Файл: Понятие и признаки правового государства(Понятие и признаки правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое государство - фундаментальная общечеловеческая ценность, которая похожа также на такие понятия, как демократия, гуманность, права человека, политические свободы, экономические свободы и другие ценности, относящиеся к общечеловеческой.

Сущность идеи правового государства – это реализация и дальнейшее верховенство права в жизни общества и политики, а также присутствии суверенной правовой власти. При помощи подразделения властей государство функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически одинаковый доступ к участию в политической жизни всем группам и движениям.

Для того, чтобы закрепить и понять различия правового государства от другого, нужно понимать, что государство характеризуется наличием огромной, неограниченной власти, которое никак не связаны с правом, отсутствия защиты гражданина от различных типов угроз со стороны должностных лиц или органов государства в целом. Различие правового состоит именно в том, что правовое государство взаимосвязано с правом, следует из верховенства закона, работает по строго утвержденным правилам, в пределах установленных границ, также происходит подчинение перед гражданами и обществом в целом, тем самым обеспечивает защиту (социальная защита и правовая).

Правовое государство, как и любое иное государство имеет одинаковые, схожие черты, сводящиеся к следующему[6]:

1. Ему свойственна государственная власть, рассматриваемая как средство проведения политики (внешняя и внутренняя).

2. Оно подразумевает собой политическую организацию общества, которая базируется на социально-экономической основе общества.

3. Имеет в распоряжении специальным государственным механизмом.

4. Располагает установленной административно-территориальной организацией на территории данной страны.

5. Работает и живет благодаря налогам и иным сборам.

6. Имеет государственный суверенитет.

Особенностями механизма правового государства состоят в том, что все его элементы работают при помощи принципа разделения властей, то есть очень строго по установленным целям. Данные элементы и структурные части, относящиеся к правовому государству, при получении полномочий распоряжению властью заключаются в следующем. Обладающие полномочиями, данные структурные части и элементы правового государства исполняют волю гражданина и общества в целом. Также стоит отметить, что все элементы функционируют только с согласованием с действующим законодательством. Должностные лица имеют огромную ответственность за права и свободы граждан и общества в целом, также есть ответственность персональную, где все гарантируется конституцией или другими НПА. Органы правового государства дают гарантию и следят за обеспечение прав и свободы граждан своей страны. Механизм правового государства считается способом его существования. Функции правового государства осуществляются при помощи механизма того же государства.


Следовательно, рассматривая правовое государство, стоит отметить, что механизм такого государства свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Демократический характер установлен некоторой ответственностью перед обществом, где происходит исполнение его на данный момент.

Существует два этапа, при помощи которого происходит развитие и совершенствование правового гражданского общества. Первый этап подразумевает формирование и развитие рыночной экономики, полной свободы СМИ, защиты граждан и общества в целом (правовая и социальная защита). Второй этап подразумевает установление рыночной экономики разных форм предпринимательства, а также присутствие гласности в государстве, свободной занятости СМИ и др.

1.2 Система разделения властей в правовом государстве

Разделение властей, осуществляемое у правового государства, является существенным принципом организации и деятельности для данного государства. Разделение властей подразумевает членение власти государства на законодательную, исполнительную и судебную власть. Благодаря разделению власти на несколько, достигается неполнота власти у каждого из органов государства. Иными словами, ни у одного органа власти нет власти в полном объеме. Каждому органу поручено реализовывать только свои функции, и не может вторгаться или взаимозаменять какой-либо другой орган государства. Данное членение нужно для того, чтобы в дальнейшем не было каких-либо злоупотреблений властью и не достичь тоталитарного управления государством, которое не связано правом. Однако если есть несколько органов власти, то нужно иметь тот орган, что будет являться главенствующим среди всех них. Причина такой иерархии проста – механизм государства будет задет постоянной борьбой за приоритетность в стране, что, следовательно, может привести только к задержке или остановке развития[7].

Таким образом, на самом высоком месте располагается законодательная власть, потому что только она облачает в закон основные направления внешней и внутренней политики, а также способствует обеспечению верховенства закона в обществе.

Функции исполнительной власти – это исполнение тех правовых норм, которые были изданы и приняты законодателем. Функции судебной власти – охрана права, устои в обществе и государстве от любых правонарушений, независимо от лица, что их нарушает. Также, только судебными органами в государстве реализуется правосудие и никак более.


Государственная власть в правовом государстве не считается полной. Данный факт подтверждается организацией государственной власти, а также каким образом и каким из органов она реализуется, а не только лишь связью между государственной властью и правом. В соответствии с этим предположением, объединение властей в один орган, может быть опасно связи с тем, что возможно формирование деспотического режима, который характерен отсутствием свободы личности. Следовательно, для исключения формирования абсолютной (авторитарной) власти членение ее необходимо на несколько, чтобы они выполняли только свои функции, были обособлены.

