Файл: Понятие и признаки правового государства(Понятие и признаки правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования: политико–правовые исследования правового государства обладают довольно имеют старинными и ценными традициями. Они восходят к началам философии и юриспруденции, сопутствуют развитию до настоящего времени.

На данный момент времени, проблема развития правового государства довольно актуальна. В Российской Федерации и не только, интерес проявляется из-за связи с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшие ценности современного общества. Понятие идеи правового государства состоит в демократизации, утверждении суверенитета народа, рассматриваемый как источник власти, подчинении государства обществу. Правовое государство относит к личным обязанностям такие, как: независимость суда, защита граждан от нарушения прав и свобод органами власти, учитывая возмещение за ущерб, законность управления и признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей членение властей.

Существенная причина данного внимания к правовому государству состоит не только в гуманизме самой идеи его формирования, а также в нахождении способов для того, чтобы правильно и эффективно реализовать.

Увеличение производительных сил, модификация отношений в обществе, как политических, так и социальных в момент феодализма к зарождению капитализма способствуют совершенно иным подходам к государству и осознанию его роли при организации общественных дел. Основное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, которые исключают монополизацию власти в руках одного органа, который устанавливает равенство всех перед законом, дающий индивидуальную свободу посредством права.

Цель курсовой работы – сравнительный, комплексный, системный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • определение понятия, признаков правового государства;
  • определение путей формирования правового государства;
  • рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;
  • формирование правового государства в современном российском обществе.

Объект исследования – правовое государство.


Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: логический, диалектический, системный, исторический и иные методы научного познания.

Глава 1. Возникновение и развитие идеи правового государства

1.1 Понятие и признаки правового государства

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, формирующаяся при помощи отношений между индивидами и разными объединениями, основываясь на нормы права.

Также под правовым государством понимается то государство, где население обладает равными правами и гарантией. Власть создается на основе волеизъявления большого числа избирателей, где учитывает все интересы своего населения и обеспечивает порядок.

Соображения о государстве, рассматриваемой как организация и осуществляющая деятельность на основе законов, начала создаваться еще на ранних стадиях формирования и развития человеческой цивилизации. С данной идеей правового государства соотносились поиски наиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Различные мыслители, такие как Полибий, Аристотель, Платон стремились к формированию различных путей для связи между правом и властью, что по итогу дало бы обществу гармоничное функционирование для тех времен. Мыслители считали, что если законы будут обязательны и равны не только перед людьми, но и перед государством, то это данная политическая форма считалась бы наиболее разумной и правильной.

Как считали древние ученые, государственная власть, которая принимает право, а также отторгает его, является справедливой государственностью. Как писал Цицерон то, что где происходит отсутствие власти, там не может быть никакой формы государственного строя. Аристотель писал о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Развитию учений о правовом государстве, являющихся как более поздними учениями, поспособствовало влияние Государственно-правовых идей и институтов Древней Греции и Рима. Именно такие факторы как изменение отношений в обществе (политические отношения и социальные) в период перехода от феодализма к началу капитализма способствовали формированию совершенно новых, иных подходов к государству, а также восприятию роли государства при организации каких-либо общих дел. Например, это проблемы правовой организации государственной жизни, являющаяся одной из главных, которая не учитывает монополизацию власти в руках одного лица (органа), который обеспечивает равноправие всего общества перед законом и утверждает личную свободу посредством права.


На данный период времени, были сформированы идеи государственности, относящейся к правовой, учеными: Н. Аойелли и Ж. Боден, где основная задача государства состояла в обеспечении прав и свобод гражданина и общества в целом.

Создание правового государства считается одним и наиболее долгим процессом, происходящий по ходу проведения (нужды) экономических, правовых реформ, политических реформ, построение цивилизованного, гражданского и демократического общества, формирование ценностей и увеличение духовности – все это способствует формированию правового государства.

В восприятии общества правовое государство является таким государством, где власть опирается на право, ограничивается только им и также происходит воплощение в жизнь через него. Однако, данного восприятия недостаточно в связи с тем, что само правовое государство является довольно сложной, громоздкой системой, имеющую множество факторов[1].

Следовательно, правовое государство заключает в себе два основных элемента:

  • свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав
  • ограничение правом государственной власти.

Рассматривая свободу со стороны наук, таких как философия, можно понять ее как некоторую способность человека В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека функционировать в своих интересах, ссылаясь на постижение объективной необходимости.

