 1) роспуск представительного органа муниципального образования; 2) отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации. Условия и порядок реализации этих форм ответственности определены федеральным законодательством о местном самоуправлении.

В соответствии со статьёй 38 Устава Златоустовского Городского округа:

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением городского округа, государством, физическими и юридическими лицами.

2. Основания наступления ответственности определяются Уставом в соответствии с федеральным законом.


3. Ответственность перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области, Устава округа, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Полномочия органов местного самоуправления

Помимо вопросов общего характера, закреплённых в нормативно-правовых актах, у каждого из муниципальных органов существует перечень вопросов, отнесённых к их исключительному ведению[19].

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

К предметам ведения Собрания депутатов относятся:

1) принятие Устава Городского округа и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение бюджета Городского округа и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

4) принятие планов и программ развития Городского округа;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия Городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) утверждение документов территориального планирования Городского округа;

9) формирование избирательной комиссии Городского округа;

10) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

11) утверждение по представлению Главы округа структуры Администрации округа перечня исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;

12) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

13) рассмотрение депутатских запросов и обращений депутатов Собрания депутатов округа;

14) утверждение регламента Собрания депутатов округа, создание и упразднение постоянных и временных комиссий.