Файл: Законность и правопорядок ( Объективная необходимость законности и правопорядка ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты [14].

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

Заключение

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие основные выводы.

Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Создание эффективных юридических гарантий режима законности и обеспечение его стабильности является необходимым условием формирования правового государства. Можно выделить следующие основные направления в этом процессе:

1) создание законодательства, содержащего четкий и эффективный механизм гарантий прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам и общечеловеческим гуманистическим ценностям, т.е. формирование научно и практически обоснованной, нормативно-правовой базы юридических гарантий законности;

2) формирование системы государственных органов и других структур, надежно обеспечивающих реальное действие законов, контроль и надзор за их исполнением;


3) последующее совершенствование деятельности юридических органов, определяющих на практике функционирование всех правовых механизмов.

Представляется, что разработка концепции правового государства весьма перспективна и важна как в теоретическом, так и в практическом плане. Однако трудно по достоинству оценить данную идею, пока она не стала реальностью, а существует лишь в теории как одна из лучших моделей политической организации общества.

Важнейшим элементом механизма юридических гарантий законности является организационно-юридическая деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, протекающая в соответствии с правовыми нормами, в определенных процессуальных формах. Выделение в механизме юридических гарантий деятельности этих субъектов как самостоятельного элемента появилось из потребности отразить, помимо статической, и динамическую сторону механизма юридических гарантий законности, не ограничиваться их нормативной стороной. Нормы права есть лишь нормативная основа механизма юридических гарантий законности. Но чтобы этот механизм заработал, необходимы соответствующие организационные формы, в которых осуществляются нормы права. Лишь в процессе действия, применения этих норм обнаруживается фактическая жизнеспособность юридических гарантий. А поэтому организация такого действия играет в механизме юридических гарантий заключительную, но отнюдь не последнюю роль. Результативность юридических гарантий законности во многом определяется эффективностью юридической деятельности правоохранительных органов, и в первую очередь тех, которые специально созданы для гарантирования режима законности.

Наиболее существенные признаки правопорядка:

- правопорядок олицетворяет фактические урегулированные правом общественные отношения;

- господство права и верховенство закона;

- гарантированность реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

Правопорядок - это фактическое состояние урегулированности общественных отношений на основе права, законности, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

Итак, законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Важнейшей чертой законности является её всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.


Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 19.07.2018 N 205-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921; 2018. N 30. Ст. 4540.
  3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

Специальная литература (книги, статьи, монографии)

  1. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2016.
  2. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. - М., 2014.
  3. Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию - главное условие правопорядка //Российский конституционализм. Проблемы и решения. - М., 2012.
  4. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992.
  5. Борисов В.В. Правовой порядок //Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. /Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 2013.
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Новый юрист,1998.
  7. Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение //Общая теория права /Под ред. В.К. Бабаева. - Нижний Новгород, 2013.
  8. Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности. - Самара, 2014.
  9. Законность в Российской Федерации. - М., 2013.
  10. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М.: Теис,2015.
  11. Комаров С.А. Общая теория государства и права : Курс лекций. – М., 2016.
  12. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние //Журнал российского права. 2012. N 1. С. 21-24.
  13. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право. 2014. N 3. С. 19-22.
  14. Лисюткин А.Б. К понятию законности //Правоведение. 2013. N 5. С. 27-29.
  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юрист, 2014.
  16. Общая теория права /Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2014.
  17. Общая теория права и государства /Под ред. акад. В.В. Лазарева. - М., 2014.
  18. Проблемы теории государства и права /Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Юристъ, 2011.
  19. Состояние законности в Российской Федерации. - М., 2015.
  20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 2016.
  21. Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., 1966.
  22. Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 2009.
  23. Теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Спарк, 2011.
  24. 1
  25. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013.