Файл: Аппарат государственной власти ( Концепции государственного аппарата в управлении государство ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретически основы государственного аппарата в управлении государством
1.1 Концепции государственного аппарата в управлении государством
1.2 Принципы и функции государственного аппарата в управлении государством
2.1 Понятие призванных государственного аппарата
2.2 Структура государственного темы аппарата
2.3 финансовой Современные проблемы дел государственного аппарата в находить управлении государством
Глава 3. Анализ судебной эффективное практики
3.1 Коллизии в назначения работе государственного госзаказа аппарата
Введение
Реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления.
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений, посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция.
Темой курсовой работы является: Государственный аппарат и его структура.
Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат нашего государства проходит стадию реконструкции, становления и развития и без кардинального изучения механизма и сущности государственного аппарата невозможно создать новую оптимальную его структуру. Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат и механизм государства. Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями государственного аппарата. В связи с этим необходимо изучить и систематизировать имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие аппарата государства, определить его признаки, структуру и функции, а также проанализировать особенности функционирования и развития непосредственно механизма нашего государства на современном этапе.
Основная цель курсовой работы: При анализе функции, форм и методов государственной власти, раскрыть механизм реализации этих функций государственным аппаратом, а также изучить понятие государственного аппарата его признаки, структуру и принципы функционирования. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы государственного аппарата в управлении государством;
- определить основные принципы и функции государственного аппарата в управлении государством;
- дать анализ и определить место и роль государственного аппарата в управлении государством;
- изучить основные понятия и структуру государственного аппарата;
- определить круг современных проблем государственного аппарата в управлении государством;
- изучить проблематику в работе государственного аппарата;
- раскрыть сущность основных путей совершенствования государственного аппарата.
Объектом исследования выступает государственный аппарат. Предметом является механизм функционирования и правового взаимодействия государственного аппарата.
Теоретическая основа исследования. Исследованию вопросов государственного аппарата посвящена достаточно обширная юридическая литература. О механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, и другие. В современный период отдельные вопросы, связанные с государственным аппаратом, рассматривали в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличснко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.
В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного аппарата России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.
Структурно работа состоит из введения, основной части 3-х глав, заключении и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретически основы государственного аппарата в управлении государством
1.1 Концепции государственного аппарата в управлении государством
Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций:
силовая концепция государственной власти;
государственная власть как диктатура пролетариата;
волевая концепция государственной власти;
функциональная концепция государственной власти;
конфликтологическая концепция государственной власти;
концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;
концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий. [8,193]
Концепция, отождествляющая государственную власть с самим государством, или государственным аппаратом во многом предопределил Ф. Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого класса».
В настоящее время данный подход используется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рассмотрения государственной власти в качестве правового института. Если исходить из данной концепции, то система государственной власти выступает как система государственных органов.
Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий государственной власти и государства, то последнее понятие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционального признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Правильнее рассматривать орган государства как форму реализации государственной власти.
Государственный аппарат – системное образование, состоящее из структурно обособленных компонентов, связанных множественными внутрисистемными связями и взаимодействиями и связями за пределами собственно государственного аппарата и механизма государства. Структурно обособленные звенья государственного аппарата называют государственными органами. [16,107]
Орган государства в связи с этим характеризуется следующими признаками:
- обособленное звено государственного аппарата, обладает всеми его признаками как системного объекта;
- формируется государством для осуществления определённого вида государственной деятельности;
- имеет обособленный правовой статус, включающий предмет ведения, властные полномочия, компетенцию; действующий в разрешительном режиме правового регулирования, режиме правовых пределов и ограничений;
- располагает юрисдикционными средствами, возможностью и способностью приводить в действие правообеспечительный механизм;
- наделяется материальными ресурсами (строка в бюджете) для эффективного искажения государственной работы;
- состоит из чиновников, государственных служащих, избираемых, назначаемых в определённом статусными нормами порядке, получающих денежное содержание из средств государственного бюджета. [13,122]
Государственный орган – структурно обособленное звено государственного аппарата, формируемое для осуществления определённого вида государственной деятельности, связанной с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и её субъектов, обладающее специальным правовым статусом, материальными средствами, возможностью приводить в действие правообеспечительный механизм. [13,130]
Органы государства классифицируются на виды по различным основаниям:
- в соответствии с конституционной моделью разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную ветви власти;
- в соответствии с федеративным устройством государства: на федеральные органы и органы субъекта федерации;
- по порядку формирования: на выборные и назначенные, первичные и производные.
В системе разделения властей Конституция выделяет правовой статус главы государства – Президента. О месте и полномочиях Президента в системе разделения властей свидетельствуют его прямые полномочия по формированию Правительства и право председательствовать на заседаниях Правительства
Законодательная власть в Российской Федерации сосредоточена в Федеральном Собрании – парламенте, представительном и законодательном органе РФ, состоящем из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ст. 95 Конституции РФ). О месте и объёме полномочий Федерального Собрания свидетельствуют учредительные правомочия, вопросы, отнесённые ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72). [1,19]
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (п.1 ст. 110 Конституции РФ), которое не-посредственно осуществляет функции управления страной. Оно формируется Председателем Правительства РФ, назначаемым Президентом РФ с согласия Государственной Думы. К ведению Правительства РФ отнесены вопросы, перечисленные в ст. 114 Конституции РФ. Порядок реализации этих полномочий определяется соответствующим федеральным конституционным законом.
Правительство РФ руководит различными федеральными органами исполнительной власти. Их структура определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20.05.2004), в котором отмечено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Они могут быть подведомственными Президенту РФ, находиться в ведении Правительства РФ, иметь иную подведомственность – президентскую, правительственную, министерскую. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства наделяются полномочиями по руководству соответствующими сферами государственной деятельности.
В системе исполнительной власти Российской Федерации своё место занимают исполнительные органы государственной власти в субъектах РФ.
Судебную власть Российской Федерации осуществляют судьи РФ (п.1 ст. 11 Конституции РФ) посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции РФ). Полномочия по осуществлению правосудия в РФ закрепляются в ст. 125, 126, 127 Конституции РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В зависимости от сферы распространения правосудия различают: конституционное и конституционно-уставное, правосудие в сфере общей юрисдикции, правосудие в области специальной юрисдикции (арбитражный суд), правосудие в субъектах федерации (мировые судьи). Систему органов судебной власти возглавляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ.
1.2 Принципы и функции государственного аппарата в управлении государством
Построение и деятельность современного Российского государственного аппарата осуществляется на основе определенных принципов.
Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём. [7,148]