Файл: Теории происхождения государства (Теологическая, органическая теория).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Причины возникновения государства
Глава 2. Основные теории возникновения государства
2.1 Теологическая теория происхождения государства
2.2 Патриархальная теория происхождения государства
2.3 Договорная теория происхождения государства
2.5 Органическая теория происхождения государства
2.6 Материалистическая теория происхождения государства
2.7 Психологическая теория происхождения государства
Глава 2. Основные теории возникновения государства
Тысячи лет люди живут в состоянии правовой реальности. Они являются гражданами или гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти и согласовывают свои действия с правовыми требованиями и требованиями. Еще в древности люди стали задумываться о причинах и формах возникновения государства и закона. Были созданы самые разнообразные теории. Многочисленность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы.
Мыслители, которые предложили объяснение этого процесса, жили в разные исторические времена и, конечно, использовали разное количество знаний, накопленных человечеством. Сегодня уровень знаний об обществе - неизмеримый вопрос, но «с вершины нашего полета» мы не должны пренебрегать идеями ученых, которые жили до нас. Более того, многие из их идей не отвергнуты жизнью и предназначены только для настоящего.
Объясняя процесс возникновения государства, ученые предприняли, чтобы проиллюстрировать свои идеи различными регионами Земли, которые различны.[7]
Часто восхищаясь достижениями других, они пытались применить эти результаты к общественным наукам и, в частности, на основе различных достижений, они по-новому взглянули на первоначальный процесс государства. И делали это иногда с таким энтузиазмом, что не замечали влияния других факторов на развитие общества. Одним словом, они думали в одностороннем порядке.
Нельзя исключать, что на мнения авторов теорий очень часто оказывали сильное влияние их философские и идеологические предпочтения. И в этом нет ничего постыдного, потому что мы все дети нашего времени.
Мы постараемся рассмотреть все известные в настоящее время теории государственного происхождения. При рассмотрении и оценке различных теорий следует иметь в виду, что его создатели - не просто умные люди, но выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее правильное объяснение причин государства. Поэтому считается, что было бы справедливее сначала указать на преимущества в конкретной теории происхождения государства, а затем подумать о его недостатках.
2.1 Теологическая теория происхождения государства
Одна из теорий была богословской, теория, основанная на идее, что Бог создал государство. Основными представителями этой теории были Томас Аквинский, Маритен Дж., Дабен Дж.
Эта теория берет свое начало со средневекового периода развития общества. Основателем этой теории является Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды в то время стали своего рода аркой, энциклопедией церковной идеологии.
В наше время продолжение развития теологической теории происхождения государства дали представители идеологии исламской религии, католической церкви, представители неотомизма.
Согласно представителям этой теории, государство является продуктом божественной воли, благодаря которой государственная власть является вечной и непоколебимой, зависящей главным образом от религиозных организаций и деятелей.
Исходя из этой теории, следует, что каждый обязан подчиняться суверену. Это та же божественная сила, с помощью которой было сформировано государство и предопределено социально-экономическое и политическое неравенство. Непослушание государственной власти приравнивалось к непослушанию воле Всевышнего.
Оценка теории.
Оценивая эту теорию, следует отметить, что это было связано с религиозным сознанием тогдашних доминирующих людей, а также с состоянием знаний об обществе и законах его развития. Это справедливо отражает тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией.[8] Это имело большое положительное значение: оно позволило навести порядок в обществе. Кроме того, эта теория отразила объективные реалии того времени, а именно, что первые государства были теократическими, вступление правителя в царство было освящено, что придало его власти особый авторитет и безусловное обязательство. Позднее эта теория стала использоваться для оправдания неограниченной власти монарха. Современные богословы вынуждены адаптировать и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и законах его развития.
Это, однако, ненаучно, поскольку невозможно доказать то, что он провозглашает, так как его нельзя опровергнуть. Вы можете только в это поверить. Но это вопрос мировоззрения.
2.2 Патриархальная теория происхождения государства
Самая основная идея этой теории - государство как продукт развития семьи. Основными представителями этой теории являются Аристотель, Филмер и Михайловский.
Представители этой теории утверждают, что люди - коллективные существа, стремящиеся к взаимному общению, что, в свою очередь, приводит к формированию семьи. Затем эти семьи растут, сливаются, становятся многочисленными, что приводит к необходимости формирования государства. Таким образом, согласно идее этой теории, государство представляет собой большую семью. Таким образом, суверенная власть является продолжением власти отца (патриарха), которая безгранична. Любое сопротивление суверенной власти недопустимо. Только отцовская защита монарха приведет к процветанию всего общества.
Оценка теории.
Оценивать эту теорию надо спокойно, несмотря на то, что она у некоторых может вызвать улыбку.
Прежде всего, важно отметить, что такие термины, как «семья» и «государство» взаимосвязаны, и что связь между государством и семьей не теряется долго после перехода к государству, но продолжает существовать. Следует отметить, что лидер, правитель, продолжает оставаться отцом своих детей в новом качестве и относится к своим подданным не как к чужим, а как к своим детям. Эхо этой далекой эпохи сохранилось не только до Октябрьской революции в России («Царь-отец», «Царица-мать»), но, возможно, в определенной степени «хуэй. Часто наши сограждане рассуждают так: я напишу генеральному секретарю, а теперь президенту он поймет! Сторонники этой теории справедливо обращают внимание на тот факт, что, как и в семье, власть «передается» сыну после смерти его отца, как и в государстве, власть по наследству.
