Файл: Функции менеджмента (Характеристика организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Само по себе наличие цели ещё не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться. Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь процесс планирования на предприятии делится на разработку стратегии фирмы и определение тактики.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями.


Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил. Тактика представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации. Разработка и последующая реализация стратегического плана кажется простым процессом. К сожалению, слишком многие организации применяют метод «внедрить немедленно» по отношению к планированию и катастрофически проваливаются. Непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайное значение для долгосрочного успеха плана [22].

1. Под стратегией организации понимают постановку долгосрочных и среднесрочных целей и выбор вариантов возможной их реализа­ции с учетом заявленной миссии организации, разного рода огра­ничений и этапов осуществления. В рыночных условиях генераль­ной целью организации, как правило, является экономическая цель — получение прибыли. Благодаря выработанной стратегии на этапе ее реализации удается выдержать единое направление дей­ствий всего коллектива организации.

Выбор стратегии зависит как от внешней среды деятельности орга­низации (государство, сбыт продукции, конкуренция), так и от внут­ренней, где сказывается решающее влияние прежде всего техни­ческих и человеческих ресурсов. В качестве технических ресурсов выступают возможности производства, новизна техники и техно­логии. К числу факторов, характеризующих человеческий ресурс организации, следует отнести квалификацию и образование работ­ников, компетенцию руководства, организационную культуру и социальный фактор.

В условиях рыночной экономики ситуация на рынке характеризу­ется неопределенностью влияния на стратегию организации как вне­шних, так и внутренних факторов. В связи с такой неопределенно­стью сложно выбрать однозначную стратегию. Наибольшее рас­пространение получила классификация видов стратегий, которая включает:

• стратегию прибыли;

• стратегию предпринимательства;

• стратегию динамического роста;

• стратегию ликвидации;

• стратегию резкого изменения курса.

Рассмотрим кратко названные варианты стратегий организаций с позиции выбора соответствующего подхода к подбору персонала.

Стратегия прибыли характерна для организаций, находящихся на стадии зрелости. Такие организации рассчитывают на получение, в том числе в перспективе, постоянной прибыли на базе отлажен­ного производства и управления. Набор специалистов осуществля­ется лишь по мере необходимости. Отбираются работники, гото­вые к выполнению конкретных обязанностей. Прием происходит с использованием апробированных в организации, устоявшихся про­цедур.


Стратегия предпринимательства характерна для вновь создаю­щихся организаций или организаций, которые осваивают новые перспективные направления деятельности. Для реализации такой стратегии отбираются преимущественно молодые люди, обладаю­щие необходимой подготовкой, гибким новаторским мышлени­ем, способные работать в группе, брать на себя управленческие риски. Руководство таким персоналом должно быть мало форма­лизовано, необходимо приветствовать стремление персонала к по­вышению квалификации, поощрять высокую степень участия в ре­шении стоящих перед организацией задач.

Стратегия динамического роста предполагает в процессе функ­ционирования организации вынужденные изменения ее целей, орга­низационной структуры и функций при надежном поддержании баланса между изменениями и стабильностью. Работники при на­личии соответствующей квалификации должны уметь адаптиро­ваться к изменениям и ускоренно овладевать новыми знаниями и навыками в работе. Такая стратегия требует от руководства орга­низации четкой системы переобучения и развития персонала, про­фессионального продвижения достойных специалистов по служеб­ной лестнице.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз. При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов: Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации? Предполагает ли стратегия допустимую степень риска? Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии? Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности? Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

Стратегия ликвидации характерна упадком всех или части (вслед­ствие сокращения инвестиций) направлений деятельности, поте­рей конкурентоспособности на рынке и, как следствие, потерей до­ходности и прибыли. В подобных условиях организация, сворачи­вая свою деятельность, не производит набора персонала, изыски­вает пути безболезненного сокращения штатов, другие меры соци­альной защиты работников.

Стратегия резкого изменения курса используется организацией, ведущей борьбу за усиленное расширение рынка и получение боль­ших объемов прибыли, в связи с удачным стечением обстоятельств, освоением новых направлений деятельности и т. п. В таких усло­виях требуются значительные корректировки системы управления, подбор персонала производится главным образом за счет внутрен­них источников, хотя набор извне не прекращается. Создаются ус­ловия для продвижения собственных сотрудников по служебной лестнице.


Любая из названных стратегий ориентирует руководство органи­зации на будущий период, в течение которого в любой момент могут произойти непредвиденные события, которые не приведут к успеху деятельность организации, на основе выбранной ранее стра­тегии. Поэтому организации зачастую выбирают ту или иную ком­бинированную стратегию, например, стратегию предприниматель­ства и прибыли.

Так или иначе выбранная стратегия закрепляется в виде стратеги­ческого плана, который предусматривает направления деятельно­сти организации на 10—20 лет. В крупных организациях должна быть иерархия взаимоувязанных стратегий по отдельным направ­лениям деятельности, согласованных со стратегиями более высо­кого уровня.

Организация не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее нет соответствующей подсистемы стратегического планирования.

2. Характерной особенностью процесса реализации стратегии организации заключается в том, что этот процесс не сводится к выполнению соответствующего стратегического плана. Задача реализации стратегии — в обеспечении необходимых условий (предпосылок, возможностей), комплексное осуществление которых позво­лит организации перейти в иное состояние с тем, чтобы достичь поставленных стратегических целей. Назовем некоторые из этих условий, предпосылок.

1. Формирование соответствующей целям стратегии организацион­ной культуры (уточнение функциональных обязанностей, проце­дур управления, гибкости в принятии решений и т. п.)

2. Создание систем мотивирования и организации труда персонала (заинтересованность в реализации необходимых организационных изменений, ориентация в процессе трудовой деятельности на дос­тижение целей стратегии и т. д.).

3. Открытое, четкое доведение до сведения персонала организации путей и целей достижения стратегии с тем, чтобы вовлечь весь коллектив в этот процесс.

4. Наличие в организации плана реализации стратегии (в виде целе­вых установок) и соответствующей структуры, обеспечивающей контроль за достижением поставленных целей и устойчивую об­ратную связь между тем, как идет достижение этих целей, и целя­ми организации

План - это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.


Так, стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своей рыночной нише. Стратегическое планирова­ние осуществляется на высшем уровне иерархии управления.

На среднем уровне управления производится тактическое плани­рование, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом пла­нировании.

На нижнем уровне организационной иерархии осуществляется опе­ративное планирование. Оперативное — текущее производствен­но-финансовое и исполнительское планирование на короткие от­резки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, вне­сение коррективов в намеченные ранее планы и графики работ.

Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью в будущем и более эффективно на нее реагировать.

1.2 Состав и структура бизнес-плана

1. Бизнес-планирование и бизнес-план.

2. Общая характеристика и структура бизнес-плана.

1. Бизнес-планирование — процесс разработки системы мероприятий! по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определенный период времени, оформляемых в виде бизнес-плана.

Бизнес-план — это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внут­ри организации, так и во внешней среде. Такой план как страте­гический документ решает следующие задачи: обосновывает эко­номическую целесообразность направлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовых результатов деятель­ности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источники фи­нансирования для реализации выбранной стратегии; намечает со­став работников, который способен реализовать планируемые ме­роприятия.