Файл: Баланс и отчетность (Порядок формирования бухгалтерской отчетности организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации
1.1.Порядок формирования бухгалтерской отчетности организации
1.2. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности организации
2. Анализ основных показателей результатов финансово-хозяйственной деятельностиООО «ЗООСИТИ-5»
2.1. Организационно-экономическая характеристикаООО «ЗООСИТИ-5»
2.2. Анализ структуры и динамика бухгалтерского баланса ООО «ЗООСИТИ-5»
2.3. Анализ структуры и динамики отчета о финансовых результатах ООО «ЗООСИТИ-5»
3. Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗООСИТИ-5»
3.1.Выводы по результатам анализа основных показателей бухгалтерской отчетности ООО «ЗООСИТИ-5»
3.2.Предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗООСИТИ-5»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время национальная экономика характеризуется кризисными явлениями и инфляционными процессами. В таких сложных и неоднозначных условиях все организации прилагают максимум усилий, чтобы поддерживать и при возможности укреплять свое финансовое состояние. Однако для оценки имеющегося состояния и формирования планов на перспективу, управленцам необходима полная и достоверная информация о результатах деятельности предприятия. Однако в подобной информации могут быть заинтересованы не только внутренние пользователи (менеджеры предприятия), но и внешние – инвесторы, банки, контролирующие органы. Основным источником вышеописанной информации является годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, поскольку б бухгалтерском балансе и приложениях к нему содержится полная и достоверная информация о результатах деятельности предприятия как за истекший период, так и за несколько предшествующих, что позволяет провести анализ не только текущего положения дел на фирме, но и оценить их динамику.
Таким образом, рассмотрение теоретических и практических вопросов о формировании и анализе годовой финансовой отчетности видится наиболее актуальным.
Целью исследования является исследование годовой отчетности на предмет ее аналитических возможностей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) определить теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации;
2) определить методологические аспекты анализа бухгалтерской отчетности организации;
3) провести анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗООСИТИ-5»;
4) разработать мероприятия по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗООСИТИ-5».
Объект исследования – годовая финансовая отчетность предприятия.
Предмет исследования – ООО «ЗООСИТИ-5».
1.Теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности организации
1.1.Порядок формирования бухгалтерской отчетности организации
Развитие ученой мысли в России, и политические особенности страны повлияли на характер нормативных документов в отношении требований, предъявляемых к финансовой отчетности, а также на ее сущность и цели [24, с.37].
Весомый вклад в вопросы периодизации бухгалтерской отчетности внесли такие российские исследователи как Д.Я.Соломатин, Д.М.Кочетков, Т.Я.Прокудин и.т.д. Историю развития бухгалтерского учета и отчетности в своих трудах излагал и заслуженный деятель науки PФ Я.В.Соколов [21, с.42].
По мнению Д.Я, Соломина существует 5 этапов развития бухгалтерской отчетности в России (рис. 1.1).
Рисунок1.1 – Этапы развития бухгалтерской отчетности в России
В отечественной экономике бухгалтерская отчетность является основным средством коммуникации организаций с другими экономическими субъектами, а также с государственными и общественными организациями.
Не так давно были внесены существенные изменения в содержание форм официальной отчетности экономического субъекта, с целью соответствия требованиям международных стандартов.
Согласно ПБУ 4/99 в состав бухгалтерской отчетности экономического субъекта входят следующие элементы. На рисунке 1.2 представим их.
Рисунок 1.2 – Элементы финансовой отчетности[2]
Формирование бухгалтерской отчетности является процессом, который поводит итоги ведения бухгалтерского учета. Причем он не сводится к обычному заполнению документальных форм, так как объединение и изложение информации по финансовым процессам требует предварительной подготовки, систематизации и проведения расчетов. Основным ключевым моментом здесь является соблюдение технологии составления бухгалтерской отчетности.
При формировании бухгалтерской отчетности каждый хозяйствующий субъект должен придерживаться определенных принципов представленных на (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 – Принципы формирования годовой бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов [24, с.37].
Формирование бухгалтерской отчетности требует:
- Проверки соответствия информации на счетах бухгалтерского учета первичным документам;
На данном этапе осуществляется проверка полноты сдачи в бухгалтерию организации первичных документов от цехов, складов, подотчетных лиц и т. д. Одновременно проверяется, все ли имеющиеся первичные документы нашли свое отражение в бухгалтерском учете. В случае необходимости первичные учетные документы должны быть восстановлены до составления отчетности. Производится проверка соответствия данных первичных учетных документов данным бухгалтерского учета [18, с.23].
- Проведение инвентаризация кассы и имущества компании;
На данном этапе осуществляется утверждение и отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете;
- Корректировка данных бухгалтерского учета при выявлении отклонений;
- Закрытие счетов;
-Реформация баланса;
На данном этапе закрываются счета 90 «Продажи»,91 «Прочие доходы и расходы», тем самым определяется чистая прибыль или убыток компании, которая со счета 99 «Прибыль и убытки» списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль» [13, с.2].
- Непосредственно составление бухгалтерской отчетности.
Данный этап подразумевает составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности на основании записей содержащихся в Главной книги.
