Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «стресс» объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук.

Актуальность темы исследования: тема профессионального стресса приобретает все большую научную и практическую значимость в связи с постоянным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, напряженности жизни, а так же трансформирующимся содержанием условий труда у представителей многих профессий.

Изучением стресса занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как: Г. Селье, В. А. Бодров, В. К. Вилюнас, П. Б. Зильберман, Л. А. Китаев-Смык, Р. С. Лазарус, В. Л. Марищук, О. В. Овчинникова, и др. Проблеме психологического стресса в трудовой деятельности посвящены работы, С. П. Безносова, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьяновой, О. Ю. Калмыковой, А. В. Леоновой, С. Ю. Манухина, , Н. В. Самоукиной, Е. Старченковой, Ю. Н. Щербатых.

В целом, в научной литературе, феномен профессионального стресса рассмотрен достаточно подробно. Тем не менее, особенности стресса и связанные с ним изменения в эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой, физиологической сфере не позволяют оставить без внимания гендерные особенности проявления профессионального стресса.

Цель исследования: изучение гендерных различий проявления профессионального стресса.

Объект исследования: проявления профессионального стресса.

Предмет исследования: гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Гипотеза исследования: между мужчинами и женщинами существуют различия в восприятии профессионального стресса, что приводит к гендерным различиям в эмоциональных реакциях на стресс, в выборе поведенческих стратегий для совладания с ним, а так же в функционировании когнитивной сферы.

Задачи исследования:

1. Теоретическим путем исследовать подходы к определению понятия профессионального стресса и его проявлений.

2. Используя психологическую литературу рассмотреть особенности гендерных различий проявлений профессионального стресса.

3. Практическим путем исследовать гендерные различия проявлений профессионального стресса.

4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.


Методы исследования:

- теоретический (анализ литературы по вопросу исследования);

- эмпирический (диагностическое исследование гендерных различий проявлений профессионального стресса, с помощью комплекса диагностических методик).

Методики исследования:

1. Тест профессионального стресса (Методика Ч. Спилбергера, адаптация А.Б.Леоновой)

2. Методика «Диагностика копинг-стратегий Э.Хайме».

3. Методика «Таблицы В. Шульте»

4. Методика «Шкала депрессии А.Т. Бека»

База исследования: отдел полиции № 3 (Дзержинский район) Управления МВД России по городу Волгограду.

Структура работы: работа состоит из содержания, введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы и приложения.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СРЕССА

1.1 Теоретические подходы к определению понятия профессионального стресса и его проявлений

Проблема «профессиональных стрессов» представляет собой точку пересечения многих дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой – социальным характером последствий стрессов связанных с профессиональной деятельностью. При этом перед представителями всех наук стоит единая задача: найти то оптимальное напряжение в процессе труда, которое обеспечит его высокую эффективность, но не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения. [28, с.46]

Автор теории стресса, канадский физиолог Г. Селье, под стрессом понимал «неспецифический ответ организма на любые предъявленные ему требования». [37, с.17] Позже толкование этого термина расширилось и на данный момент, в психологической литературе стресс, определяется как нарушение психологического состояния в результате неблагоприятных воздействий и травмирующих обстоятельств. [17, с.94]


Согласно когнитивной модели психологического стресса Р. Лазаруса, «стресс развивается в том случае, когда требования, предъявляемые человеку, становятся для него испытанием или превосходят его возможности приспосабливаться». Развитие стресса, по его мнению, зависит не только от внешних условий, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности его механизмов когнитивной защиты. Особое значение для появления психологического стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы. [23, с.178]

При изучении профессионального стресса акцент смещается на исследование факторов профессиональной деятельности, порождающих стрессовые реакции, и характера его влияния на протекание этой деятельности. [38, с.146]

Исследование влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека началось практически вместе с развитием промышленного производства. Изначально оно рассматривалось в рамках практической медицины и представляло собой исследование соматических профессиональных заболеваний, а также разработку профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. Психологические исследования, в начале XX в., были направлены, в основном, на изучение монотонии производственного процесса. Немногим позже стало уделяться внимание вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности, влияния социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. [25, с.477]

