Файл: Документирование и инвентаризация (на примере ООО «РостовОргСинтез»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы документирования и инвентаризации
1.1 Понятие и виды инвентаризации и документирования в бухгалтерском учете
1.2 Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств
1.3 Отражение результатов инвентаризации имущества и обязательств в бухгалтерском учете
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «РостовОргСинтез»
2.3 Оценка результатов инвентаризации на ООО «РостовОргСинтез»
Глава 3 Направления совершенствования инвентаризации имущества и обязательств ООО «РостовОргСинтез»
3.1 Рекомендации по совершенствованию инвентаризации имущества и обязательств ООО «РостовОргСинтез»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью инвентаризации для обеспечения сохранности имущества и осуществления контроля за обязательствами предприятия. Руководство предприятия должно постоянно следить за сохранностью имущества предприятия и состоянием расчетов и обязательств, чтобы избежать финансовых потерь от хищений и порчи имущества и несоблюдения сроков исполнения обязательств предприятия.
Инвентаризация представляет собой один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков ценностей и расчетов с данными учета и осуществления контроля за сохранностью собственности.
При этом, проблемой в современных условиях является то, что инвентаризации не уделяется достаточного внимания, особенно на небольших предприятиях, которые считают, что у них немного имущества и обязательств, соответственно, проведение инвентаризации необязательно – контроль осуществляется в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Даже если опустить такие внештатные ситуации, как возникновение на предприятий хищений имущества или денежных средств, можно выделить случаи, когда проведение инвентаризации обязательно по закону даже на небольшом предприятии: это смена материально-ответственных лиц, а также при списании дебиторской задолженности, которая признана безнадежной.
Кроме того, по данным инвентаризации определяется качество ведения бухгалтерского учета, отсутствие этих данных свидетельствует о нарушениях в системе бухгалтерского учета на предприятии.
Таким образом, инвентаризация имеет очень важное контрольное значение и выступает в качестве необходимого дополнения к документации хозяйственных операций. Она служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем. Таким образом, проблема проведения инвентаризации имущества и обязательств на предприятии и отражение их в учете ее результатов представляет в современных условиях несомненную актуальность.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть порядок документирования и инвентаризации имущества и обязательств и отражение в учете ее результатов на примере ООО «РостовОргСинтез».
Задачами выпускной курсовой работы являются:
- определить теоретические аспекты проведения документирования и инвентаризации имущества и обязательств на предприятии и отражения ее результатов в бухгалтерском учете;
- представить организационно-экономическую характеристику деятельности исследуемого предприятия ООО «РостовОргСинтез»;
- проанализировать порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств на предприятии ООО «РостовОргСинтез»;
- раскрыть порядок отражения отражения в бухгалтерском учете ООО «РостовОргСинтез» результатов инвентаризации и проанализировать данные результаты;
- определить проблемы проведения инвентаризации в ООО «РостовОргСинтез»;
- разработать рекомендации по совершенствованию проведения инвентаризации имущества и обязательств в ООО «РостовОргСинтез».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «РостовОргСинтез».
Предмет исследования – организация и проведение инвентаризации на предприятии.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы документирования и инвентаризации
1.1 Понятие и виды инвентаризации и документирования в бухгалтерском учете
Правильность и обоснованность сумм, отраженных на счетах бухучета, нуждается в периодической проверке. Такая проверка осуществляется путем проведения инвентаризации финансовых обязательств. В ходе такой инвентаризации проверяются расчеты организации с другими лицами, задолженности по недостачам, дебиторская и кредиторская задолженность.
Инвентаризация, по мнению А.А. Спиридонова, «один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков ценностей и расчетов с данными учета и осуществления контроля за сохранностью собственности»[1].
Процесс проведения инвентаризации представляет собой сравнение фактического наличия имущества с тем, что указано в документах. Другими словами, эта проверка является одним из самых действенных способов для контроля сохранности имеющегося в компании имущества и обязательств.
Все авторы научной литературы сходятся в том, что инвентаризация для каждого предприятия необходима не только законодательно, но и для повышения эффективности учетной работы на предприятии.
Как отмечает О.Н. Нестеркина, «инвентаризация имеет очень важное контрольное значение и выступает в качестве необходимого дополнения к документации хозяйственных операций. Она служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем»[2].