Весь порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99. Данное положение включает ряд основополагающих принципов[2]:
1.Необходимость соблюдения достоверности отражаемой информации;
2. Данные необходимо отражать с учетом сведений о подразделениях, филиалах, представительствах;
3. При формировании отчетности необходимо использовать актуальные формы;
4.Заполнение отчетов с учетом показателей за два предшествующих года;
5.Соблюдение порядка раскрытия информации в зависимости от значения показателей. Если числовые значения по тому или иному показателю отсутствуют, проставляется прочерк. Если показатели существенные, они отражаются обособленно, если несущественные - раскрываются в пояснениях.
6.Последний день отчетного периода является отчетной датой;
7.Отчетный период с 1 января по 31 декабря, для вновь образовавшихся организаций отчетной датой принято считать дату внесения в единый государственный реестр по 31 декабря.
8.Бухгалтерская отчетность должна содержать все необходимые реквизиты и составляться на русском языке, с применением валюты Российской Федерации;
9. Подписывается отчетность руководителем организации или уполномоченным лицом[2].
С 2011 года статьи в бухгалтерском балансе отражаются на конец отчетного периода, на конец предыдущего года, а также на конец, предшествующего предыдущему.
При заполнении бухгалтерского баланса, экономические субъекты придерживаются следующих правил[15, с.72]:
- в балансе отражают по остаточной стоимости нематериальные активы, основные средства, а также доходные вложения в материальные ценности;
- стоимость остатков товаров и прочих материальных ценностей отражают в активе баланса за вычетом суммы резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
- при создании резерва по сомнительным долгам, остаток дебиторской задолженности отражается в активе бухгалтерского баланса за вычетом суммы этого резерва.
Баланс состоит из следующих разделов: внеоборотные и оборотные активы, а также капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства.
Главный принцип бухгалтерского баланса – это сохранения равенства актива и пассива.
Отчет о финансовых результатах необходимо заполнять с учетом следующего порядка:
- расходы организации необходимо разделить на расходы по основному виду деятельности и расходы не связанные с деятельностью компании;
- выручка хозяйствующего субъекта отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих налогов;
- себестоимость формируется без учета управленческих и коммерческих расходов;
- отражается сумма чистой прибыли.
В пояснениях к бухгалтерскому балансу раскрывают информацию о разных аспектах хозяйственной жизни, также в пояснениях необходимо отражать информацию об изменении капитала и о движении денежных средств.
Таким образом, информация, содержащаяся в годовой бухгалтерской отчетности отражает все основные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации и по результатам ее анализа можно сделать выводы о положении дел в организации и ее финансовой устойчивости, а также планировать различные направления совершенствования деятельности
1.2. Аналитические возможности бухгалтерской отчетности организации
Рассмотрим аналитические возможности бухгалтерской отчетности как информационной базы анализа.
В экономической литературе, бухгалтерская отчетность рассматривается с точки зрения источника информации для анализа финансового состояния, однако ее возможности гораздо шире, что позволяет давать оценку уровню и динамике большой группы технико-экономических показателей, которые характеризуют материально-производственную базу экономического субъекта и эффективность использования его ресурсов [12, с.73].
На основании анализа различных показателей можно дать характеристику развития хозяйствующего субъекта по многим направлениям:
-обеспеченность ресурсами и их динамика;
- уровень затрат;
-эффективность использования ресурсов;
- объем и динамика продаж;
- рентабельность производства;
- финансовые результаты и.т.п.
Бухгалтерская отчетность является важным источников информации и для управленческого анализа. Необходимо отметить, что с введением в 2011 году новых форм бухгалтерской отчетности значительно расширились границы предоставляемой информации за счет более детальной расшифровки отчетных показателей [11, с.42].
В (таблице 1.1) представлены аналитические возможности бухгалтерской отчетности.
Таблица 1.1
Аналитические возможности бухгалтерской отчетности [11, с.56]
Форма бухгалтерской отчетности |
Основные направления анализа |
---|---|
Бухгалтерский баланс |
1.Осуществляется анализ динамики и структуры активов и источников их образования; |
2. Экспресс-анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта |
|
3.Анализ платежеспособности на основе оценки ликвидности баланса |
|
4.Анализ финансовой устойчивости на основании определения типа финансовой ситуации |
|
5.Анализ коэффициентов финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта |
|
6.Анализ деловой активности |
|
7.Анализ потенциального банкротства |
|
Отчет о финансовых результатах |
1.Анализ доходов и расходов хозяйствующего субъекта |
2.Анализ уровня и динамики финансовых результатах |
|
3.Анализ рентабельности |
|
4.Факторный анализ финансовых результатов |
|
Отчет об изменениях капитала |
1.Анализ наличия, состава и движения собственного капитала |
2.Анализ чистых активов |
|
Отчет о движение денежных средств |
1.Анализ движения денежных средств хозяйствующего субъекта прямым методом |
2.Расчет и анализ эффективности денежных потоков |
|
Пояснения |
Динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет; - уточнения к показателям представленных в бухгалтерском балансе и отчет о финансовых результатах. |
Отчет о целевом использовании денежных средств |
Анализ вступительных (паевые) и членских взносы; - Анализ добровольных взнос вкладчиков; - Анализ целевых взносов на приобретение (создание) объектов основных средств, инвентаря и иного имущества общего пользования; -Анализ средств финансового обеспечения на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой некоммерческой организации; - Анализ пожертвования, внесенные жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств и в натуральной форме; - Анализ прочих поступлений. |