Файл: Теория государства и права Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. [32]

Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд.

Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами. [33]

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти.

В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым. Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества.

Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общего понятия государства вообще (без его "привязки" к определенней исторической эпохе, общественной формации, цивилизации, партийно-идеологической системе, географическим координатам, религии и др.) можно и нужно давать, например, понятие национально-конкретного государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.

Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим необходимо отметить, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).


Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

1)наличием публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2)системой налогов, податей, займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3)территориальным делением населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому- либо роду или племени);

3)связью с правом (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

4)суверенитетом (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В заключении хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст] : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 4. – Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 21 октября 1994 года: одобрен Советом Федерации 30 ноября 1994 года] // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 32. – Ст. 3301.

3. Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят Гос. Думой 14 июня 2002 года: одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года] : офиц. текст: по состоянию на 11 июня 2008 г. // «Российская газета». – 2017. – № 137.


4. Закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» [Текст] : [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г., № 208-ФЗ] офиц. текст: по состоянию на 24 июля 2017 г. // «Российская газета». – 1995. – № 248.

Научная литература

5. Дашкова В. В. Права человека / В. В. Дашкова. – М. : Волтерс Клувер, 2015.

6. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно - методическое и учебное пособие / Д. А. Керимов. – М. : Издательство НОРМА, 2016.

7. Ломакин Д. В. Теория государства и права/ Д. В. Ломакин. – М. : Статус, 2017.

8. Ленева В. А. Проблемы теории и практики принципа разделения властей/ В. А. Ленева. – М., 2017. 

9. Молодцов А. Е. Теория государства и права/ А. Е. Молодцов. – М. : ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2017.

10. Хейфец Ф.С. Власть народа посредством самого народа / Ф.С. Хейфец. - М. : Юрайт, 2015.

11. Эрделевский А. Ф. Осуществление и защита гражданских прав / А.Ф. Эрделевский. – М.: Проспект, 2016.

Комментарии законодательства

12. Комментарий к Федеральному закону «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан » в новой редакции / под ред. М. Ю. Тихомиров [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2015.

13. Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе в Российской Федерации» в новой редакции / под ред. М. Ю. Тихомиров [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2015.

14. Комментарий к Федеральному закону « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в новой редакции / под ред. П. Р. Петров [и др.]. - М. : ДРОФА-М,2015

Научные статьи

15. Брагинский М. Государственная власть / М. Брагинский // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. – 2016. – № 10. – С. 12-15.

16. Маковский А. А. Основы государства и права / А. А. Маковский // Закон. – 2017. – № 12. – С. 82.

17. Марголин М. А. Реализация государственной власти / М. А. Марголин // Законодательство. – 2015. – № 3. – С. 26.

18. Плахин А. А. Юридические предпосылки спора о праве. Российское законодательство и зарубежная практика / А. А. Плахин // Законодательство. – 2017. – №11. – С. 18.

19. Шихвердиев А., Басманов Н. Россия у критической черты / А. Шихвердиев, Н. Басманов // Хозяйство и право. – 2016. – № 7. – С. 22-28.

20. Ломакин Д. В. История права / Д. В. Ломакин // Законодательство. – 2015. – № 3. – С.18.

Учебная литература

21. Алиев К. М. Конституционное право / К. М. Алиев. - М. : ЗАО «Юстицинформ», 2015.

22. Гарнер Д.П. Теория государства и права / А.И. Гомола. - М. : Издательство "Академия", 2016.

23. Гутников О.В. Конституционное право Российской Федерации / О.В. Гутников. - М. : «Бератор-Пресс», 2015.


24. Гомола, А.И. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. - М.: Издательство "Академия", 2015.

25. Ильков, С.В. Все о защите гражданских прав / С.В. Ильков. - СПб. : «Издательский дом Гер да», 2015.

26. Могилевский С.Д. Теория государства и права: учеб.-практич. пособие / С.Д. Могилевский. – М. : Дело, 2015.

27. Пиляева В.В. Теория государства и права: учебное пособие / В.В. Пиляева. - М.: ИНФРА, 2015.

28. Треушникова А. И. Теория государства и права: учебник / А. И. Треушникова. - М. : Издательство "Академия", 2015.

Интернет ресурсы

29. http://www.homeadvokat.ru/necessary/court/Z24.php.

30.http://www.legaldefence.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=309&Itemid=93.

31. http://revolution.allbest.ru/law/00108455_0.html.

  1. Лукашева Е.А. Права человека и гражданина. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2016.

  2. Алексеев С.С. Теория права ..- М.,2015. 

  3. Петрухин И.Л. Государственная власть. –М.,. 2016.

  4. Рудинский Ф.М. Понятие государственной власти: Учеб.- практич. пособие. - М.: Дело. 2017.

  5. Рассказов Л.П. Естественные права человека. Законодательство. - 2017.

  6. Алексеев С.С. Россия у критической черты: учеб.- практич. пособие. - М.: Дело. 2015. - С.258.

  7. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2016. - С.35.

  8. Жегутов Р.Т. История государства и права России. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2015. - С.35.

  9. Левченко В.Н. История политических учений. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2015. - С.45

  10. Жегутов Р.Т. История государства и права России. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2015. - С.35.

  11. Жегутов Р.Т. История государства и права России. - М.: ЗАО «Юстицинформ». 2015. - С.35.

  12. Андреева И.А. Основы государства и права. Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - С. 285.

  13. Грибанов В.П. Понятие государственной власти. Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2017. - С. 197

  14. Андреева И.А. Основы государства и права. Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - С. 285.

  15. Грибанов В.П. Понятие государственной власти. Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2017. - С. 197

  16. Андреева И.А. Основы государства и права. Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2016. - С. 285.

  17. Дектярев Д. В.Теория государства и права. - М.: Статус, 2017. - С. 173

  18. Дектярев Д. В.Теория государства и права. - М.: Статус, 2017. - С. 173

  19. Дектярев Д. В. Теория государства и права. - М.: Статус, 2017. - С. 265.

  20. Дектярев Д. В.Теория государства и права. - М.: Статус, 2017. - С. 173

  21. Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М. : Статус, 2017. – С. 660.

  22. Дектярев Д. В. Теория государства и права. - М.: Статус, 2017. - С. 265.

  23. Любимова Р.Н. Некоторые вопросы государственной власти// Законодательство. - 2016.- С.124.

  24. Юсупов Т.Б. Теория государства и права. – М. : Юрист, 2015. - С.204.

  25. Любимова Р.Н. Некоторые вопросы государственной власти// Законодательство. - 2016.- С.124.

  26. Юсупов Т.Б. Теория государства и права. – М. : Юрист, 2015. - С.204.

  27. Любимова Р.Н. Некоторые вопросы государственной власти// Законодательство. - 2016.- С.124.

  28. Стоякин Г.Я. Принцип разделения государственной власти. - М.: ЗАО «Юрайт», 2015.

  29. Стоякин Г.Я. Принцип разделения государственной власти. - М.: ЗАО «Юрайт», 2015.

  30. Юсупов Т.Б. Теория государства и права. – М. : Юрист, 2015. - С.204.

  31. Басин Ю.Г .Теория государства и права. - М.: ЗАО «ИНФРА», 2015.

  32. Басин Ю.Г .Теория государства и права. - М.: ЗАО «ИНФРА», 2015.

  33. Юсупов Т.Б. Теория государства и права. – М. : Юрист, 2015. - С.204.