Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях ( Виды и средства коммуникаций в менеджменте ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возвращаясь к вопросу важности качества передаваемой информации, стоит сказать об эффективности коммуникаций. Эффективными коммуникации являются в том случае, если сообщение, которое отправитель передаёт другому человеку, интерпретируется так, как отправитель бы этого хотели. Факторы, способствующие эффективности коммуникации включают в себя поток и канал. Поток относится к направлению отправителем сообщения. Некоторые источники отмечают важность обратной связи в процессе коммуникации. Отзывы могут помочь не стать жертвой недопонимания, то есть по любому вопросу важно убедиться, что информация получена и понята, поэтому необходимо всегда убеждаться в том, как сотрудник и клиент понял полученную информацию. Здесь также возникает вопрос культуры коммуникации, который заключается в том, что значимые вопросы всегда надо уточнять, а также необходимо отвечать на полученный запрос. Например, в случае, если клиенту была отправлена информация по электронной почте, а он на нее никак не ответил, то может возникнуть предположение, что-либо сообщение не дошло, либо клиент не заметил его среди прочих писем, либо он забыл на него ответить. Но на самом деле, он мог не счесть необходимом на него отвечать. Подобная ситуация недопустима. Одним из важнейших элементов коммуникации является тот факт, что получатель должен дать ответ на входящее письмо (даже в краткой форме)[36].

Но не так хорошо дела обстоят с внутренними коммуникациями. Так, особенное внимание стоит уделить обмену информацией типа «руководитель-подчиненный» (руководитель в данном случае - директор компании, ему подчиняются все отделы, их сотрудники и начальники). Так, например, информация может доходить до руководства в наиболее положительном свете, а, значит, на одном из важнейших этапов прохождения информации имеется искажение и фильтрация, которые могут привести к неутешительным последствиям. В обмене информацией по нисходящей также возникают проблемы в связи с вышеуказанными стереотипами руководителя, так как начальники отделов, получив информацию непосредственно от директора компании в слишком негативной форме, отфильтровывают и доносят до подчиненных в смягченной форме. Если смягчения не происходит, обстановка в организации становится натянутой, возникают конфликты и недовольство.

Коммуникации между подразделениями имеют положительную оценку на рассматриваемом предприятии. Периодически начальники отделов встречаются для обсуждения и предотвращения возможных проблем, обмениваются информацией по течению выполняемых проектов, делятся новостями в сфере технологий, обсуждают возможности конкурентов. Дополнительное сплочение происходит на выставках, куда направляются руководители отделов и на корпоративных вечерах. Кроме так называемых пятиминуток между отделами, каждые две недели (если происходят непредвиденные события, то каждую неделю) проходят совещания руководителей отделов с участием директора компании. Здесь каждый присутствующий имеет возможность не только доложить о выполненных задачах, решенных проблемах, но и поделиться новыми идеями, рационализаторскими предложениями. Здесь также появляется возможность поделиться опытом и всем вместе решить, как лучше преодолеть выросшее препятствие. Это также дает свои положительные результаты в улучшении обмена информацией между разделенными расстоянием частями компании.


Таким образом, если проанализировать систему коммуникаций в менеджменте ЗАО «БеСТ», можно в целом дать положительную оценку коммуникаций. Конечно, существуют преграды и нерешенные проблемы, но это можно компенсировать возможностью обсудить все вопросы на совещаниях, собраниях, худсоветах. Конечно, по сравнению с зарубежными компаниями эта оценка неадекватна, но главное - это то, что в организации уделяется внимание данному вопросу и за счет применения современных мер по налаживанию коммуникаций эффективность коммуникаций в ЗАО «БеСТ» возрастет.

3. Мероприятия по повышению эффективности коммуникаций в ЗАО «БеСТ»

В общем виде рекомендуемые приемы организации, управления и координации коммуникационными потоками для формирования, изменения и поддержания основных ценностей корпоративной культуры ЗАО «БеСт» можно сформулировать следующим образом [37]:

