Файл: Учет финансовых результатов по обычным видам деятельности.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1972
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы учета финансовых результатов
1.1. Понятие доходов и расходов организации
1.2. Основы формирования финансовых результатов организации
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика организации
2.2 Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности в ООО «МосЭкоЛес»
Расходы на оплату труда включают в себя начисления сотрудникам в натуральной и денежной формах, стимулирующие надбавки, компенсации, премии, поощрения, расходы на содержание сотрудников, обозначенные законодательными нормами Российской Федерации и трудовыми договорами. Расходы, которые связаны с управлением производственным процессом, так называемые накладные расходы, включают административные, управленческие расходы, плату за аренду помещений, командировочные расходы, содержание автотранспорта предприятия, расходы вспомогательного производства и прочие.
Стоимость использованных внеоборотных активов в процессе производства переносится на затраты посредством амортизации.
Расходы делятся на прямые и косвенные по способу отнесения на себестоимость объектов учета. В бухгалтерском учете к прямым расходам относятся те расходы, которые можно прямо, по первичным документам, отнести на себестоимость единицы изделия. К косвенным расходам относятся те расходы, которые нельзя в момент их возникновения соотнести с конкретным видом изделий.
Такие расходы сначала накапливаются на определенных счетах, а затем в конце отчетного периода распределяются пропорционально выбранной базе между видами продукции.
В Налоговом кодексе для целей обложения налогом на прибыль также классифицируют расходы на прямые и косвенные. К прямым расходам, в данном случае, относятся материальные расходы, амортизация и расходы на оплату труда. Все остальные расходы - косвенные.
Существует множество других классификаторов, помогающих управлять затратами осознанно, эффективно и своевременно.
Классификация затрат позволяет использовать методы управления расходами, подразделяющиеся на административные и экономические. Административные методы помогают предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения и злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относятся планирование и бюджетирование.
Современные требования ведения хозяйства диктуют необходимость более четкого управления издержками производства, которые позволяют точнее определить величину расходов предприятия, своевременно планировать финансовые ресурсы для обеспечения финансирования затрат на производство и реализации, далее эффективнее использовать вложенные средства на эту цель.
1.2. Основы формирования финансовых результатов организации
Прибыль предприятия – разница между суммарными доходами и расходами организации.
Суммарные доходы в компании подразделяются на следующие виды:
– доходы от обычных видов деятельности;
– прочие доходы доходы.
Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия делятся на следующие виды:
– расходы по обычным видам деятельности;
– комерческие расходы;
– прочие расходы.
Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:
– основной (обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);
– операционной деятельности (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);
– инвестиционной деятельности (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами).
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и другого отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и другого списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и других в дебет счета 90 «Продажи».
Бухучет доходов и расходов осуществляется методом двойной записи с использованием соответствующих счетов, утвержденных приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н[10]. Аналитика ведется по каждому виду доходов и расходов с возможностью выявить финансовый результат по каждой операции.
Для обобщения сведений о доходах и расходах, полученных от обычных видов деятельности, планом счетов предусмотрен счет 90 «Продажи», к которому открываются основные субсчета:
- 90.1 «Выручка» — для учета доходов, признаваемых выручкой;
- 90.2 «Себестоимость» — для учета затрат;
- 90.3 «НДС» — для учета налога, причитающегося к получению от покупателей;
- 90.4 «Акцизы» — для учета сумм акцизов (используется при реализации акцизной продукции).
Для учета иных расходов организации могут открывать к счету 90 и другие субсчета.
Для выведения финансового результата, который представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью, используется субсчет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж». По итогам каждого месяца выводится результат работы компании путем сопоставления дебетовых оборотов по субсчетам, открытым для учета затрат и других «минусовых» статей (90.2-90.8), с кредитовым оборотом по субсчету 90.1. Выявленная сумма списывается проводкой Дт 90.9 Кт 99 в случае превышения доходов над расходами или Дт 99 Кт 90.9 — в случае получения убытка. Сальдо по субсчетам накапливается в течение года, в конце которого они закрываются внутренними проводками:
Дт 90.1 Кт 90.9 — списано сальдо субсчета «Выручка»;
Дт 90.9 Кт 90.2 (90.3, 90.4…) — списано сальдо субсчетов затрат, НДС и иных уменьшающих выручку статей.
Для учета прочих доходов и расходов используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», к которому открываются следующие субсчета:
- 91.1 «Прочие доходы» — для учета доходов, не относящихся к основному виду деятельности;
- 91.2 «Прочие расходы» — для учета прочих издержек;
- 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — для выявления прибыли/убытка от операций, относящихся к иным видам деятельности.
Аналогично учету доходов и расходов от обычных видов деятельности бухгалтер в конце месяца сопоставляет сальдо счетов 91.1 и 91.2 и полученный результат списывает проводкой Дт 91.9 Кт 99 — при получении прибыли или Дт 99 Кт 91.9— убытка по итогам месяца. Субсчета закрываются по окончании года внутренними проводками.
