Файл: Понятие и классификация функций государства (характеристика основных функций государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
Основное соʹдержание эʹкологическоʹй функции состʹавляют госуʹдарственное уʹправление и коорʹдинация деʹятельности в обʹласти охраʹны окружаюʹщей среды, реʹгулированиʹя природопоʹльзования, обесʹпечения экоʹлогической безоʹпасности, озʹдоровления и уʹлучшения кʹачества окруʹжающей среʹды.
6. Идеологʹическая фуʹнкция. Каждая фуʹнкция госуʹдарства естʹь объективʹная реальностʹь, осущестʹвление котороʹй менее всеʹго зависит от жеʹлания или неʹжелания «отʹдельных прʹавительств»; необʹходимость осуʹществления тоʹй или иной фуʹнкции опреʹделяется суʹществованиеʹм таких объеʹктивных потребʹностей общестʹвенного разʹвития, удоʹвлетворить которʹые общество сʹамо по себе, без госуʹдарственноʹго вмешатеʹльства не моʹжет. Игнорʹирование этоʹго аспекта вʹлечет опасʹность произʹвольной оцеʹнки роли и зʹначения тоʹй или иной фуʹнкции, проʹизвольной «отʹмены» какоʹй-либо из нʹих.
Именно так сеʹгодня обстоʹит дело с иʹдеологичесʹкой функциеʹй российскоʹго государстʹва, сущестʹвование котороʹй у некоторʹых совремеʹнных ученыʹх вызывает боʹльшие сомнеʹния, поскоʹльку ее «зʹаменила» фуʹнкция развития куʹльтуры, науʹки и образоʹвания. В поʹдтверждение этоʹго чаще всеʹго апеллируʹют к ст.13 Коʹнституции Россʹии, согласʹно которой нʹикакая идеоʹлогия не моʹжет устанаʹвливаться в кʹачестве госуʹдарственноʹй или обязʹательной. Дуʹмается, что ссʹылки на деʹйствующее зʹаконодателʹьство вообʹще не могут бʹыть аргумеʹнтами в споре о суʹществованиʹи или отсутстʹвии какой-ʹлибо функцʹии, посколʹьку истоки кʹаждой госуʹдарственноʹй функции кʹак впрочем, и сʹамой правоʹвой системʹы лежат не в зʹаконодателʹьных положеʹниях, а в объеʹктивных потребʹностях соцʹиального рʹазвития.
Осуществление иʹдеологичесʹкой функциʹи обуславлʹивается, в чʹастности и теʹм, что госуʹдарство «не иʹмеющее идеоʹлогии», не осуʹществляющее посʹледовательʹное воздейстʹвие на духоʹвную сферу жʹизни общестʹва неизбежʹно будет стʹалкиваться со зʹначительныʹми трудностʹями при реʹализации сʹвоей внутреʹнней и внеʹшней политʹики. И хотʹя в любом цʹивилизованʹном общестʹве существуʹют объектиʹвные условʹия, обосноʹвывающие необʹходимость госуʹдарственноʹй власти, иʹдеологичесʹкая функциʹя в этой сʹвязи может рʹассматриватʹься и как оʹдно из важʹнейших среʹдств укрепʹления ее леʹгитимности[7].
8. Фискальнаʹя функция, содержанʹием котороʹй является оʹпределение и осуʹществление госуʹдарственноʹй налоговоʹй политики. В новых усʹловиях разʹвития Россʹии в силу возрʹастания роʹли, значитеʹльного расʹширения объеʹма и усложʹнения содерʹжания даннʹая функция, буʹдучи тесно сʹвязанной с эʹкономическоʹй, вместе с теʹм выделиласʹь в одну из сʹамостоятелʹьных основʹных функциʹй.
Ее содержаʹние составʹляют формироʹвание и поʹполнение кʹазны, прежʹде всего госуʹдарственноʹго бюджета кʹак федералʹьного, так и субъеʹктов Федерʹации, а таʹкже мунициʹпального бʹюджета, за счет всеʹх видов наʹлогов, в тоʹм числе наʹлога на прʹибыль предʹприятий, осʹнованных нʹа всех форʹмах собствеʹнности, наʹлога на добʹавленную стоʹимость, акʹцизов, подоʹходного налога с грʹаждан и т.ʹп., а также преʹдусмотреннʹых законом фʹинансовых сбороʹв, пошлин и пʹлатежей.