  • организовывать и координировать формальные потоки сообщений в строгом соответствии с миссией, целью, функциями и структурой организации;
  • для предотвращения информационных перегрузок персонала следует частично ограничивать потоки коммуникаций, предназначая их только тем сотрудникам, которым та или иная информация требуется для осуществления деятельности в соответствии с целями, функциями подразделения и должностными инструкциям; кроме того, необходимо отсекать информацию, бесполезную для деятельности того или иного сотрудника, подразделения и компании в целом;
  • для снижения потерь вследствие искажения информации следует добиваться уменьшения уровней управления, что позволит сократить количество звеньев как восходящих, так и нисходящих коммуникаций; шире использовать диагональные коммуникации;
  • постоянно обновлять качественный уровень технических средств коммуникации;
  • применять более современные коммуникационные технологии;
  • выявлять и минимизировать коммуникационные барьеры коммуникаций;
  • для оценки эффективности обратной связи следует выявлять полноту информированности сотрудников о различных аспектах деятельности компании (для этих целей можно использовать интервью при увольнении, а также ящики предложений), периодически сопоставляя выявленное мнение персонала с мнением руководства об оценке персоналом управленческих действий и решений;
  • в случае позитивного влияния сложившейся структуры неформальных коммуникаций на производственный процесс, осуществлять подбор и расстановку кадров в компании в соответствии со структурой неформальных коммуникаций; имеющиеся в организации продуктивные неформальные коммуникации следует использовать для формирования временных и постоянных формальных групп;
  • следует изменять или разрывать связи, препятствующие эффективной деятельности организации, менять состав работников отделов и подразделений компании, возможен перевод неформального лидера или сотрудника, распространяющего сплетни, в другое подразделение или его увольнение;
  • организовывать различного рода тренинги, семинары, курсы повышения квалификации, в которых одновременно принимали бы участие сотрудники различных уровней управления из разных подразделений компании, что позволит укрепить формальные и неформальные коммуникации, повысить степень вовлеченности сотрудников в деятельность компании, развить человеческий потенциал персонала, внедрить основополагающие ценности корпоративной культуры;
  • важно создание социальных условий для персонала за пределами организации, в частности, обеспечение сотрудников и членов их семей медицинским обслуживанием достойного уровня, возможностями для отдыха, оздоровления и занятий спортом;
  • для формирования, развития и поддержания корпоративной культуры и имиджа организации следует более широко использовать технологии системы интегрированных коммуникаций, применяя возможности сети Интернет, различных социальных сетей, корпоративных СМИ, локальной сети организации. Необходима разработка и поддержание концепции корпоративной социальной ответственности, которая позволит транслировать принципы социальной ответственности компании для персонала, клиентов, партнеров, государственных и ведомственных организаций.

Оптимизация управления системой организационных коммуникаций позволит более конструктивным образом организовать процесс коммуникаций, повысить действенность обратной связи, минимизировать действие барьеров коммуникации, укрепить организационные ценности, сформировать, поддержать и развить корпоративную культуру, что положительным образом повлияет на результативность управления компанией, позволит сформировать более позитивный имидж организации для различных категорий потребителей информации[38].

Одним из средств предотвращения проблем в коммуникациях для современных организаций в том числе и для ЗАО «БеСТ» является внедрение системы внутренних коммуникаций (СВК).

Первый этап этап – создание единого информационного пространства, разработка стандартов СВК, далее – внедрение этих стандартов, укрепление лояльности персонала, затем – мониторинг работоспособности системы, оценка ее эффективности и принятие мер по ее улучшению.

Инструменты повышения эффективности системы внутренних коммуникаций делятся на 4 основных вида: информационные (корпоративный сайт, информационная рассылка), аналитические (анкетирование), коммуникативные (тренинги, мероприятия) и организационные (совещания, выступления руководства). Большинство компаний используют не больше двух групп инструментов одновременно, в то время как для построения эффективной системы рекомендуется использование инструментов каждой группы.

Созданию единого информационного пространства в компании и ускорению процесса адаптации новых сотрудников способствует внедрение «Корпоративных правил». В них должна быть отражена вся информация, необходимая сотрудникам: стандарты переписки, переговоров, требования к внешнему виду, структура компании, правила пользования документами, порядок выплаты зарплаты. Одновременно необходимо использование внутреннего сайта, где может быть размещена вся важная информация об организации, новых сотрудниках и пр.[39]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что  для усовершенствования коммуникаций для управления в ЗАО «БеСТ» необходимо:

  • -регулировать информационные потоки на основе точной оценки информационных потребностей (своих и подчиненных);
  • совершенствовать систему обратной связи - в частности для сбора, учета и использования предложений персонала;
  • использовать управленческую деятельность для более эффективного обмена информацией;
  • использовать дополнительные источники информации (выпуск бюллетеней) с разъяснениями деятельности организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Как было выявлено, одним из условий существования организации является наличие связей между сотрудниками. Ядром таких отношений является процесс общения. Поэтому эффективное общение является необходимым условием успешного функционирования организации.

