Файл: Пробелы в законодательстве и способы их восполнения ( Предпосылки возникновения пробелов праве).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие, виды и причины пробелов в законодательстве
1.1 Общая характеристика пробелов в праве
1.2 Предпосылки возникновения пробелов в праве
Глава 2 История механизмов устранения пробелов в праве в процессе развития общественных отношений
2.1 Способы устранения пробелов в римском частном праве
2.2 Способы устранения пробелов в русском гражданском праве (нач. и сер. ХХ века)
2.3 Способы устранения пробелов в русском гражданском праве (кон. ХХ века)
Глава 3 Способы устранения пробелов в законодательстве в современной правовой системе
Введение
Актуальность темы исследования. На современном этапе Россия в условиях изменения политических и экономических показателей страны, ввиду создания новых типов общественных отношений, неизбежна от неточностей, отсутствия полноты в законодательной базе. Российские граждане часто встречаются с весьма спорными моментами законодательства. Завуалированность и расплывчатость, отсутствие конкретики представляют собой пробелы в праве. Этой теме посвящен отдельный институт устранения пробелов в праве, многие зарубежные источники достаточно четко освящают данную проблему. Ведь все чаще мы слышим о мошенничестве, целенаправленных экономических преступлениях. А пробелы в праве непосредственно приводят к возникновению экономического и политического коллапса.
Разработка юридической наукой определенных механизмов устранения пробелов в праве необходимы в скором осуществлении по причине того, что законодательный орган не способен в одночасье рассмотреть постоянно растущий темп пробелов законодательства Российской Федерации. На данный момент единственное решение в устранении пробелов, кроме законодательной базы в российской практике выступают Постановления, указы, инструкции.
Отсутствие той или иной нормы в законодательстве не является поводом для отказа в иске. Ведь как гласит Конституция РФ, – каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод. Система законодательства должна динамично разрабатывать способы, в процессе нормотворческой деятельности, внося изменения и дополнения в законодательную базу, издавая новые, наиболее совершенные юридические акты.
Тема курсовой работы актуальна, что подтверждается многочисленными источниками авторов, исследовавших данный институт права. Подробное изучение всех «изъянов» законодательства, открывает возможность более глубокого рассмотрения всех ступеней правоприменительного процесса.
Степень научной разработанности темы. Исследованию способов устранения и восполнения в праве посвящено множество источников юридической литературы. В особенности, значительный вклад в изучении данного вопроса внесли С.С. Алексеев, С.Г. Зубанова, М.Н. Марченко, М.М. Рассолов, В.Н. Хропанюк, А.Ф. Черданцев, и др. Тем не менее, динамика развития общественных процессов, что непосредственно влияет на необходимое изменение их правого регулирования, требует дальнейшего повышения степени разработанности рассматриваемой темы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является совокупность способов устранения и восполнения пробелов в праве. Предмет исследования составляет понятие и виды пробелов в праве.
Цели и задачи исследования. Целью курсовой работы является анализ способов устранения и восполнения пробелов в праве, а также изучение механизмов устранения и восполнения пробелов в праве. Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
– дать общую характеристику понятия и видов пробелов в праве;
– выявить причину возникновения пробелов в праве;
– проанализировать способы устранения и восполнения пробелов в праве;
– исследовать механизмы устранения пробелов в праве, исходя из истории становления общественных отношений;
– рассмотреть понятия аналогии закона и аналогии права;
– выяснить сущность обычаев делового оборота, их отражения на правовое регулирование.
Нормативная база курсовой работы представлена Конституцией РФ 1993 г. и Гражданским кодексом РФ 1994 г.
Теоретической основой курсовой работы послужили исследования современных авторов по вопросам пробелов в праве, путей их устранения, среди которых особо следует упомянуть М.И. Абдуллаев, И.В. Гетьман-Павлова А.В. Мелехин, А.С. Пиголкин.
Методологической основой исследования послужили диалектико-материалистический подход, а также система общенаучных методов (системный, конкретно-исторический) и частнонаучных методов (сравнительно-правовой, анализа литературы и нормативно-правовой базы, конкретизации, толкования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы проведенного исследования могут быть использованы студентами в ходе учебного процесса при изучении соответствующих вопросов в рамках дисциплины «Теория государства и права». Результаты исследования позволяют достаточно полно и разносторонне уяснить сущность и особенности понятия пробелов в праве и способов их устранения.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 Понятие, виды и причины пробелов в законодательстве
1.1 Общая характеристика пробелов в праве
На современном этапе на развитие общественных отношений повлиял научно-технический прогресс, смена политических и экономических условий. Отсюда широта и разнообразие отношений, которые касаются гражданского, арбитражного, гражданско-процессуального, семейного и других отраслей права, что требует особого правового регулирования в темпах постоянного развития. Возникновение пробелов в праве связано с обширностью и многогранностью, вариативностью общественных отношений.
Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.[14, С. 120]
Пробелом в праве называется абсолютное или частичное отсутствие правовых предписаний, в результате эволюции общественных отношений и, как следствие, необходимостью разрешения дел практического характера, согласно содержанию, принципам, предмета и сущности действующего законодательства, включая спектры требований социума, обращенного на правовое регулирование жизненных ситуаций.[10, С. 56]
Если сравнить данные понятия о пробеле в праве, можно выявить общие характерные признаки:
а) наличие четкого, фактического жизненного обстоятельства, которое находится в области правового воздействия, или необходимого присутствия согласно предписанием законодательной базы;
б) отсутствие юридической нормы, призванной контролировать конкретное фактическое обстоятельство.