Основными целями инвентаризации являются:
- определение наличия на предприятии имущества фактически, причем проверяется не только собственное имущество, но и полученное, к примеру, в аренду и числящегося на балансе, с целью обеспечения сохранности данного имущества;
- выявления объектов, которые находятся в организации, но еще не учтены на счетах бухгалтерского учета по каким-либо причинам;
- определение, сколько на предприятии хранится материальных ценностей, товаров, готовой продукции, которые потребляются в производстве продукции предприятия;
- сравнение фактических и учетных данных о наличии в организации имущества, чтобы определить, есть ли излишки или недостачи имущества, возникшие по различным причинам;
- обеспечение контроля полноты учета всего имеющегося имущества и обязательств, а также правильности учета имущества и обязательств;
- контроль выполнения требований по содержанию основных средств и оборудования, хранения товарно-материальных ценностей, правил работы с наличными денежными средствами и денежными документами на предприятии[3].
Для проведения на предприятии инвентаризации применяются различные нормативно-правовые акты, которые устанавливают правила проведения инвентаризации и регулируют порядок отражения в учете результатов проведенных инвентаризаций. На сегодняшний день, к таким документам относятся:
- Налоговый кодекс Российской Федерации – определяет порядок налогового учета, к примеру, если выявлены недостачи имущества, по которым предприятие уже уплатило налоги или излишки имущества, по которым необходимо выплатить налог;
- Федеральный закон от 06.12.2014 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий основные положения проведения инвентаризации на предприятии;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 – в данном документе определяются все основные правила проведения инвентаризации, несмотря на то, что данному документу уже более 20 лет, его положения актуальны и по сей день и активно применяются на российских организациях;
- Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» устанавливает формы первичной документации для оформления результатов инвентаризации;
- Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» - в данном постановлении определяются унифицированные формы, используемые при проведении инвентаризации кассовых операций;
- Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39, применяется в случае, если инвентаризация на предприятии проводится при проведении налоговой проверки, назначенной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Классификация видов инвентаризация весьма обширна.
Основные виды инвентаризации, определенные на сегодняшний день в научной литературе, представлены на нижеприведенном рисунке 1.
Инвентаризация
По методу проведения
натуральная
документальная
По объему
полная
частичная
выборочная
сплошная
По способу проведения
плановая
контрольная
По назначению
Обязательная инвентаризация
По видам имущества и обязательств
Отчуждение имущества
Составление годовой бухгалтерской отчетности
Смена материально-ответственных лиц
Утеря или порча имущества в результате злоупотреблений или чрезвычайных ситуаций
Реорганизация или ликвидация предприятия
Основные средства и нематериальные активы
Финансовые вложения,
Материалы, товары, готовая продукция
Животные и молодняк животных
Денежные средства и документы
Расчеты
Рисунок 1. Классификация инвентаризаций
Разделение проверки по методу проведения, представленная на рисунке 1, предусматривает следующие виды инвентаризации имущества и обязательств:
- натуральная, представляет собой зрительное наблюдение и запись имеющегося имущества, его количество и состояние. На данном этапе проверяющие подсчитывают товар, взвешивают его и т.д.
- документальная проверка подразумевает изучение имущественных прав, записанных в бухучете, соблюдение финансовых обязательств компании перед кредиторами и бюджетом, и т.д. также на данном этапе изучаются и сверяются имеющиеся в компании документы, которые подтверждают право владения товарно-материальных ценностей, основных средств и т.д.[4]
Кроме того, по другим критериям выделяют следующие виды инвентаризации:
- по объему: полная и частичная инвентаризация имущества и обязательств предприятия;
- по способу проведения: выборочная и сплошная виды инвентаризации;
- по назначению: плановая, контрольная[5].
Основные положения данных видов инвентаризации имущества и обязательств представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды инвентаризации имущества и обязательств
Вид инвентаризации |
Особенности проведения |
Сроки проведения |
1 |
2 |
3 |
Полная |
Изучаются все ТМЦ, денежные средства, финансовые обязательства. Также учитывается не только принадлежащее компании имущество, но и арендованное |
Проводится перед созданием годового отчета или перед проверкой государственной комиссии |
Частичная |
Обычно проверяется какая-то часть имущества. К примеру, отдельно только ТМЦ или товары, хранящиеся на складе, средства в кассе. |
Может проводиться в любое время по желанию руководства |
Выборочная |
Обследуются на выбор определенные ТМЦ, ценности, ОС. В случае обнаружения расхождений руководство обычно выдает приказ провести полную проверку. |
Может проводиться в любое время по желанию руководства |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Сплошная |
Проводится одновременно проверка всех ТМЦ, ОС и т.д. в компании. При этом одновременно могут работать несколько инвентаризационных комиссий. |
Может проводиться в любое время по желанию руководства |
Плановая |
Список исследуемого имущества определяет руководитель компании |
По утвержденному графику |
Контрольная |
Проверяется указанные руководством ценности и имущество |
Обычно проводится после стихийных бедствий, фактов кражи для проверки имущества |
Также в зависимости от законодательного регулирования выделяется обязательная инвентаризация.
Таким образом, инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.