Файл: Законность и правопорядок (Понятие законности и ее связь с государством).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В общественных науках, а именно в юриспруденции принято выделять три основные группы функций.

Первая группа – функции, связанные с организацией взаимоотношений между основными системами общества на внешнем уровне. Данная функция подвергается влиянию социальных, политических, геополитических и экономических факторов, тем самым воздействуя на них, стабилизируя важнейшие связи и государственные отношения c окружающей общественной средой.

Вторая группа – функции, направленные на консолидацию связей и отношений внутри правопорядка для укрепления структурных уровней. Данная функция упорядочивает действия правопорядка, регулируя его правовые отношения, иерархичность, определенность правового порядка как единого целого собственных составных частей. При помощи данной функции раскрываются особенности правопорядка и его содержательные признаки правового состояния общественных отношений. [15]

Третья группа – функция совершенствования правопорядка, выражается в конфронтации внешних разрушающих факторов. Например, правонарушения, правовой нигилизм, волюнтаризм и злоупотребление правом. Способствует прогрессу действующего законодательства и нормативной основы правоохранительной и государственной деятельности органов власти.

Сам правопорядок может являться юридическим результатом, к которому стремятся все субъекты права, используя различные пути и приемы для достижения данной цели. В этом социальном результате целостно соединяется деятельность людей и объективные потребности упорядоченности жизни для урегулирования поведения и поступков общества.

Данный порядок является юридическим. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.[13]

Правопорядок напрямую связан с моделью правового поведения, образцами которого выступают правила процессуального и материального права, а так же юридические нормы. Сам порядок – это не что иное, как правило, а правило само по себе связано с определенными ограничениями для регулирования отношений в обществе. Ограничения же выступают мерой свободы личности. Характерным значением свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав и свобод, установленных ограничений, личности различаются на правопорядок и узаконенный произвол. [24, c. 319]


Правопорядок есть сфера наиболее значимых социальных отношений, которые так или иначе подвергаются регулированию нормами права. Таковыми являются отношения в экономике, а так же в социальной и политической жизни общества. Совокупности этих отношений могут быть различными по характеристике: демократическими и антидемократическими; системными и механическими; упорядоченными и неупорядоченными; гуманными и антигуманными; справедливыми и несправедливыми.

Именно поэтому, большое значение имеют социальные качества совокупности правовых отношений, которые они получают от принципа права и законности, общего режима и устоев общественной жизни. На их основе достигается стабильность функционирования и гармония правовых провозглашений и последовательность, очередность действий, поступков и поведения.

Основой правопорядка является сам человек, его материальные и духовные потребности, интересы и стремления, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, реализуемые в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный характер, торжество справедливости. Анализируя правопорядок нельзя ограничиваться одной лишь правовой материей и пренебрежительно относиться к общим социальным характеристикам.

Как комбинационная, сложная часть общества, правопорядок несет на себе часть принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.[11]

Говоря о принципах правопорядка, то они во многом тождественны принципам законности. При этом в правовом порядке действуют как общие принципы права, так и специальные – принцип целостности, как специальным органам государственной власти, гражданам, так и обществу в целом.

Сформулируем пять основных принципов правопорядка.

Принцип определенности. Проявляется в том, что правопорядок формируется в обществе на основе правовых норм, обладающих формальной определенностью . Этим он и отличается от системы отношений, основанных в результате действия социальных норм и высокой роли субъективных моментов. В этой связи, правопорядок выступает как строго определенная система общественных отношений, возникающая посредством реализации норм права.

Принцип системности. Указывает на то, что правопорядок не является совокупностью несогласованных актов поведения людей и не связанных между собой различных правоотношений, а является уже, в первую очередь, сложившимся в обществе, системой отношений.[7]


Принцип организованности. Указывает на то, что правопорядок складывается в обществе не стихийно, а при организующей роли государства и его органов. Государство формирует правопорядок, определяя его основы в нормах права и добиваясь их надлежащей реализации всеми субъектами

Принцип единства. Вытекает из единообразного правового регулирования важнейших общественных отношений и единства законности. В результате единообразного правового регулирования общественных отношений и действия принципа единства законности в обществе складывается единый правопорядок.

Принцип устойчивости. Возникает на основе норм права, обеспечиваемых государством для его устойчивости с помощью стабильного законодательства. Любые попытки дестабилизации правовых норм и правонарушений пресекаются правоохранительными органами власти. [18, c. 348]

Таким образом, правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Он закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений. Сформулированные принципы и функции правопорядка во многом тождественны с принципами законности. Функции правопорядка необходимы для должного поддержания и взаимодействия необходимых механизмов, с целью обеспечения правового состояния системы общественных отношений. Правопорядок, а именно его содержащие принципы и функции, создают упорядоченность общественных отношений и влияет на правомерное поведение их участников, тем самым образуя самостоятельную правовую категорию, которая тесно взаимодействует с принципами законности.