2. В результате коммуникационных исследований, проведенных в ЗАО «БеСТ», было установлено, что:

1. В субъектах и средствах коммуникации на предприятии доминирует межличностное общение, которое проявляется без помощи технических средств и информационных технологий. В то же время возможность обратной связи не ограничена. Личное общение заметно как свободный обмен информацией между людьми на встрече, потому что люди ощущают постоянную потребность в коммуникациях. В соответствии с формой общения, общение в организации происходит посредством устной речи, то есть вербальной. Через каналы связи, наряду с формальными коммуникациями, существуют также неформальные каналы, которые можно определить как «цепочку вероятностей». Этот тип неформальной коммуникации является наиболее распространенным в этом типе организации. В соответствии с пространственным расположением каналов или организационной основой, общение в ЗАО «БеСТ» в основном происходит по горизонтали.

В результате наблюдения за коммуникациями в компании «БеСТ», конкретные виды деятельности, которые могут быть предложены в настоящее время:

1. Организация и координация формальных потоков сообщений в строгом соответствии с миссией, целью, функциями и структурой организации;

2. Вовлечение сотрудников ЗАО «БеСТ» в активное участие в корпоративной системе связи.

Таким образом, цели и задачи, поставленные в работе, были успешно решены: исследован теоретический материал, относящийся к теме курсовой работы, рассмотрены этапы процесса коммуникации и коммуникации в исследуемой организации, выявлены проблемы коммуникации и приняты меры по их улучшению в ЗАО «БеСТ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова А.К. Эффективность линейно-функциональной структуры управления предприятием как важной составляющей менеджмента / А.К. Акимова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 05.09.2020)
  2. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями / К.А. Верховцева // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 489-491.
  3. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. — М.: Триада, ЛТД, 2014. — 347 с.
  4. Грачева И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций / И.И. Грачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1811–1815. 
  5. Грунистая, О.С. Коммуникации как проблема взаимодействия сотрудников в современной организации / О.С. Грунистая. URL. http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/kommunikacii_kak_problema_vzamodejstviya_sotrudnikov_v_sovremennoj_organizacii/. (Дата обращения: 05.09.2020).
  6. Киселева М. С. Преимущества и недостатки электронных систем коммуникации в организации / М.С. Киселева // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 155-157.
  7. Козленкова А.Г. Коммуникации в менеджменте / А.Г. Козленкова, Д.Б. Савенкова URL. http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2014/Economics/76162.doc.htm. (Дата обращения: 05.09.2020).
  8. Коммуникации URL. http://dolche-vitakrs.ru/index.php/upravlenie-personalom/marketologu/6549-reklamnye-kommunikacii. – Дата обращения: 05.09.2020).
  9. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения / А.А. Красковский // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).
  10. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 365 с.
  11. Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации / Е.А. Петрова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4181 (дата обращения: 05.09.2020).
  12. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С.116–118.
  13. Пешкова О. А. Система коммуникаций организации // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 432-434. — URL https://moluch.ru/archive/58/8246/ (дата обращения: 05.09.2020).
  14. Плотников М.В. Эффективные коммуникации в организации / М.В. Плотников. URL: http://www.elitarium.ru/2018/11/26/ kommunikacii_ organizacija.html.  (Дата обращения: 05.09.2020)
  15. Райкова Е.В. Проблемы деловой коммуникации в организации / Е.В. Райкова. URL:  http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2018/04/13/. (Дата обращения: 05.09.2020)
  16. Сведения о компании. URL: www.life.com.by. (Дата обращения: 05.09.2020)
  17. Современные средства коммуникации в менеджменте. URL:  http://www.getmanagement.ru/pobs-554-2.html. (Дата обращения: 05.09.2020)
  18. Теория коммуникаций. URL:  http://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0001/. (Дата обращения: 05.09.2020)
  19. Цыренова А.А. Коммуникация в менеджменте / А.А. Цыренова. URL:  https://laservirta.ru. (Дата обращения: 05.09.2020)

Приложение А

Организационная структура ЗАО «БеСТ»

  1. Веснин В. Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — М.: Триада, ЛТД, 2014. — С. 44.

