Файл: Органы местного самоуправления ( Структура органов местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Тема данной курсовой работы – «Органы местного самоуправления: понятие, структура, правовое регулирование организации и деятельности».

Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе развития общества качество жизни населения определённой территории обусловлено эффективностью работы органов и должностных лиц местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, на современном этапе закрепила, во-первых, разделение власти в стране на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), а, во-вторых, выделение из государственной власти местного самоуправления (статья 12).

Общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав и обязанностей муниципальных властей, урегулированы нормами принятого в 2003 году и окончательно вступившего в силу в 2009 году Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Курсовая работа носит исследовательский характер, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации проходит поэтапное становление и реформирование.

Целью исследования данной курсовой работы является определение органов местного самоуправления как элемента в общей системе власти в России, их структуры, а так же правовых основ организации и деятельности органов самоуправления путём анализа соответствующего законодательства.

Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:

  1. Дать определение понятия органов местного самоуправления;
  2. Подвергнуть аналитическому исследованию структуру органов местного самоуправления;
  3. Рассмотреть правовую основу местного самоуправления путем анализа норм Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и других нормативно-правовых актов;
  4. Охарактеризовать отдельные виды деятельности муниципальных органов.

Объектом исследования являются органы местного самоуправления в системе управления Российской Федерации.

Предметом исследования выступают структура, компетенция органов местного самоуправления, уяснения их места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.

Основной задачей современного государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. Но в то же время реализация многих из задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях проживания граждан - муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.

Структура данной курсовой работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из логически связанных между собою: введения, двух глав, заключения и приложений. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса. Первая глава посвящена определению понятия органов местного самоуправления, их системе и структуре. Организация и деятельность органов местного самоуправления с их правовой составляющей рассмотрены во второй главе.

Курсовая работа имеет два приложения, которые позволяют более чётко представить и уяснить некоторые вопросы раскрываемой проблемы. Общие выводы представлены в заключительной части.

Методологической основой исследования в процессе работы стали анализ, моделирование, сравнительно-правовой и технико-юридический методы научного познания, а также применен комплексный подход к рассмотрению изучаемых проблем.

При написании курсовой работы были использованы Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устав Златоустовского городского округа, а так же современные литературные источники, работы юристов и правоведов, таких, как А.Н. Кокотов, И.В. Гранкин, С.В.Чаннов, С.Я.Авакьян, О.Е. Кутафин и других. Так же в работе использовано действующее законодательство Российской Федерации, международные правовые акты, материалы отечественной судебной практики.


Тема раскрывается на основе анализа деятельности органов местного самоуправления Златоустовского городского округа.

Основная часть

1 Органы местного самоуправления

1.1 Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[1].

Понятие самого местного самоуправления раскрывается не только через его определение, но и через правовой и логический анализ принципов местного самоуправления, закреплённых в источниках права разного уровня.

Базовые принципы местного самоуправления - это закреплённые в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципалитетов.

К базовым принципам местного самоуправления относятся следующие:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

В соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Самостоятельность полномочий муниципальных образований ограничивается кругом вопросов местного значения (статья 130 Конституции). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132 Конституции Российской Федерации). Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.


2. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций[2].

Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает статья 12 Конституции Российской Федерации: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

3. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

В соответствии со статьёй 130 Конституции местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, а так же через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается законодательным закреплением собственных доходов местных бюджетов. Это - местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов, налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

5. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

В уставе муниципального образования устанавливаются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

На многообразие организации форм местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство. Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную модель местного самоуправления.

7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность, и их осуществление во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления[3].


Реализация указанного принципа обеспечивается в процессе деятельности муниципальных органов по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения: образования, здравоохранения, жилищно-коммунального, землепользования, торгового, бытового, транспортного и других видов обслуживания населения.

8. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках его. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

Согласно статье 15 Конституции органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, законами и уставами субъектов Федерации, в пределах гарантируемых государством полномочий[4].

9. Гласность деятельности местного самоуправления.

Гласность - важный элемент современной системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения принимает в коллегиальном порядке.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность органов управления в системе местного самоуправления, допускает возможность использования и коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этих органов, выработке решений по наиболее важным вопросам управления местной жизнью.

11. Государственная гарантия местного самоуправления.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление[5].

На основании вышеупомянутых принципов строиться вся система местного самоуправления, которую составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.