Патриархальная теория имеет сильный положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III веке. До н.э. Во-первых, это способствует установлению порядка в обществе путем подчинения «воле отца». Во-вторых, оно укрепляет доверие людей к нерушимости мира. Действительно, именно в хороших семьях они никогда не борются, а достигают компромисса на основе взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из фрагментов общественной жизни, который реально существовал в истории общества: концентрация власти в руках лидеров, которые, как правило, жили в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: человек, который накапливает жизненный опыт, всегда претендует на то, чтобы быть лидером человеческого сообщества. И, наконец, в обосновании создателей этой теории следует отметить, что они жили до новой эры, их знания о жизни вокруг них были слабыми. Да, однако, в то время остатки племенной системы были сильны в Греции, и они, казалось, списывали свою теорию с окружающей действительности. Вероятность этой теории велика.
Сегодня мы знаем гораздо больше о мире и ясно видим недостатки патриархальной теории. Мы знаем, что общество развило многовекторность и многовариантность, и, следовательно, эта теория не может объяснить формирование государства во всех частях света. Есть пробелы и в самой этой теории. Так, в частности, нам непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все семьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколебима? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими детьми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих государствах законов несправедливых, а то и жестоких? Существует сомнение в истинной научной природе этой теории. История определила, что патриархальная семья возникла из клана (сообщества) из-за ее разделения. На практике оно появилось вместе с государством в процессе разложения системы первобытного сообщества. И, конечно, авторы этой теории, и особенно их преемники, обвиняются в использовании этой теории для оправдания монархической власти и, таким образом, для подавления любой инициативы людей по контролю над социальными делами.
2.3 Договорная теория происхождения государства
Идея данной теории заключается в том, что государство, это продукт соглашения между людьми.
Представителями данной теории являются Гоббс, Руссо, Радищев.
Данная теория наиболее логическое завершение в своих суждениях получила в 17-18 веке, в трудах Г.Гроция, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищева. По мнению представителей, государство возникает как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии.
Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. После объединения людей индивиды, которые были единоличны, превращаются в единый народ. В результате у правителей о общества возникает система взаимных прав и обязанностей, с обоих сторон, соответственно и ответственность за их исполнение. Государство берёт на себя обязанности по приниманию законов, сборов налогов, наказанию преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права своих граждан, их собственность. Граждане в свою очередь принимают на себя обязательство соблюдать законы, платить налоги и не совершать преступнеческих действий в отношении государства и общества в целом.
Оценка теории.
Договорная теория — это творение разума выдающихся мыслителей, живших в разное время. В общей сложности период создания договорной теории составляет около 200 лет. И, конечно, она, впитавшая все достижения коллективного разума того периода, должна быть оценена по достоинству.[9]
Первый несомненный положительный момент этой теории заключается в том, что ее авторы отметили одну из характерных черт человека: ей присущ страх и чувство самосохранения. Это то, что заставляет его объединяться, идти на компромиссы с другими людьми, способствует желанию что-то бросить, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно.
Теория контрактов носит демократический характер, поскольку она начинается с того факта, что человек ценен сам по себе и, следовательно, имеет права и свободы от рождения. Права и свободы настолько важны для него, что он должен бороться за них до свержения общественной власти, злоупотребляя доверием людей, которые в это верят, и предоставляя им некоторые из своих прав.
Теория общественного договора создавалась шаг за шагом и в итоге подорвала феодальные основы. Постепенно сложилось понимание, что сами люди, а не монарх или феодал, должны решать свою судьбу, потому что они равны с момента рождения и каждый из них ценен для общества.
Нельзя не отметить и еще одно достоинство договорной теории: она порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти. Правда, сначала, до ее создания, потребовался прорыв в области естествознания, который достался человечеству очень тяжело. Вспомним, что на инквизиционном костре был сожжен Джордано Бруно именно за создание новой картины видения мира, где места Богу не отводилось. Гуманитариям[10], с одной стороны, было легче идти по стопам естествоиспытателей, а с другой — сложнее, поскольку их идеи на практике проверить было невозможно. И тем не менее, теологическая доктрина[11] с XVI в. стала понемногу уступать дорогу светской. Большую лепту в этом отношении внесли авторы договорной теории происхождения государства.
И, наконец, достоинство теории общественного договора состоит и в том, что она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер. Речь идет об имевших место в истории договорах, заключаемых между населением отдельных феодальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В этих соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление городом, на защиту города. Пусть эта общественная практика не носила всеобъемлющего характера, но давала мыслителям пищу для ума. В дальнейшем общественная практика расширилась и стала ярким подтверждением договорной теории. Имеется в виду формирование государства на Американском континенте (США), а также принятие сначала в США[12], а потом и в других странах конституций, по своей сути и представляющих такой общественный договор населения и публичной власти.