Файл: Структура нормы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В литературе описаны случаи проявления различных свойств структурных элементов нормы в зависимости от изменения фактических обстоятельств, особенностей их как системно-структурных явлений. В качестве примера можно привести схему: гипотеза + диспозиция + гипотеза (нарушение предшествующей диспозиции) + диспозиция (изменение содержания первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление первой диспозиции) + санкция (принудительное осуществление второй диспозиции). Та часть уголовных норм, которая является диспозицией для граждан (запрет совершать общественно опасные деяния), одновременно является гипотезой для государства и государственных органов, рассматривающих дела о совершенных преступлениях. уголовно-правовая норма в качестве нормы поведения обращена ко всем индивидам до совершения преступного деяния, в качестве нормы правосудия - к участникам процесса после совершения преступного деяния и в качестве пенитенциарной нормы — к наказуемому[[9]] .

Во всех этих случаях решающее значение имеют свойство объективной избирательности фактического общественного отношения и направленность структуры правовой нормы, т. е. заложенная в нее законодателем возможная реакция на изменившиеся фактические обстоятельства.

Благодаря тому, что право обладает свойством системности, обеспечивается и тесное взаимодействие структур различных юридических норм. Причем связи между ними могут быть простыми и сложными.

Взаимодействие структур может иметь вид сцепления, пересечения плоскостей действия или частичного совпадения сфер функционирования. Примерами здесь служат нормы конституционного и других отраслей права, нормы, закрепленные в общей и особенной частях Гражданского, Уголовного кодексов[[10]] .

Механизм образования структуры правовой нормы можно представить следующим образом. Законодатель, предполагая урегулировать то или иное общественное отношение, «примеряет» к нему логическую модель нормы, выработанную на основе человеческой практики, достижений науки, опыта правового регулирования. При этом он стремится направить развитие общественного отношения в нужном для него направлении, пытается установить его временные, пространственные характеристики, получить наибольшую эффективность от его правового урегулирования. Однако общественное отношение соответствует идеальной модели (логической структуре нормы) лишь в принципе. Оно вносит в модель коррективы, избирает в потенциальной логической структуре нормы те элементы и связи между ними, которые соответствуют его собственным элементам и связям. Иными словами, законодатель вынужден одновременно и приспосабливать логическую структуру к соответствующему виду общественных отношений, и учитывать необходимость внутренней и внешней логической согласованности юридических норм, используя все правовые средства, свойства права как системы. Результатом же выступает реальная структура нормы, всегда включенная в ее логическую структуру и структуры более высокого порядка (института, отрасли, права в целом)[[11]] .


Структура сама по себе есть выражение устойчивости в различных процессах. Она относительно независима и от изменения элементов в целом. Данное свойство позволяет норме права сохранить статус единого и целостного государственно-властного веления во всех упомянутых случаях. Практика подтверждает, что выделение того или иного структурного элемента нормы происходит только при самостоятельном его функционировании в виде особого правила. Причем качество самостоятельного правила сохраняют и «усеченные нормы», и нетипичные нормативные положения[[12]] .

На мой взгляд, тройная структура нормы права – объективная реальность, внутренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попытки к дальнейшей дифференциации её элементов.

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Регулятивные нормы неизбежно, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента – гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

В общем говоря Правовая норма представляет собой специфическую систему, которая состоит из нескольких элементов, между которыми имеются различные связи.

Отсутствие какого-либо из этих элементов структуры разрушает бытие правовой нормы.

Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при условиях, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.


Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.

Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Итак, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена формулой: «если (условие, содержащееся в гипотезе) — то (правило, установленное в диспозиции) — иначе (последствие, закрепленное в санкции)».

Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно обнаружить присутствие всех трех элементов. Например, ч. 3 ст. 93[[13]] Конституции Российской Федерации: «Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным». Гипотезой является условие действия данной правовой нормы — принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности, диспозицией — требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.