Базовыми норʹмативными аʹктами, регуʹлирующими вʹыполнение рʹассматриваеʹмой функциʹи, выступаʹют Федералʹьный закон «Об осʹновах налоʹговой систеʹмы в Россиʹйской Федерʹации» и Наʹлоговый коʹдекс РФ (Чʹасть перваʹя). В них оʹпределены вʹиды налогоʹв, объекты нʹалогообложеʹния и сбороʹв, права, обʹязанности, отʹветственностʹь налогоплʹательщиков и т.ʹд.
Главное назʹначение назʹванных и друʹгих норматʹивных актоʹв в областʹи налоговоʹй политики – обесʹпечить эффеʹктивную наʹлоговую систеʹму, котораʹя бы не дуʹшила, а пооʹщряла рост проʹизводства, мʹатериальнуʹю заинтересоʹванность в неʹм.
Контроль зʹа исполненʹием данных зʹаконов возʹложен на Феʹдеральную нʹалоговую сʹлужбу, которʹая проверяет прʹавильность зʹаполнения деʹклараций о доʹходах и исчʹисления наʹлогов, своеʹвременностʹь их уплатʹы, выявляют нʹалоговые прʹавонарушенʹия. Кроме тоʹго, он призʹван обеспечʹивать соблʹюдение закоʹнодательстʹва гражданʹами, занимʹающимися преʹдприниматеʹльской деятеʹльностью, вʹыдавать лиʹцам, осущестʹвляющим инʹдивидуальнуʹю трудовую деʹятельность, пʹатенты и реʹгистрационʹные удостоʹверения.
Нынешние крʹизисные явʹления в экоʹномике с особоʹй остротой постʹавили переʹд рассматрʹиваемой фуʹнкцией задʹачу оптимаʹльного сборʹа налогов в кʹазну. Однаʹко одновреʹменно с этʹим, по мере стʹабилизации обстʹановки, все поʹлнее и целеʹнаправленнее доʹлжно проявʹлять себя и тʹакое важное нʹазначение нʹалоговой фуʹнкции, как ее реʹгулирующее возʹдействие нʹа экономику.
9. Функция разʹвития культурʹы, науки и обрʹазования. Эта функʹция сложилʹась вместо рʹанее осущестʹвлявшейся куʹльтурно-восʹпитательноʹй функции со сʹвойственныʹм ей доминʹированием моʹнопольной госуʹдарственноʹй идеологиʹи. В отличʹие от прежʹней нынешнʹяя функция рʹазвития куʹльтуры, науʹки и образоʹвания зиждетсʹя на признʹании Констʹитуцией Россʹийской Федерʹации (ст. 1ʹ3) идеологʹического мʹногообразиʹя, согласно котороʹму никакая иʹдеология не моʹжет устанаʹвливаться в кʹачестве госуʹдарственноʹй или обязательной. Стʹатьей 44 Коʹнституции «ʹкаждому гарʹантируется сʹвобода литерʹатурного, хуʹдожественноʹго, научноʹго, техничесʹкого и друʹгих видов тʹворчества, преʹподавания», оʹхрана интеʹллектуальноʹй собственʹности.
Содержание этоʹй функции сеʹгодня состʹавляет госуʹдарственнаʹя поддержкʹа развития куʹльтуры – лʹитературы, исʹкусства, теʹатра, кино, музʹыки, живопʹиси, архитеʹктуры и т.ʹд.; физичесʹкой культурʹы и спорта; рʹадио, телеʹвидения и друʹгих средстʹв массовой иʹнформации; соʹхранение исторʹико-культурʹных памятнʹиков, исторʹических коʹмплексов, зʹаповедных террʹиторий, арʹхивов, музееʹв, библиотеʹк.
В содержанʹие данной фуʹнкции входʹят также: госуʹдарственнаʹя поддержкʹа развития нʹауки, ее естестʹвенной интеʹграции в ноʹвые рыночнʹые условия; созʹдание благоʹприятных усʹловий для тʹворческой деʹятельности нʹаучных колʹлективов и дʹля свободноʹй состязатеʹльности разʹличных шкоʹл и направʹлений; подʹдержка приорʹитетного рʹазвития фуʹндаментальʹных теоретʹических иссʹледований и прʹинципиально ноʹвых технолоʹгий; эффектʹивное испоʹльзование кʹак образовʹательного, тʹак и научноʹго потенциʹала высшей шʹколы, развʹитие интегрʹации науки и вʹысшего обрʹазования; мерʹы по улучшеʹнию работы обʹщеобразоватеʹльной школʹы.
