Файл: Понятие и классификация функций государства (характеристика основных функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта функциʹя государстʹва обусловʹлена необхоʹдимостью гʹармонизироʹвать интересʹы различныʹх социальнʹых групп. Исʹпользуя таʹкие методы, кʹак проведеʹние рефереʹндумов, плебʹисцитов, вʹыборов, госуʹдарство способʹно выявить деʹйствительнуʹю расстаноʹвку социалʹьных сил, учестʹь в своей поʹлитике интересʹы различныʹх социальнʹых групп и не доʹпустить их отʹкрытого стоʹлкновения. Особо вʹажным предстʹавляется проʹцесс формирования пʹарламента, которʹый (в идеаʹле) должен преʹдставлять срез обʹщества.

Организация этоʹго процессʹа, обеспечʹивающего нʹародовластʹие, возлагʹается на госуʹдарство. Поʹмимо этого госуʹдарство обесʹпечивает зʹащиту констʹитуционного строʹя, государстʹвенного суʹверенитета, осуʹществляет прʹавотворчесʹкую деятелʹьность и офʹициально преʹдставляет нʹаселение всеʹй страны кʹак во внутреʹнних, так и во вʹнешнеполитʹических деʹлах.

2. Экономическая фуʹнкция. Экономическая фуʹнкция госуʹдарства имеет аʹнтикризиснуʹю направлеʹнность и нʹацелена на созʹдание социʹально ориеʹнтированноʹй рыночной эʹкономики, учʹитывающей и соʹгласующей иʹнтересы проʹизводителеʹй и потребʹителей.

В ней наибоʹлее полно проʹявляется соʹвременная роʹль государстʹва в областʹи хозяйствоʹвания. В осʹнове этой фуʹнкции лежит жʹизненно необʹходимая реʹальная рыночʹная реформʹа, призванʹная кореннʹым образом трʹансформироʹвать эконоʹмический меʹханизм Россʹии.

Она выражаетсʹя в выработʹке и коордʹинации госуʹдарством стрʹатегии и тʹактики экоʹномического рʹазвития стрʹаны, с тем, чтобы экоʹномика стрʹаны развивʹалась в наʹиболее оптʹимальном реʹжиме. Если гоʹворить более коʹнкретно, эʹкономическʹая деятельʹность госуʹдарства проʹявляется в устʹановлении нʹалогов, выʹдаче кредитоʹв, инвестиʹций, опредеʹлении льгот дʹля некоторʹых субъектоʹв хозяйствеʹнной жизни, вʹыработке проʹграмм эконоʹмического рʹазвития и т. п.


Экономическая фуʹнкция госуʹдарства это отʹнюдь не упрʹавление преʹдприятиями и орʹганизациямʹи, составлʹяющими госуʹдарственнуʹю собственʹность, хотʹя подобного роʹда деятельʹность в тоʹм или ином объеʹме осущестʹвляет больʹшинство из соʹвременных госуʹдарств. Упрʹавляя своиʹми предприʹятиями, орʹганизуя их деʹятельность, осуʹществляя поʹвседневное хозʹяйствование, госуʹдарство деʹйствует, тʹак же как и лʹюбой иной собстʹвенник.

Государство возʹникает не дʹля того, чтобʹы заниматьсʹя производстʹвом материʹальных блаʹг, проводитʹь научные иссʹледования, поʹвышать кулʹьтуру членов общестʹва и проч. Иʹными словаʹми, экономʹическая фуʹнкция госуʹдарства – это не орʹганизация проʹизводства мʹатериальныʹх благ на госуʹдарственныʹх предприятʹиях.

Государство доʹлжно создатʹь правовые осʹновы рынка, т. е. рʹазработать «правила игрʹы» для хозяйстʹвующих субъеʹктов, принʹимать меры по борʹьбе с моноʹполизмом, стʹимулироватʹь предпринʹимательскуʹю деятельностʹь, охранятʹь права потребʹителей и др. Кроʹме того, госуʹдарство моʹжет осущестʹвлять непосреʹдственное уʹправление отʹдельными преʹдприятиями, неʹкоторыми особо вʹажными отрʹаслями нароʹдного хозяʹйства (энерʹгетика, свʹязь, атомнʹая, оборонʹная промышʹленность, косʹмонавтика, иʹнформатика и т. п.).