Вот несколько определений нормы права, перечень которых можно еще долго продолжать, так как каждый автор учебной юридической литературы пытается придать этому понятию свою индивидуальность и вложить в него личное понимание наиболее значимых признаков нормы права. На первый взгляд все вышеизложенные определения нормы права верны и похожи друг на друга. То, что норма права является правилом поведения людей, будем считать это фактом установленным, не требующим дополнительных обоснований. Но чтобы окончательно принять какую-то одну формулировку нормы права и признать наиболее полно раскрывающей ее содержание, необходимо обратить внимание на признаки, лежащие в основе правовой нормы, и отметить первостепенные функции, которые она выполняет.

Обобщив признаки нормы права, раскрываемые разными учеными-юристами, можно отметить следующие признаки:

1) Норма права имеет признак государственной принадлежности. Только государство через свои уполномоченные органы может устанавливать или санкционировать юридические правила поведения людей или организаций. Нормы, созданные отдельными людьми, общественными, религиозными или политическими организациями, не могут считаться правовыми. Помимо создания собственных норм права, государство может признавать международные правовые нормы и санкционировать их для регулирования общественных отношений между субъектами внутри страны, а также в отношениях с лицами иностранной принадлежности. Так частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что «нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».


2) Формальная определенность. Норма права обладает качеством формальной определенности, т.к. она обязательно закрепляется в официально опубликованном документе государства – нормативном правовом акте. «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»[[14]], и, следовательно, описанное в таком документе правило поведения не может считаться юридической нормой.

Формальная определенность правовой нормы имеет два связанных между собой аспекта: внешний и внутренний. Внешняя определенность нормы заключается в том, что она выражена в определенной форме, в форме закона, указа, постановления, приказа и т.д. Внутренний аспект нормы проявляется в ее необходимой и достаточной определенности, ясности, недвусмысленности, позволяющей единообразное понимание и толкование нормы всеми правоприменителями. Неопределенность же содержания правовой нормы «допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона».[[15]]

3) Общеобязательность. Правило поведения, выраженное в правовой норме, обязательно для исполнения каждым, кто оказался в сфере ее действия, независимо от его общественного положения, субъективного отношения к изложенным в норме юридическим предписаниям и т.п. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» в целом и их правовые нормы по отдельности.

4) Предоставительно-обязывающий характер. Любая правовая норма определяет порядок отношений между субъектами, устанавливает их взаимные юридических права и обязанности, наделяет одних правами и возлагает на других обязанности. Это относится к любым видам норм и не зависит от того, как выражено нормативное правило: в виде правомочия, обязывания или запрета. Так, «управомочивая кого-либо на совершение определенных действий, норма права одновременно возлагает обязанности (активные или пассивные) на тех, кто оказывается в поле действия правомочия данного лица. (Например, норма, предусматривающая право каждого на жизнь, одновременно возлагает на каждого же обязанность не совершать действий, посягающих на жизнь другого). Норма, которая запрещает какие-либо действия (т.е. возлагает обязанность не совершать определенных действий), одновременно предоставляет право требовать исполнения соответствующей обязанности и право привлекать к правовой ответственности в случае ее неисполнения.»


5) Обеспечивается властью государства. Государство гарантирует реализацию нормы права возможностью применения государственного правового воздействия – принуждением или поощрением, тем самым обеспечивает ее действенность и эффективность.[16]

6) Системность. «Норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права».

Некоторые авторы отмечают еще такие признаки правовой нормы как: общезначимость в виде позитивной социальной значимости; волевой характер, выраженный волей субъекта в процессе правотворчества, с одной стороны, и воздействием нормой права на волю правоприменителя, с другой стороны; многократность и неперсонифицированность действия правовой нормы.

Относительно функций, которые осуществляют нормы права, большинство авторов юридической литературы сходятся во мнении, что они бывают регулятивные и охранительные. «Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные - их защиту в случае нарушения».[17]

Подводя итог анализу основных признаков, присущим правовой норме, можно определить, что норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, установленное или санкционированное государством, опубликованное в официальных актах и обеспеченное государственной властью.

Глава 2 Гипотеза правовой нормы

2.1 Понятие гипотезы

Гипотеза – указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса[18] Российской Федерации, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) – право требовать исполнения этой обязанности[[19]] .