На сегодняшний день рынок пестрит разнообразием программного обеспечения, позволяющего вести учет доходов и расходов организации. Самой популярной среди них является программа 1С-Предприятие. Последние версии позволяют учитывать большой объем информации и работать нескольким пользователям одновременно. Программа имеет различные модули с интуитивно понятным интерфейсом. Производитель отслеживает все законодательные изменения и своевременно выпускает необходимые обновления. Минусом данного программного обеспечения является значительная стоимость, а также необходимость оплаты услуг обслуживающих специалистов.
Таким образом, целью бухгалтерского и налогового учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для обеспечения ею заинтересованных внутренних и внешних пользователей. Организация корректного учета доходов и расходов является важнейшим аспектом деятельности предприятий любого масштаба.
Фискальные органы проявляют пристальное внимание к порядку учета доходов и расходов налогоплательщиками. При этом налоговый учет значительно отличается от бухгалтерского, в связи с чем бухгалтерам приходится разрабатывать дополнительные учетные регистры.
Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия.
Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.
Таким образом, в процессе контроля и совершенствования учета финансовых результатов деятельности предприятия предлагается для выявления правильности записей по счету №99 «Прибыли и убытки» вести в книге учета прибылей и убытков.
При контроле за формированием финансовых результатов необходимо основное внимание со стороны главного бухгалтера уделить соблюдению установленных заданий по производству и продаже продукции и устранению всякого рода непланируемых расходов и потерь. Для этого использовать оперативное устранение допущенных непроизводительных расходов и потерь или их предупреждение (пени, штрафы, неустойки, недостачи, закрытия счетов в конце года).
Особое внимание обращать на правильность исчисления финансовых результатов и реальности каждой записи по аналитическим счетам к счету №99 «Прибыли и убытки».
Проверкой данных по счетам продаж и прочих доходов и расходов (№90, №91) определять правильность подсчета прибылей и убытков от реализации продукции, основных средств и прочих активов, выполнения работ и оказания услуг на сторону, которые затем отражаются на существующих аналитических счетах к счету №99.
На основании первичных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, приемных квитанций, выписок банков и т.д.) главный бухгалтер должен сверять данные, отраженные в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» по статье «Выручка», с данными такой прибыли и от каких объектов продажи, степень выполнения плана, причины его невыполнения или перевыполнения.
Глава 2. Бухгалтерский учет финансовых результатов по обычным видам деятельности на примере ООО «МосЭкоЛес»
2.1. Краткая финансово-экономическая характеристика организации
Производственная компания Общество с ограниченной ответственностью «МосЭкоЛес».
Основной вид деятельности ООО «МосЭкоЛес»: Производство изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения. Уставный капитал составляет 10 000 руб. Помимо основных направлений деятельности, с которыми компания вышла на рынок, ООО «МосЭкоЛес»» запускает линию по производству пакетов из воздушно-пузырчатой пленки, а также расширяет ассортимент выпускаемой продукции, в частности было налажено производство цветной воздушно-пузырчатой пленки, а также воздушно-пузырчатой пленки специального назначения.
ООО «МосЭкоЛес» является динамично развивающейся производственной компанией общероссийского масштаба.
За 7 лет активной работы в сфере производства упаковочных материалов, компания ООО «МосЭкоЛес» заслужила доверие многочисленных клиентов как из сегмента B2B так и из сегмента B2С. В настоящее время схема партнерства отработана до мелочей, является взаимовыгодной и гарантирует успешность деятельности. Компания ценит своих партнеров и предлагает отличные условия для сотрудничества:
- широкий и постоянно обновляемый ассортимент товара;
- продукцию высокого качества, имеющую сертификаты соответствия и гарантии производителя;
- выгодную ценовую стратегию для оптовиков;
- гибкую систему скидок в зависимости от суммы заказа;
- кратчайшие сроки изготовления крупных заказов;
- личного менеджера;
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
- доставка по г. Москве и Московской области;
- доставку по всей территории Российской Федерации;
- самовывоз с нашего склада.
Организационная структура предприятия ООО «МосЭкоЛес» имеет линейную организационную структуру управления, которая представлена на рисунке 3. Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
Генеральный директор
Исполнительный директор
Коммерческий директор
Бухгалтерия
Отдел закупок
Производственный отдел
Отдел оптовых продаж
Склад
Транспортно-экспедиционный отдел
Рисунок 3 – Организационная структура предприятия ООО «МосЭкоЛес»
Для контроля средств предприятия и процессов их хозяйственной деятельности в обобщающем денежном выражении, обеспечения контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов на исследуемом предприятии создана бухгалтерия, работа которой регламентируется Положением о бухгалтерии.
Также бухгалтерия формирует полную, достоверную информацию о всех результатах деятельности предприятия, необходимую как для оперативного управления, так и для подготовки и сдачи финансовой и налоговой отчетности.
Показатели предоставляемой отчетности являются основным источником для информационного обеспечения аналитической деятельности организации, которая должна быть направлена на выявление закономерностей и тенденций развития организации, возможностей совершенствования системы управления и определение эффективности принимаемых решений.