В ходе уже почти столетней своей истории прикладная психология все больше дифференцировалась и специализировалась на конкретных предметах исследований. В результате появились такие отдельные направления, как психология труда, инженерная и организационная психология, эргономика, психология менеджмента и рекламы, экономическая психология, психология здоровья и др. При изучении психологических аспектов профессиональной трудовой деятельности в рамках различных дисциплин исследуются специфические особенности отдельных видов труда, проблемы профессионального отбора, методы и формы организации трудового процесса, проблемы утомления и адаптации в экстремальных условиях, вопросы мотивации трудовой деятельности и межличностной коммуникации. [40, с.110]

Профессиональный, или производственный стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложные ситуации в трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций возможно даже в наиболее прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как может быть обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером самой работы, личностными особенностями сотрудников, а также характером их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, – так и на внутренней организационной среде, производственный стресс влияет на продуктивность и здоровье работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом. [7, с.208]


В психологии и физиологии труда выявлено и изучено большое количество «производственных» стресс-факторов. Так М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют:

- физические факторы (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);

- физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);

- социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени);

- структурно-организационные факторы («организационный стресс»). [27, с.148]

В. А. Сластенин и В. П. Каширин к основным источникам профессионального стресса относят:

- организационно-экономические и социальные характеристики деятельности: структура (взаимосвязи, источники информации и т.д.); управление (формы подчинения, степень автономности и т.д.); стимулы труда (моральные, материальные); социальные факторы (статус, ролевые отношения и т.д.); служба персонала (отбор, подготовка, продвижение и т.д.);

- рабочие характеристики деятельности: содержание труда (задачи, способы решения, критерии оценки и т.д.); средства труда (эргономичность, адекватность задачам и т.д.); санитарно-гигиенические условия (вредность, помехи); социальные условия (психологический климат, межличностные отношения, конфликты); организация процесса труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка);

- индивидуальные характеристики субъекта труда: профессиональные (подготовленность, опыт и др.); нравственные и организационные (инициативность, ответственность, добросовестность, порядочность и др.); психологические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные и др.); физиологические (уровень функциональных резервов, состояние здоровья и др.). В каждой из этих сфер возможно возникновение противоречия, порождающего стресс. [38, с.148]

В.Н. Прусова, в качестве причин производственных стрессов называет:

- перегруженность или незагруженность работой;

- организационные перемены;

- ролевую неопределенность и ролевой конфликт;

- эпидемию психогенного заболевания;

- истощение физических и духовных сил;

- трудоголизм. [31, с.48]

Н. В. Самоукина описала следующие причины производственных стрессов:

- профессиональный стресс достижения;

- стресс конкуренции;

- стресс, вызванный страхом совершить ошибку;

- стресс от несовпадения темпов общения работников и т. д.

При этом она отмечает, что у человека может быть несколько стрессовых сценариев, которые проявляются по-разному, в зависимости от ситуативных или личностных факторов, и проводит их разделение по трем основаниям:


- частота и сила проявления (каждый день, через день и т.д.);

- направление стрессовой агрессии: на себя (обвинение себя за несделанную работу), на другого (в несделанной работе виноваты неграмотные руководители, которые дали мало времени на ее выполнение);

- механизмы запуска стрессовых реакций: «автоматический запуск» или «вызревание» стресса с постепенным накоплением негативных эмоциональных переживаний. [34, с.188]

О. Ю. Калмыкова и Д. Б. Штрикова, проанализировав работы западных специалистов, вы­делили шесть главных источников профессионального стресса:

- режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);

- роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределен­ность и т. д.);

- коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полно­мочий и т. д.);

- трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медлен­ный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольне­нием и т. д.);

- факторы, связанные с организационной культурой и психологиче­ским климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуаль­ной свободы, интриги и т. д.);

- внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение раз­делить профессиональную и семейную ролевую стратегию пове­дения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих суп­ругов на карьерное продвижение, и т. д.). [16, с.68]

С точки зрения Ю. В. Щербатых, факторы, вызывающие производственный стресс, можно достаточно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие кото­рых больше зависит от самого человека).

К группе объективных факторов относятся вредные характеристики производ­ственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные обстоятельства. Данные факторы первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологиче­ским. [40, с.112]

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятель­ности, длительную работу, «рваный» темп деятельности, повышенную ответственность, значительные физи­ческие нагрузки и т.д. Дополнительными факторами стресса являются различные форс-мажорные ситуации, которые могут принимать раз­личный характер в зависимости от специфики труда.