Правовую осʹнову осущестʹвления данʹной функциʹи составляʹют Основы зʹаконодателʹьства РФ о куʹльтуре, Заʹкон РФ «Об обрʹазовании» (с изʹменениями и доʹполнениями), уʹказы Презиʹдента РФ «О госуʹдарственноʹй поддержке Россʹийского фоʹнда культурʹы», «О некоторʹых мерах по усʹилению госуʹдарственноʹй поддержкʹи науки и вʹысших учебʹных заведеʹний Российсʹкой Федераʹции» и др.
Имеющиеся в осуʹществлении этоʹй функции труʹдности и уʹпущения, к соʹжалению, сʹвязаны в осʹновном с неʹдостаточныʹм выделениеʹм средств нʹа развитие куʹльтуры, науʹки и образоʹвания из госуʹдарственноʹго бюджета.
Государство осуʹществляет доʹполнительно и тʹакие функцʹии как подʹдержка и рʹазвитие здрʹавоохраненʹия, обеспечеʹние национʹальной безоʹпасности, строʹительство дороʹг, ирригацʹионных, меʹлиорационнʹых и иных общественных сʹистем, траʹнспортная, иʹнформационʹная, борьбʹа последстʹвиями стихʹийных бедстʹвий и др. В последнʹие десятилетʹия многие переʹдовые госуʹдарства мирʹа активно осуʹществляют функцию разʹвития научʹно-техничесʹкого прогрессʹа. Постоянно рʹасширяется сферʹа научно-теʹхнических иссʹледований, проʹводимых на госуʹдарственноʹй основе. Это вʹызвано тем, что соʹвременные мʹасштабы научʹных исследоʹваний и эксʹперименталʹьных работ очеʹнь сильно возросʹли. Поэтому госуʹдарство берет нʹа себя обязʹанность по стʹимулированʹию техничесʹкого прогрессʹа, почти поʹлностью опʹлачивает рʹасходы по фуʹндаментальʹным теоретʹическим иссʹледованиям.
2.2 Внешние функции государства
В течение посʹледнего вреʹмени изменʹилась не тоʹлько Россиʹя, но и весʹь мир. Ушлʹи в прошлое гʹлобальная коʹнфронтация и прʹямая угрозʹа ядерной воʹйны.
Соответственно суʹщественные изʹменения претерʹпели основʹные внешние фуʹнкции Россʹийского госуʹдарства. Оʹдни из них отʹпали (функʹции сотрудʹничества и взʹаимопомощи с соʹциалистичесʹкими странʹами, помощʹи развиваюʹщимся госуʹдарствам и нʹародам), друʹгие – получʹили дальнеʹйшее адеквʹатное новыʹм условиям рʹазвитие (фуʹнкции в обʹласти обороʹны страны, борʹьбы за мир), третʹьи – возниʹкли вновь (фуʹнкции сотруʹдничества со стрʹанами СНГ, иʹнтеграции в мʹировую экоʹномику).
Последовательное проʹдвижение нʹациональныʹх интересоʹв через отʹкрытость и сотруʹдничество в меʹждународныʹх отношениʹях, обеспечеʹние безопасʹности страʹны, благопрʹиятных услоʹвий для внутреʹннего развʹития и проʹдолжения рефорʹм – таковы зʹадачи внешʹней политиʹки Российсʹкого госудʹарства в соʹвременный перʹиод.
Внешние фуʹнкции — это осноʹвные напраʹвления деятеʹльности государства нʹа междунароʹдной арене. Их выполнеʹние обеспечʹивает полноправное суʹществование госуʹдарства в соʹвременном мире, которʹый становитсʹя все более и боʹлее взаимосʹвязанным.
Внешние фуʹнкции государства прʹизваны решʹать следуюʹщие внешние зʹадачи госуʹдарства: устʹановление и поʹддержание норʹмальных отʹношений с друʹгими госудʹарствами и обесʹпечение обороʹны страны от возʹможной внеʹшней агрессʹии. В соотʹветствии с уʹказанными зʹадачами разʹличаются дʹве основные вʹнешние фунʹкции госудʹарства: взʹаимовыгодное сотруʹдничество со всеʹми другими госуʹдарствами мʹирового сообʹщества и обороʹна страны от нʹападения изʹвне.