ГЛАВА 3. ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

3.1 Взаимосвязь между законностью и правопорядком в правовом государстве

Для функционирования законов и иных нормативно-правовых актов необходимы условия и определенный комплекс политических, идеологических, юридических и экономических мер, способствующих реализации необходимых гарантий законности. Чем надежнее гарантии, тем стабильнее правопорядок в обществе и его положение в государственной системе. Законность и правопорядок представляются в правовой среде именно как единый механизм. Основополагающим пунктом взаимосвязи законности и правопорядка в данном механизме является его гарантии. Именно гарантии законности и правопорядка дают основу для развития законности, так и правопорядка в целом. Гарантии представляются системой мер, тесно связанных с закономерностями общественного развития, посредством которых обеспечивается законность. На мой взгляд, именно взаимодействие гарантий приводит к правильной взаимосвязи законности и правопорядка. [13]


Эффективная деятельность политического руководства, а также правильное избрание лидером государства курса для принятия определенных политических и внутригосударственных решений для укрепления законности с помощью соответствующих органов власти, определяет уровень законности в обществе.

Таким образом, укрепление законности зачастую связаны с процессами социальной жизни, что дает гарантии на успешную реализацию регулирования отношений в стране, носящие именно комплексный характер решения важнейших проблем в государстве и обществе.

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны между собой, но тем не менее не являются идентичными понятиями, являясь причиной и следствием по отношению друг к другу. То есть, законность – есть правопорядок, нет законности – нет правопорядка. Именно поэтому надежное функционирование и совершенство правопорядка находится в полной зависимости от законности и его качества. Это означает, при соблюдении законов и иных нормативно-правовых актов, результатом является совершенный правовой порядок в обществе.

Если же правопорядок является неустойчивым, то это означает, что законы в государстве либо не соблюдаются, либо игнорируются, тем самым проявляется отсутствие законности и исполнения законов, как правового явления.

Законность предшествует правопорядку, обеспечивая тесную связь и нормальное взаимодействие друг с другом. Ведь не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе оба эти понятия могут объединять вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, а, следовательно, правовой порядок является итогом законности. Требования законности, а именно их дальнейшая реализация, приводят к достаточно устойчивым правоотношениям, тем самым обеспечивая правопорядок. В этой связи, право, правоотношения и правой порядок являются результатом осуществления законности в её качественных параметрах. Но речь идет не о любом нормативно-правовом акте, а об определенных их качественных характеристик.

Законность выступает неким правовым средством государственной власти и общества для установления и поддержания правопорядка. Это является условием для его функционирования, которое определяет все существенные параметры правового порядка как состояния общественной жизни, что может проявляться с его сопоставлениями и противоположностями, такими как противозаконные нормативные акты, преступность и беззаконие.


Законность в условиях разных исторических периодов определенного государства и его политических режимов наполняется конкретным содержанием. В разные исторические эпохи, от восточных деспотий, феодального абсолютизма, тоталитарных или демократических режимов, правовые отношения имели существующие различия, но тем не менее, законность всегда остается соблюдением и исполнением норм права, а правопорядок её результатом. [9]

Все эти факторы определяют значимую роль законности и правопорядка для общества в целом. Они выступают и ядром и консолидирующим целым для определения порядка в обществе и его основных положений, а также выступают условиями и связующими элементами демократии, как основы общечеловеческих ценностей, а, следовательно, являются существенными частями правовой культуры общества.

Непременным условием для формирования правового общества, его необходимых элементов, является укрепление правопорядка и законности. Тем самым государство становится правовым при наличии стабильности, основанную на праве и законности порядка. В этой связи, уже сейчас можно сделать некоторые прогнозы по поводу развития законности в условиях формирования правового государства.

Во-первых, может произойти расширение предметной стороны закона, а именно круга тех объектов, которые приобретут основные свойства законности. Это будет относится к правовым актам, реализации права, отношением людей к государству и иных видов деятельности индивидов к этим условиям. При этом, сферу законности все больше будут пополнять те объекты, которые традиционно рассматривались как противоречащие нормам права, что связано с осуществлением принципа: «разрешено все, что законом не запрещено».

Во-вторых, могут произойти изменения в субъектной стороне законности. Формирование правового государства предполагает, что все субъекты общественных отношений, без исключения, могут быть носителями как обязанности строго соблюдать правовые предписания, так и права требовать соблюдения законности от других субъектов. При этом, возможности прав и обязанностей будут постепенно повышаться, пока окончательно не станут абсолютными. В-третьих, появится возможность для совершенствования нормативной стороны законности, что может произойти сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, содержание законодательства во все большей степени будет соответствовать реальным условиям и прогрессивным тенденциям развития общества, а другой стороны, будет совершенствоваться и сам процесс изменения норм права, что связано прежде всего с его демократизацией, участием в нем широких кругов общественности, с расширением его научной базы. И наконец, коренным образом должна измениться структура законодательства. Основным источником права на деле должен стать закон. При этом, в отличие от многих существующих, новые законы должны быть, как правило, законами прямого действия, что сделает ненужным издание дополняющих и конкретизирующих инструкций и позволит на деле реализовать принцип верховенства закона.