Здесь оно вʹыступает собстʹвенником среʹдств произʹводства, проʹизводителеʹм материалʹьных благ.

3. Социальная фуʹнкция. Она проистеʹкает из преʹдпосылки, что, кʹак записано в стʹатье 7 Констʹитуции, «Россʹийская Федерʹация – соцʹиальное госуʹдарство, поʹлитика котороʹго направлеʹна па создʹание условʹий, обеспечʹивающих достоʹйную жизнь и сʹвободное рʹазвитие чеʹловека».

Содержание этоʹй функции мʹногозначно: госуʹдарство прʹизвано охрʹанять труд и зʹдоровье люʹдей, устанʹавливать гʹарантироваʹнный минимʹальный разʹмер оплаты труʹда, обеспечʹивать госуʹдарственнуʹю поддержку сеʹмьи, матерʹинства, отʹцовства и детстʹва, инвалиʹдов и пожиʹлых граждаʹн; развиватʹь систему соʹциальных сʹлужб; устаʹнавливать госуʹдарственные пеʹнсии, пособʹия и иные гʹарантии соʹциальной зʹащиты.


Ее выполнеʹние позволʹяет обеспечʹить нормалʹьные условʹия жизни дʹля всех члеʹнов общестʹва вне завʹисимости от иʹх непосредстʹвенного учʹастия в проʹизводстве мʹатериальныʹх благ, а тʹакже от возрʹаста, пола, зʹдоровья и т. п.

Установление мʹинимального уроʹвня оплаты труʹда, пенсий, стʹипендий, пособʹий больным, иʹнвалидам, поʹжилым людяʹм, студентʹам, детям, мʹатерям, безрʹаботным; вʹыделение необʹходимых среʹдств на строʹительство жʹилья для мʹалообеспечеʹнных и др. — это все то, что позʹволяет людʹям вести достоʹйную и активную жʹизнь, способстʹвующую их рʹазвитию, а не тоʹлько сущестʹвованию.

Правда, и зʹдесь нужна осʹмотрительностʹь: социальʹная политиʹка проводитсʹя за счет нʹалогов, отчʹисляемых от преʹдприниматеʹльской деятеʹльности, и есʹли они неоʹправданно вʹысоки, то у преʹдприниматеʹлей теряетсʹя стимул к рʹаботе. Соцʹиальное реʹгулирование по прʹинципу ураʹвниловки не сʹпособно обесʹпечить проʹгресс общестʹва. Общестʹво по этой прʹичине может деʹградироватʹь.

Однако осуʹществление дʹанной функʹции государстʹва еще не отʹвечает преʹдъявляемым к неʹй требованʹиям. В обстʹановке задерʹжек выплатʹы зарплаты, пособʹий, безработʹицы, инфляʹции и ростʹа цен происʹходит снижеʹние жизненʹного уровнʹя населениʹя, растет чʹисло граждʹан, чьи доʹходы меньше среʹднего прожʹиточного мʹинимума. Устрʹанение такоʹго рода неʹгативных яʹвлений, наруʹшающих праʹво граждан нʹа достойнуʹю жизнь, – перʹвоочереднаʹя задача госуʹдарства, которʹая определʹяет содержʹание и ролʹь его социʹальной фунʹкции.

4. Функция охрʹаны прав и сʹвобод гражʹдан, всех форʹм собственʹности, праʹвопорядка. В современʹных условиʹях существеʹнные изменеʹния и развʹитие претерʹпели каждыʹй из неразрʹывно связаʹнных между собоʹй компонентоʹв содержанʹия этой трʹиединой фуʹнкции.


Конституция Россʹийской Федерʹации (ст. 2), прʹизнав челоʹвека, его прʹава и свобоʹды высшей цеʹнностью, вʹпервые закреʹпила защиту прʹав и свобоʹд человека и грʹажданина в кʹачестве обʹязанности госуʹдарства. Теʹм самым охрʹана и развʹитие разностороʹнних прав и сʹвобод гражʹдан должны состʹавлять смысʹл деятельностʹи всех закоʹнодательныʹх, исполнитеʹльных и суʹдебных оргʹанов госудʹарственной вʹласти. К соʹжалению, это коʹнституционʹное требовʹание пока еʹще должным обрʹазом не выʹполняется.

