Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Само по себе наличие цели ещё не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться. Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).
Весь процесс планирования на предприятии делится на разработку стратегии фирмы и определение тактики.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.
Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации. Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана [22].
1. Под стратегией организации понимают постановку долгосрочных и среднесрочных целей и выбор вариантов возможной их реализации с учетом заявленной миссии организации, разного рода ограничений и этапов осуществления. В рыночных условиях генеральной целью организации, как правило, является экономическая цель — получение прибыли. Благодаря выработанной стратегии на этапе ее реализации удается выдержать единое направление действий всего коллектива организации.
Выбор стратегии зависит как от внешней среды деятельности организации (государство, сбыт продукции, конкуренция), так и от внутренней, где сказывается решающее влияние прежде всего технических и человеческих ресурсов. В качестве технических ресурсов выступают возможности производства, новизна техники и технологии. К числу факторов, характеризующих человеческий ресурс организации, следует отнести квалификацию и образование работников, компетенцию руководства, организационную культуру и социальный фактор.
В условиях рыночной экономики ситуация на рынке характеризуется неопределенностью влияния на стратегию организации как внешних, так и внутренних факторов. В связи с такой неопределенностью сложно выбрать однозначную стратегию. Наибольшее распространение получила классификация видов стратегий, которая включает:
• стратегию прибыли;
• стратегию предпринимательства;
• стратегию динамического роста;
• стратегию ликвидации;
• стратегию резкого изменения курса.
Рассмотрим кратко названные варианты стратегий организаций с позиции выбора соответствующего подхода к подбору персонала.
Стратегия прибыли характерна для организаций, находящихся на стадии зрелости. Такие организации рассчитывают на получение, в том числе в перспективе, постоянной прибыли на базе отлаженного производства и управления. Набор специалистов осуществляется лишь по мере необходимости. Отбираются работники, готовые к выполнению конкретных обязанностей. Прием происходит с использованием апробированных в организации, устоявшихся процедур.
Стратегия предпринимательства характерна для вновь создающихся организаций или организаций, которые осваивают новые перспективные направления деятельности. Для реализации такой стратегии отбираются преимущественно молодые люди, обладающие необходимой подготовкой, гибким новаторским мышлением, способные работать в группе, брать на себя управленческие риски. Руководство таким персоналом должно быть мало формализовано, необходимо приветствовать стремление персонала к повышению квалификации, поощрять высокую степень участия в решении стоящих перед организацией задач.
Стратегия динамического роста предполагает в процессе функционирования организации вынужденные изменения ее целей, организационной структуры и функций при надежном поддержании баланса между изменениями и стабильностью. Работники при наличии соответствующей квалификации должны уметь адаптироваться к изменениям и ускоренно овладевать новыми знаниями и навыками в работе. Такая стратегия требует от руководства организации четкой системы переобучения и развития персонала, профессионального продвижения достойных специалистов по служебной лестнице.
Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов: Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации? Предполагает ли стратегия допустимую степень риска? Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии? Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?
Стратегия ликвидации характерна упадком всех или части (вследствие сокращения инвестиций) направлений деятельности, потерей конкурентоспособности на рынке и, как следствие, потерей доходности и прибыли. В подобных условиях организация, сворачивая свою деятельность, не производит набора персонала, изыскивает пути безболезненного сокращения штатов, другие меры социальной защиты работников.
Стратегия резкого изменения курса используется организацией, ведущей борьбу за усиленное расширение рынка и получение больших объемов прибыли, в связи с удачным стечением обстоятельств, освоением новых направлений деятельности и т. п. В таких условиях требуются значительные корректировки системы управления, подбор персонала производится главным образом за счет внутренних источников, хотя набор извне не прекращается. Создаются условия для продвижения собственных сотрудников по служебной лестнице.
Любая из названных стратегий ориентирует руководство организации на будущий период, в течение которого в любой момент могут произойти непредвиденные события, которые не приведут к успеху деятельность организации, на основе выбранной ранее стратегии. Поэтому организации зачастую выбирают ту или иную комбинированную стратегию, например, стратегию предпринимательства и прибыли.
Так или иначе выбранная стратегия закрепляется в виде стратегического плана, который предусматривает направления деятельности организации на 10—20 лет. В крупных организациях должна быть иерархия взаимоувязанных стратегий по отдельным направлениям деятельности, согласованных со стратегиями более высокого уровня.
Организация не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее нет соответствующей подсистемы стратегического планирования.
2. Характерной особенностью процесса реализации стратегии организации заключается в том, что этот процесс не сводится к выполнению соответствующего стратегического плана. Задача реализации стратегии — в обеспечении необходимых условий (предпосылок, возможностей), комплексное осуществление которых позволит организации перейти в иное состояние с тем, чтобы достичь поставленных стратегических целей. Назовем некоторые из этих условий, предпосылок.
1. Формирование соответствующей целям стратегии организационной культуры (уточнение функциональных обязанностей, процедур управления, гибкости в принятии решений и т. п.)
2. Создание систем мотивирования и организации труда персонала (заинтересованность в реализации необходимых организационных изменений, ориентация в процессе трудовой деятельности на достижение целей стратегии и т. д.).
3. Открытое, четкое доведение до сведения персонала организации путей и целей достижения стратегии с тем, чтобы вовлечь весь коллектив в этот процесс.
4. Наличие в организации плана реализации стратегии (в виде целевых установок) и соответствующей структуры, обеспечивающей контроль за достижением поставленных целей и устойчивую обратную связь между тем, как идет достижение этих целей, и целями организации
План - это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.
Так, стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своей рыночной нише. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне иерархии управления.
На среднем уровне управления производится тактическое планирование, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании.
На нижнем уровне организационной иерархии осуществляется оперативное планирование. Оперативное — текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее планы и графики работ.
Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью в будущем и более эффективно на нее реагировать.
1.2 Состав и структура бизнес-плана
1. Бизнес-планирование и бизнес-план.
2. Общая характеристика и структура бизнес-плана.
1. Бизнес-планирование — процесс разработки системы мероприятий! по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определенный период времени, оформляемых в виде бизнес-плана.
Бизнес-план — это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри организации, так и во внешней среде. Такой план как стратегический документ решает следующие задачи: обосновывает экономическую целесообразность направлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источники финансирования для реализации выбранной стратегии; намечает состав работников, который способен реализовать планируемые мероприятия.