Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления ( Теоретические основы годового бухгалтерского отчета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Все организации, зарегистрированные на территории РФ, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником информации о функционировании предприятия и его взаимодействии с другими организациями, государственными органами и фондами, акционерами и собственниками.

Изучая данные бухгалтерской отчетности, руководитель организации может корректировать, совершенствовать стратегию функционирования предприятия, формировать новые планы и ставить перед собой новые цели. Именно для этого необходимо составление грамотной бухгалтерской отчетности.

Целью курсовой работы является исследование назначения и порядка формирования годового бухгалтерского отчета.

В соответствии с поставленной целью основные задачи работы следующие:

  • изучение теоретических аспектов формирования годового бухгалтерского отчета;
  • рассмотрение порядка формирования годового бухгалтерского отчета в ООО «СтройРесурс»;
  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование формирования годового бухгалтерского отчета в организации.

Объектом исследования является ООО «СтройРесурс».

Предмет исследования – формирование годового бухгалтерского отчета организации.

Теоретической и методической основой при написании курсовой работы послужили законодательные и нормативно-инструктивные акты, учебная, учебно-методическая и периодическая литература.

Источниками информации по предприятию при написании работы послужили: учетная политика предприятия; регистры аналитического и синтетического учета, оборотно-сальдовая ведомость, Главная книга; формы финансовой отчетности предприятия.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы годового бухгалтерского отчета

1.1. Понятие и состав финансовой отчетности


Согласно п. 3 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность – «это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете»» [1].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений[2].

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения[3]. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета[4].

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 14 Закона «О бухгалтерском учете» [5] годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах; приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о целевом использовании средств; приложений к ним.

Баланс отражает информацию в динамике трех последовательных лет: на отчетную дату отчетного периода, на конец предыдущего года и на конец года, предшествующего предыдущему. Правилами составления бухгалтерской отчетности диктуются требования об отражении по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности данных как минимум за два года − отчетный и предшествующий отчетному (п. 10 ПБУ 4/99[6]).


Более подробно состав бухгалтерской отчетности определяется следующими нормативными документами: Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99[7]), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[8] и Приказ Минфина РФ от 02.07.10 №66н «О формах бухгалтерской отчётности организации» [9]. Все три документа применяются в части, не противоречащей закону о бухгалтерском учете.

В соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в состав приложений к бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств; пояснения[10].

Для организаций – субъектов малого предпринимательства установлена упрощенная форма отчетности[11]. Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям)[12]. В приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации[13].

Отчет о целевом использовании средств можно рассматривать с двух позиций:

– с одной стороны, он может заменять «Отчет о финансовых результатах» для общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг) (п. 4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012);

– с другой стороны, отчет представляется как приложение в случаях, если в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности; при этом показатель полученного некоммерческой организацией дохода существен, и без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности (п. 4 Приказа 66н, Информация Минфина ПЗ-10/2012).

Все, что нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности дополнительно, надо указывать в отдельном документе – пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах[14]. В балансе и отчете о финансовых результатах перед показателями статей имеется графа «Пояснения» для ссылок. Текст пояснений должен иметь нумерацию, и на его разделы необходимо дать ссылку рядом с соответствующей статьей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, к которым приводится расшифровка[15].


1.2. Порядок формирования годового бухгалтерского отчета

Для того чтобы работа организации была планомерной, количество налоговых проверок и штрафов было как можно меньше необходимо своевременно составлять и сдавать в соответствующие органы бухгалтерскую отчетность.

Последствия, при поверхностном отношении к составлению бухгалтерской отчетности и ее сдаче, это, как правило: арест расчетного счета, привлечение к административной и уголовной ответственности как для индивидуальных предпринимателей, так и для руководителей организаций[16].

Бухгалтерская отчетность необходима не только для того, чтобы избежать лишнего внимания и карательных мер от органов ИФНС, ПФР и ФСС, она так же помогает проанализировать работу организации, эффективность и стабильность выбранной стратегии развития. Следовательно, точность и своевременность представления бухгалтерской отчетности, прежде всего, важна самому юридическому лицу[17].

Достоверное представление финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов[18]. В общем случае можно выделить три источника недостоверности отчетности:

1. недостоверность первичных учетных документов, на основании которых внесены записи в регистры бухучета;

2. несоответствие показателей отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета;

3. ненадлежащая учетная политика. Учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Это требование необходимо применять на стадии оформления первичных документов.

Согласно поправкам, внесенным в Закон № 402-ФЗ, за достоверность данных, содержащихся в первичном документе, отвечает лицо, его подписавшее[19]. Лица, ведущие бухгалтерский учет, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Действительно, документы, оформленные на не имевшие места факты хозяйственной жизни, не подлежат отражению в регистрах. Однако бухгалтер не всегда осведомлен, имели ли место факты хозяйственной жизни, отраженные в первичных документах[20].


Отечественные законодатели стремятся сблизить российский бухгалтерский учет и международный, который наилучшим образом отвечает современным экономическим тенденциям. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» произошли значительные изменения, касающиеся бухгалтерской финансовой отчетности, благодаря которым бухгалтерский учет в России еще больше приблизился к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)[21].

Значительным отличием является отсутствие в новом законе норм, регламентирующих периодичность составления промежуточной отчетности, а также содержащих требование составления промежуточной отчетности. Однако, ПБУ 4/99[22] предписывает организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Однако, отсутствие в Законе 402-ФЗ четких норм о промежуточной отчетности было воспринято российскими бухгалтерами весьма одобрительно, и требование ПБУ 4/99 о ее составлении игнорируется и носит лишь рекомендательный характер. Изменения также затронули и состав годовой отчетности, теперь, в отличие от требований, указанных в Законе № 129-ФЗ, аудиторское заключение и пояснительная записка не требуются. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ[23] годовая отчетность включает следующие документы: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к ним.

Подпись главного бухгалтера в соответствии с Законом № 402-ФЗ теперь не является обязательной. Достаточно подписи руководителя организации на экземпляре отчетности на бумажном носителе. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной именно после ее подписания. Однако, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности только в электронном виде с электронной подписью недопустимо. Касательно сроков представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики изменения незначительные: вместо «в течение 90 дней» в новом Законе указано «не позднее трех месяцев».

В Законе № 402-ФЗ появились определения мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. При этом перечень объектов бухгалтерского учета, установленный в статье 5 Закона № 402-ФЗ[24] не расширен. Речь идет все о тех же объектах, но реально не отвечающих установленным для них критериям. Мнимые и притворные объекты возникают не вследствие ошибки. Они порождены умыслом конкретных работников. Объекты бухучета возникают как последствия сделок. Но если последствия мнимых сделок компания вправе проигнорировать самостоятельно, то последствия притворных сделок может отменить только суд, да и то по иску не всякого лица. Эти нюансы нужно иметь в виду в отношении соответствующих (мнимых или притворных) объектов бухучета[25]. Например, рекламные услуги компании не оказывались, однако на основании документов была сделана учетная запись: ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76. В результате возникли мнимый расход (в отчете о финансовых результатах – по статье «Управленческие расходы») и мнимое обязательство (в балансе – по статье «Кредиторская задолженность»).