Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса на современном этапе.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 3
Введение
Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время недостаточно изученных проблем. Согласно многочисленным исследованиям представителей самых разных отраслей науки и практики, у современных людей произошло/происходит катастрофическое снижение уровня адаптации к различным критическим, кризисным факторам, что и вызывает различные болезни стресса, формы стресса, виды стресса. Многие рассматривают стресс вообще как неотъемлемый «атрибут» современной технократичной, техногенной, информационно перенасыщенной эпохи и указывают на необходимость интенсификации и научной, и практически ориентированной разработки проблемы защиты от ситуаций стресса[4, с.245].
Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются «бесполыми», универсальными, а другие черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Уровень агрессивности и доминантности рассматриваются, как типично мужские черты. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Представления о мужественности и женственности различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения, характер взаимоотношений мужчин и женщин, а также имеет место предположение, что психологический стресс переживается ими по-разному[3, с.145].
Существуют доказательства определенных различий восприятия, реализации, адаптации женщин и мужчин к стрессу - это генетические различия эмбриона (ХХ и ХУ хромосома).Известно, в 6-7 недель внутриутробного развития - начинает вырабатывать тестостерон, являющийся показателем агрессивности - борьбы за первенство у мужчин. Девочки легче переносят стресс от рождения, чем мальчики[5, с.45].
«Гендерные особенности стресса» объясняется следующим. Во-первых, необходимость исследования проблемы стресса определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция усиленно накапливать психологическое напряжение и с малой возможностью избавляется от него. Способность же преодолевать стрессовые ситуации является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.
Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь факторов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь разработке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщинами в проявлении стресса.
Используя эти данные в качестве отправной точки для исследования, учитывая различия, биологический детерминизм, соиально-биологические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации. Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Первое давшее наибольшее развитие проблемы изучения стресса как понятия описано в труде Ганса Селье «Стресс без дистресса» в 1936 году он обратил внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением. Развитое Селье представление о стрессе существенно повлияло на понимание функционирования человеческого организма и психики[12, с. 56].
В дальнейшем проблема стресса получила широкое изучение в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрел Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов исследовали когнитивные, поведенческие и эмоциональные изменения при стрессе. Большую ценность представляют различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд и др.
Были выделены существенные признаки понятиягендера, проанализированаконцепция СандрыЛипсицБем, основные характеристики феминности и мускулинности. Рассмотрены различные поло-ролевые исследования и биологические предпосылки различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.
Объект исследования: проявления профессионального стресса.
Предметисследования: различия в проявлении профессионального стресса у мужчин и женщин.
Гипотеза исследования: мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проявления профессионального стресса с учетом гендерных различий.
Задачи исследования:изучить работы зарубежных и отечественных исследователей по проблеме гендерных различий проявления профессионального стресса;выявить особенности проявления профессионального стресса у мужчины и женщины;определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;диагностировать и определить подверженность к стрессовым состояниям личности с помощью специализированных методик: диагностической методики «Тест реактивной тревожности» Спилбергераи диагностической методики Т. А. Немчина и Тейлора «Определение склонности к развитию стресса».
Теоретические методы исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблем; синтез для написания теоретической части исследования, выводов и обобщений.
Эмпирические методы исследования:
-диагностическая методика «Полоролевойопросник» СарыБем для определения психологического пола с помощью диагностической методики(приложение 1);
- диагностическая методика «Тест реактивной тревожности» Спилбергера для выявления уровня реактивной тревожности испытуемых (приложение 3);
- диагностическая методика Т. А. Немчина и Тейлора «Определение склонности к развитию стресса» (приложение 5);
-беседа для конкретизации и уточнения результатов диагностического исследования.
В первой главе курсовой работы рассмотрено понятие стресса, виды стрессов, причины возникновения, гендерные особенности стресса. Вторая глава направлена на выявление зависимости полоролевой ориентации и стрессоустойчивости в ходе эмпирического исследования.
Глава 1 Теоретические основы проблемы гендерных особенностей профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Стресс как проблема исследования учеными на современном этапе развития психологии
Необходимо признать, что многие углубленные исследования ряда частных проблем, связанных с проблемой «стресса жизни», существенно обогатили знания социально-психологической сущности стресса. Было показано, что социально-психологический стрессор характеризуется, в частности, изменением субъективной значимости общественного мнения для субъекта.
При доминировании социально-психологических проявлений стресса (социально-психологического синдрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов это может проявляться в виде усиления опоры на окружающих, у интерналов -в попытке увеличения психологического давления на них[8, с.24].
Райтменом было доказано, что у ряда субъектов тревожность снижается в присутствии других людей. Однако П. Спектор и Ф. Зайсфрунк (Spector Р. Е., Sistrunk F., 1978) не подтвердили «всеобщности» его выводов. В их эмпирических исследованиях снижение в присутствии других людей тревожности в ожидании шокового воздействия (ситуационной тревожности) возникало только как результат отвлечения внимания обследуемых.
В переводе с английского языка стресс означает давление, нажим, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции –эустрессом [32, с. 25 - 28]. Впервые эти термины в научный тезаурус ввел создатель концепции стресса, канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми разными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию [32,с.28-30].
Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка др.
Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимости решения сложной задачи.
В соответствии с двумя видами стрессоров различают стресс физиологический и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений.
Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях, конфликтных ситуаций, в которых человек длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные потребности.
Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры) [17, с.122 -127].
Как отмечает Ю.А. Александровский [29, с.71], термин «эмоциональный стресс» обычно используется в расширительном плане и включает целый комплекс состояний: от находящихся в пределах физиологических границ психоэмоционального напряжения до находящихся на грани патологии или психологической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения. Выделение категории «эмоциональный стресс» и противопоставление ее понятию стресса как общего адаптационного синдрома, по Селье, было прогрессивным явлением. Этим был выделен объединяющий критерий, который позволяет обобщить огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное, с позиции их психологической сущности для данного индивида. Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих, прежде всего защитное значение, была обозначена Гансом Селье «как общий адаптационный синдром», который имеет следующие стадии: тревоги, во время которой сопротивление организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные механизмы; сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования; истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов организма и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция [24,с. 31 - 51].
Биологическая функция стресса - адаптация. По мере того как стресс развивается, меняются физиологическое состояние и реакции организма. Это защитный механизм биологической системы [23, с.34]. Во время стресса может увеличиваться уровень агрессии, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а также могут появиться галлюцинации и изменяются динамические характеристики психических процессов.
Другую концепцию стресса разработал в 1966 году Ричард Лазарус [13, с.86 - 89]. Им была предложена когнитивная теория стресса и копинга. По мнению автора, в основе регуляции взаимодействия среды и личности лежат «первичная» и «вторичная» когнитивные оценки ситуации. Индивид первоначально классифицирует ее как изменяющуюся или угрожающую, а затем - в зависимости от степени воспринимаемой угрозы, свойств стрессора и собственных психологических особенностей определяет способы преодоления стресса. В результате взаимодействия этих двух процессов, как считает автор, формируются определенные формы копинг-поведения. Важными факторами в их становлении и индивидуализации являются отрицательная или положительная эмоциональная реакция в ответ на стрессовое воздействие, а также трансформация этой реакции в определенную стратегию преодоления.