Пробел в праве представляет собой отрицательное правовое явление, что исключает полное, четкое, безукоризненное смысловое содержание нормы, без чего невозможно регулировать вариативность и постоянное развитие общественных отношений, что влечет к созданию правовых «лазеек», которые при отсутствии той иной нормы можно с легкостью обойти.
Исходя из правового восприятия, пробелы классифицируются на действительные и мнимые.
При наличии действительного пробела отсутствует закон, который регулирует с присутствием фактических обстоятельств общественное отношение, если данное общественное отношение относится к сфере правового регулирования. Существует мнимый (кажущийся) пробел, который часто путают со значением действительного пробела. Действительный пробел, как правило, образуется с начала возникновения новых отношений, либо в начале их правового развития, с появлением новых политических и экономических условий, который на тот момент не были в законодательной базе, или же, сам законодатель не предусмотрел проявления таких обстоятельств.
Отсюда можно выявить факт, что пробелы в праве являются объективным признаком правового регулирования, а порой в конкретных случаях их не избежать.
Однако, в случае проявления в правовой сфере такого явления, как пробел в праве, если происходит инцидент, входящий в базу правового регулирования, нельзя отказывать по причине наличия такого явления, как «пробел» в защите прав и свобод личности. Такое действие ведь это прямо нарушает действие Конституции РФ. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». [1]
Мнимый пробел представляет собой какую-либо жизненную ситуацию, не подчиняющуюся правовому регулированию, но с точки зрения того или иного лица подходящую под правовое решение данных обстоятельств.
Возникновение мнимых пробелов в сознании общества является результатом отсутствия объективной оценки правовой сферы, следствием чего является обманное представление о легком пути решения поставленного правового вопроса. Ведь такие проявления, как, например, любовь и дружба не относятся к области правового регулирования.
В правовой литературе известные авторы классифицируют пробелы в праве по времени возникновения: первоначальные и последующие.
Первоначальные характеризуются тем, что законодательная база изначально не охватила своим определением в гипотезе и диспозиции все жизненные обстоятельства, необходимые в правовом регулировании.
Вторая группа обусловливается образованием новых общественных отношений, которые не могли войти в спектр законодателя. [6, С. 78]
Разделяют также пробелы в праве по объему правового регулирования (иные виды приводятся в Приложении 1). К ним относятся пробелы, которые появились в результате абсолютного отсутствия правового влияния на общественные отношения. И, пробелы, которые в результате их быстрого развития не были зарегистрированы законодателем на достаточно четкой и полной основе, либо в случае его субъективного упущения.
Первая группа является предпосылкой того, что в обществе возникает правоотношение, которое требует правового регулирования, но необходимые нормы в законодательстве отсутствуют. К примеру, в последнее время все чаще слышно понятие «коррупции». Недостаток правовых норм влияет на обход буквы закона, на использование пробелов в праве во вред государству и обществу. Так, в Украине по причине коррупции незаконно свергли легитимную власть, аппарат президента, на свободу выпустили человека, реализовавшего свою власть в ущерб государству. Чтобы удалить этот очаг «зла» в виде коррупции и многих государственных проблем необходимо ввести изменения в уголовном законодательстве, организовать схему по борьбе с коррупцией, а самое главное, – изменить правосознание общества.
Вторая группа характеризуется неполным правовым окрасом в законодательстве, что является ошибкой законодателя при нормотворческой деятельности, который не собрал все виды общественных отношений, не растолковал и не объединил их грифом закона детально. По этой причине часто происходят экономические преступления, а также актуальность набирают преступления в Интернет сети. В апреле 2014 года Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, которые позволяет до суда блокировать сайты, размещающие недостоверные сведения о банках публичных организациях, что влечет угрозу их деловой репутации и соответственно падение оценки гуд-вилла.
Пробелы, образующиеся из неполной законодательной основы, определены также недочетами юридической техники, что включает присутствие ошибки в области стилистики и лингвистики в формулировке нормы, отсутствия дефиниции закона, применяемых законодательством, или отсутствия дополнительных норм. Такой вид пробела отражает существование в законодательной базе правовой нормы, которая регулирует область общественных отношений, все его проявления в гражданско-правовых отношениях, однако практика показывает, что их использование невозможно по причине отсутствия пояснительных, толковательных, дополнительных понятий. [5, С. 90]
Таким образом, пробел в праве есть недостаток права, отсутствие объективного содержания, включающего вспомогательные понятия, что является необходимым его составляющим. Для исключения пробелов, исходя из вышеизложенного, необходимо чтобы в законе были четко применены лексические и синтаксические показатели, обращено внимание на изменения в общественных отношениях. Отсюда и требование к самому законодателю в должной детализации, осмотрительности при создании закона или же внесении в него изменений. Часто законодатель рассматривает практику развития общественных отношений в течение времени, чтобы наиболее четко применить все замеченные наблюдения и применить в юридической практике.
1.2 Предпосылки возникновения пробелов в праве
Предпосылки возникновения пробелов в праве можно выявить исходя из классификации, которая была представлена в пункте 1.1. Основные причины: невнимательность законодателя, эволюция общественных отношений, которые влекут изменения в политической, экономической сферах. Известные юридические авторы по-разному трактуют появление пробелов в праве, однако анализируя их позицию, можно выявить общие признаки.