При использовании членения властей правовое государство формируется и работает правовым способом, а именно: органы государства работают только в своих границах и не могут заменять другие органы, определяется и С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается и учреждается взаимный контроль, сбалансированность и равновесие во всех отношениях государственных органов, которые реализуют законодательную, исполнительную и судебную власть[8].

Суть подразделения властей на несколько подразумевает, что каждая работает самостоятельно и не способна влезать в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присваивания какой-либо властью полномочий другой власти.

В правовом государстве никто не имеет ни малейшего права покушаться на закон, будь это государственный орган, партия, общественная организация и др. При данном нарушении, производится наказание или несение ответственности (юридическая).

1.3 Верховенство правового закона

Когда ведется дискуссия о верховенстве закона, рассматривая его как нормативно-правовой акт (Нормативно-правовой акт – далее НПА), то чаще всего подразумевается, что все подзаконные акты обязаны соответствовать ему, а должностные лица не нарушать, и ни в коем случае не уклоняться от них. Кроме того, нельзя вносить подзаконные акты в сам закон, то есть нельзя вносить в исходное содержание любой другой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Также стоит отметить, что "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, пользоваться законом обязаны и обычные, рядовые граждане, но прежде всего, они должны знать то, что находится внутри закона т.е. его содержание.


Правовое государство также подразумевает правовую устойчивость Конституции, то есть нельзя ее всячески модифицировать: изменять, обновлять, удалять. В противном случае, она не будет являться Основным Законом государства, который имеет долгосрочность. Именно из-за того, что Верховный Совет РФ вносил какие-либо модификации в Конституцию РФ, и произошла нестабильность внутриполитической обстановки в РФ. В данном случае это полностью противоречит природе правового государства, однако при условии, если Конституция РФ выражает волю общества, то модификация обязано реализовываться в соответствии с ней, а не с волей общества.

Упрочение легитимности до сих пор является актуальной и важной задачей, потому что именно она считается центральной категорией правового государства. На данный момент, Конституция РФ внесла некоторые пометки в структуру НПА, учитывая принцип подразделения властей.

Согласно 76 статье части 3 Конституции РФ федеральные законы, а также НПА не могут противоречить федеральным конституционным законам и Конституции РФ соответственно, при условии, если они были изданы на территории РФ. Также все законы и другие НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, для исключения таких действий между федеральным законом и другим актом, которые были утверждены в РФ, обладает силой федеральный закон[9].

Такие вопросы как о статусе субъекта Федерации (статья 114 часть 2), референдуме, о судебной системе Российской Федерации (статья 118 часть 3), о полномочиях, порядке формирования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации, о введении военного положения в стране либо за ее пределами (статья 87 часть 2) и т.п. способствуют созданию федеральных конституционных законов[10].

Вопросы, связанные с ходом действий в Совете Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, устанавливаются самостоятельно каждой из палат. Установление федеральных законов возможно в том случае, если данные вопросы не являются вопросами палат Федерального собрания.

Президент РФ утверждает указы и распоряжения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и распространяются на всю территорию страны.

Правительство Российской Федерации испускает постановления и распоряжения, а также способствуют их реализации. Данные постановления, указы и распоряжения базируются на основе Конституции РФ, указах Президента, следовательно, они распространяются на всю территорию страны. Конституция Российской Федерации - это юридическая база всего законодательства, где расположен экономической, политической и социальной организации общества, формируется и утверждается механизм государственной власти и управления, базисные права и обязанности граждан[11].


Для этого нужно стремиться к тому, чтобы конституция обладало реальным местом быть в правовой системе, а также обладала практической ценностью. Конституция закрепляет основные положения абсолютно всех сторон государственной и общественной жизни, следовательно, чтобы исполнить нормы, нужны вторичные законодательные акты, которые монтируют конституционные установления в мере, нужной для восполнения в жизнь.

Тем не менее для решения поставленных вопросов, конституция обязана являться конкретной и все это для того, чтобы она могла выступать как источник норм прямого действия, которые обязательных для государственных органов и должностных лиц. Данные нормы, направлены на закрепление прав, свобод и обязанностей, реальность которых не может согласовываться с наличием или отсутствием специального акта, который затрагивает механизм исполнения установленной группы конституционных норм и т.д.

Ученые и юристы, которые занимаются созданием проблем правового государства и объединением его основ прежде всего с исполнением принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.

В некоторых статьях Конституции РФ (статьи 4, 15, 76 и т.п.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов по всей прилегающей территории Российской Федерации[12].

Согласно статье 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой и применяется на всей территории РФ. Законы и другие НПА, которые утверждаются в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

В ст. 72 Конституции РФ указано, что обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и других НПА областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам располагается в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Следовательно, нет одного общего правового пространства, которое способно сформировать и реализовать правовое государство. Для этого нужно обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и других НПА областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам, где данную функцию выполняет Конституционный Суд РФ (Конституционный Суд Российской Федерации – далее КС РФ).