Новое в соʹдержании дʹанной функʹции состоит тʹакже в том, что, соʹгласно статʹье 8 Констʹитуции, «в Россʹийской Федерʹации признʹаются и заʹщищаются рʹавным образоʹм частная, госуʹдарственнаʹя, муниципʹальная и иʹные формы собственности». Сообрʹазно с этиʹм, прежде всеʹго, должна осуʹществлятьсʹя равная прʹавовая защʹита всех форʹм собственʹности.

В современʹной обстаноʹвке возросʹло значение оʹхраны правоʹпорядка, преʹдусматриваʹющей обеспечеʹние режима зʹаконности, преʹдупреждение и соʹкращение прʹавонарушенʹий. С учетом оʹпасных тенʹденций в дʹинамике ростʹа и структуре престуʹпности, преʹдставляющеʹй угрозу нʹациональноʹй безопасностʹи России, гʹлавное в оʹхране правоʹпорядка сеʹгодня – это обузʹдание престуʹпности.

Эта функциʹя выполняетсʹя различныʹми методамʹи.

Среди них моʹжно выделитʹь такие, кʹак метод правотʹворчества (разработка и прʹинятие закоʹнов и другʹих норматиʹвных актов), организационно-правовой, осуществляемый орʹганами испоʹлнительной вʹласти (регуʹлирование цеʹнообразоваʹния, разреʹшение митиʹнгов, демоʹнстраций), метод правоʹприменения (деятельность коʹмпетентных орʹганов по прʹименению мер юрʹидической ответственности) и др.


Очень важнʹая сторона прʹавоохранитеʹльной деятеʹльности госуʹдарства — борʹьба с правоʹнарушениямʹи. Она ведетсʹя с помощьʹю всей систеʹмы правоохрʹанительных орʹганов. Среʹдства, вклʹадываемые в прʹавоохранитеʹльную систеʹму, сущестʹвенны, и обʹщество впрʹаве рассчитʹывать на сʹпокойную и безоʹпасную жизʹнь. Если этʹи средства не дʹают отдачи и престуʹпность не сʹнижается, прʹавящей элите стоʹит задуматʹься над теʹм, эффектиʹвно ли она уʹправляет обʹществом[6].

5. Экологическая фуʹнкция, или функʹция охраны прʹироды и раʹционального исʹпользованиʹя природныʹх ресурсов. В последнее вреʹмя выдвигаетсʹя в разряд осʹновных фунʹкций госудʹарства. Чеʹловечество поʹдошло к таʹкому рубежу, коʹгда его деʹятельность стʹавит под уʹгрозу само суʹществование чеʹловека: интеʹнсивное и эʹкстенсивное исʹпользование прʹиродных ресурсоʹв, применеʹние некоторʹых совремеʹнных техноʹлогий нарушают бʹаланс в естестʹвенной среʹде, что изʹменяет услоʹвия жизни нʹа Земле, деʹлая их для неʹго невозмоʹжными.

Безудержная эʹксплуатациʹя природы веʹдет человечестʹво в пропастʹь.

Государство обʹязано предусʹмотреть и обузʹдать этот проʹцесс своимʹи установлеʹниями. Во мʹногих страʹнах разработʹано обширное прʹиродоохранʹительное зʹаконодателʹьство, которое четʹко регулирует деʹятельность лʹюдей и разʹличных оргʹанизаций в обʹласти испоʹльзования прʹиродных ресурсоʹв и охраны оʹкружающей среʹды, а к его нʹарушителям прʹименяются суроʹвые меры (ʹначиная от преʹдупреждениʹй, солидныʹх штрафов и коʹнчая ликвиʹдацией преʹдприятий, яʹвляющихся источʹниками загрʹязнения окруʹжающей среʹды, лишениеʹм свободы).

В этих услоʹвиях проблеʹма экологиʹи вышла на переʹдний план не тоʹлько в преʹделах отдеʹльной страʹны, но и в гʹлобальном, меʹждународноʹм масштабе, преʹвратилась в пробʹлему спасеʹния земли, соʹхранения чеʹловечества.