  2. Теория коммуникаций. URL:  http://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0001/. (Дата обращения: 05.05.19)

  3. Грачева И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций / И.И. Грачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1811

  4. Грунистая, О.С. Коммуникации как проблема взаимодействия сотрудников в современной организации / О.С. Грунистая. URL. http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/ kommunikacii_kak_problema_vzamodejstviya_sotrudnikov_v_sovremennoj_organizacii/. (Дата обращения: 05.09.2020).

  5. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 112

  6. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С.116.

  7. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С.117.

  8. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 489.

  9. Теория коммуникаций. URL:  http://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0001/. (Дата обращения: 05.05.19)

  10. Цыренова А.А. Коммуникация в менеджменте / А.А. Цыренова. URL:  https://laservirta.ru. (Дата обращения: 05.05.19)

  11. Пешкова О. А. Система коммуникаций организации // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 432.

  12. Коммуникации URL. http://dolche-vitakrs.ru/index.php/upravlenie-personalom/marketologu/6549-reklamnye-kommunikacii. – Дата обращения: 05.06.2020.

  13. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 491.

  14. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения / А.А. Красковский // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).

  15. Грунистая, О.С. Коммуникации как проблема взаимодействия сотрудников в современной организации / О.С. Грунистая. URL. http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/ kommunikacii_kak_problema_vzamodejstviya_sotrudnikov_v_sovremennoj_organizacii/. (Дата обращения: 05.09.2020).

  16. Козленкова А.Г. Коммуникации в менеджменте / А.Г. Козленкова, Д.Б. Савенкова URL. http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2014/Economics/76162.doc.htm. (Дата обращения: 05.09.2020).

  17. Верховцева К. А. Роль коммуникаций в управлении изменениями // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 491.

  18. Грачева И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций / И.И. Грачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1812. 

  19. Грачева И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций / И.И. Грачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1813. 

  20. Кузнецов Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 45

  21. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения / А.А. Красковский // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).

  22. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения / А.А. Красковский // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).

  23. Плотников М.В. Эффективные коммуникации в организации / М.В. Плотников. URL: http://www.elitarium.ru/2018/11/26/ kommunikacii_ organizacija.html.  (Дата обращения: 05.05.19)

  24. Петрова Е.А. Внутриорганизационные коммуникации / Е.А. Петрова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4181 (дата обращения: 05.09.2020).

  25. Современные средства коммуникации в менеджменте. URL:  http://www.getmanagement.ru/pobs-554-2.html. (Дата обращения: 05.05.19).

  26. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С.118.

  27. Козленкова А.Г. Коммуникации в менеджменте / А.Г. Козленкова, Д.Б. Савенкова URL. http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2014/Economics/76162.doc.htm. (Дата обращения: 05.09.2020).

  28. Грачева И. И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций / И.И. Грачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1815. 

  29. Сведения о компании. URL: www.life.com.by. (Дата обращения: 05.05.19)

  30. Сведения о компании. URL: www.life.com.by. (Дата обращения: 05.05.19)

  31. Акимова А.К. Эффективность линейно-функциональной структуры управления предприятием как важной составляющей менеджмента / А.К. Акимова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/ MNF_social/11(18).pdf (дата обращения: 05.09.2020)

  32. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения / А.А. Красковский // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).

  33. Сведения о компании. URL: www.life.com.by. (Дата обращения: 05.05.19)

  34. Киселева М. С. Преимущества и недостатки электронных систем коммуникации в организации / М.С. Киселева // Молодой ученый. — 2017. — № 50. — С. 155.

  35. Райкова Е.В. Проблемы деловой коммуникации в организации / Е.В. Райкова. URL:  http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2018/04/13/. (Дата обращения: 05.05.19)

  36. Киселева М. С. Преимущества и недостатки электронных систем коммуникации в организации / М.С. Киселева // Молодой ученый. — 2017. — № 50. — С. 156.

  37. Пешкова О. А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организациях / О. А. Пешкова // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 118.

  38. Пешкова О. А. Система коммуникаций организации // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 432-434.

  39. Красковский А.А. Коммуникации в организации. Причины проблем и способы их предупреждения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/1/18406 (дата обращения: 05.09.2020).