Для человека, который находится в правовом государстве, нужно формировать такие условия свободы, благодаря которым в основе будет заложено понятие «дозволено все, что не запрещено законом». То есть, человек, который рассматривается как автономный субъект, имеет полное право повелевать своими способностями, имуществом, силами так, как он сам этого хочет. Формой свободы и мерой будет являться само право, которое позволяет увеличить границы ограничений личности, например, в экономике, на производстве и т.д.

То есть, не просто так в Российской Федерации (Российская Федерация – далее РФ) на данный момент времени были приняты пакеты законов, относящиеся к экономическим. Данные пакеты затрагивают собственность, земельные участки, налоговую систему и приватизации государственных предприятий и т.д., которые закрепляют разнообразие форм собственности, иными словами способствуют ощущать себя хозяевами.

В настоящий момент времени проблемы прав человека проявляются международном уровне, а также на межгосударственном, следовательно, это подтверждает о приоритете надо проблемами данного государства, что можно заметить в характере общества. Данные проблемы начинают считаться более глубоко в правовых системах и регулировании. Обращаясь к закономерностям создания и развития, можно найти характеристики для прав человека и правового государства, так как реализация и функционирование происходит только если они связаны между собой[2].


Эти два феномена, располагают в своей основе право, однако имеется некоторая противоположность в их ролях. Иначе говоря, нужно чтобы отношения между государством и человеком были связаны только правом, так как в данной связи и заключается суть правового государства.

Стоит отметить, что право может рассматриваться и подразумевать собой как антипод произвола, так и как барьер на пути. Потому что власть, чаще всего политическая власть обладает влечением развития в разные злоупотребления. Следовательно, для того, чтобы избегать превышений прав человека, чаще всего незаконным, нужно вводить жесткие рамки, которые будут гасить данные явления.

Ввод в действие различных ограничений нужен для того, чтобы изъяны властного лица не оказались пороками государственной власти, и именно поэтому говорят, что правом Правовые ограничений необходимы для того, чтобы недостатки властно личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются противозаконные интересы лиц, а не управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, как чаще всего принято считать[3].

Следовательно, происходит неявная замена местами с государством и происходит возвышение одного над другим, например, устанавливается подчинение второго первому. Таким образом, можно дать понятие правовому государству. Это такая организация политической власти, которая формирует условия для максимального обеспечения прав и свобод гражданина, а частую последовательную возможность связать с помощью права учесть в недопущении злоупотреблений.

Концепция понятия правового государства в настоящее время понимается как: Правовое государство – это такое государство, которое позволяет обеспечивать потребности гражданского общества и правовой экономики, где цель – это дать свободу и благое состояние. Государство прямо зависит от общества и формируется при помощи благ, при соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, дающий гарантию человеку безопасность и свободу, так как признание прав человека относится к духовному фундаменту.

Правовое государство - это демократическое государство, в котором снабжается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а также где принцип разделения властей (исполнительная, судебная и законодательная) является основой организации государственной власти.


В настоящий момент времени, понятие правового государства, рассматриваемого как современное, выглядит так: демократическое государство, где происходит обеспечение прав и свободы граждан страны, прямое участие народа в реализации власти, где все это позволяет достичь высокого уровня в развитии гражданского общества, увеличить уровень правовой культуры и политической. Внутри правового государства возникает способность отстаивать свои убеждения, но все происходит, прежде всего, в рамках законодательства данной страны. Данная способность возникает и образуется в группах или политических партиях, различных объединений, в средствах массовой информации (Средства массовой информации – далее СМИ) и др[4].

Основными признаками правового государства являются:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства основывается на принципе разделения властей (исполнительная, законодательная и судебная).

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Действительность прав и свобод гражданина страны, а также социальная защищенность и правовая.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

6. Политический и идеологический плюрализм, который состоит в функционировании организаций, объединений и партий, которые действуют в рамках законодательства, с учетом взглядов и мнений.

7. Постоянство законности и правопорядка в обществе[5].

Также существуют дополнительные условия для формирования правового государства, такие как:

- преодоление правового нигилизма в сознании общества;

- формирование высокой политико-правовой грамотности;

- формирование способности противодействовать произволу;

- разделение в правах функций партийных и государственных;

- определение парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- формирование правового мышления и правовых традиций, а именно:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, истолкование права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Под понятием правового государства может пониматься как путь к возрождению исторических прав и свобод, верховенство гражданина при отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, а также ценности самого гражданина.