Файл: Роль и значение ситуационного подхода в управлении предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент – важная научная дисциплина, без знаний которой не может развиваться полноценно ни одно организация. На сегодняшний день термин «менеджмент» выделен в самостоятельную область знаний. Менеджмент как наука об искусстве управления включает в свой состав большое количество разных подразделов, большое количество смежных дисциплин, таких как маркетинг, стратегическое управление, экономика труда и пр. Вместе с тем важно отметить, что в данной науке по-прежнему остаются недостаточно проработанными отдельные вопросы. Одним из таких по-прежнему является ситуационный подход. Далеко не все руководители понимают, для каких целей он необходимо, соответственно, снижая эффективность процесса управления.

Целью данной курсовой работы является определение роли и значения ситуационного подхода в управлении предприятиям.

Для достижения поставленной цели выделены следующие основные задачи:

- рассмотрение сущность и содержание терминов «менеджмент», «управление»

- изучение основополагающих функций и принципов менеджмента, как науки управления

- определение роли и места ситуационного подхода в управлении организации, формирование его основных особенностей

- рассмотрение основных аспектов реализации ситуационного подхода на практическом примере.

При написании работы были использованы отечественные и зарубежные учебные пособия, монографии, периодические издания. Работа имеет четкую структуру, состоит из введения, основной части в виде двух глав (теоретической и практической), заключения с обозначением основных выводов по итогам исследования.

1. Современный менеджмент: особенности и тенденции

1.1 Сущность и содержание термина «менеджмент»

Менеджмент представляет собой специфическую и определяющая основу организаций любого уровня. До 1930-х годов большинство ученых, начиная с Фредерика Уинслоу Тейлора и заканчивая Барнардом Честером, предполагали, что менеджмент бизнеса - один из подвидов общего менеджмента. Тейлор У., являющийся прародителем “научного менеджмента”, по сути стал первым , кто использовал в данном контексте термины «менеджер», «менеджмент». Понятно, что менеджмент не нужно отождествлять лишь с менеджментом бизнеса, поскольку рост развитого общества в 21 веке приходится не только на бизнес[].


Сам термин менеджмент вошел в российский лексикон и оборот не так давно. Данный термин берет начало из английского языка, что в переводе есть ничто иное, как управление. При этом важно понимать, что управлять можно и организацией, но и машиной. Важно различать и отличать термины «менеджмент» и «управление». С одной стороны менеджмент – это не просто управление. С другой стороны это целый арсенал по использованию всевозможных приемов и методов, которые используют хозяйствующие субъекты.

Выделяя основные связующие элементы менеджмента, можно отметить следующее:

- лидерство, как искусство по управлению людьми;

- принятие решений, как некое связующее звено между абсолютно всеми элементами менеджмента, дающее право на основе данных исследования и контроля заключить выводы касательно выбора в правильном направлении.

- организация, что есть выстраивание деятельности отдельно взятой фирмы в соответствии с разработанным планом, построение эффективных информационных систем по обмену соответствующей информацией между элементами структуры.

- контроль, под которым можно понять элемент менеджмента, заключающийся в оперативном учета функционирования единицы организации, преследующий целью исправление ситуации в случае расхождений от намеченного плана.

В настоящее время в любой развитой стране [2] в «бизнесе» принимают участие намного меньше трудоспособного населения, чем, скажем к примеру, 50 лет назад. Несмотря на это, именно в экономической сфере практическое использование менеджмента, который опирается на теоретические положения науки, строящегося на прочных принципах, дает, самые отличные результаты. Использование менеджмента в социально-экономической сфере в управлении обществом и государством в российской традиции также не делает полными синонимами слова «менеджмент» и «управление». Управление понимается гораздо шире, так как может распространяться и на технические, и на биологические процессы.

Нам предстоит выяснить, где менеджмент - это управление, а где управление - менеджмент.

- Управление представляет собой целенаправленный непрерывный процесс воздействия управляющей системы на объект управления (непрерывное целенаправленное воздействие).

Рисунок 1 – Связующие элементы менеджмента

Итак, менеджмент[13] - это управление частным предприятием на основе использования научных достижений по оптимизации труда в условиях рынка. Однако это определение действительно лишь для бизнес-менеджмента.


В связи с этим следует знать пять официальных определений менеджмента, которые даются согласно фундаментальному оксфордскому словарю, ни в коей мере не раскрывая для нас существо менеджмента, но в других учебниках могут подразумевать именно это.

1. Менеджмент - это власть и искусство управления.

2. Менеджмент - особого рода умелость.

3. Менеджмент - способ или манера общения с людьми

4. Менеджмент - орган управления или административная единица.

5. Менеджмент - специфические отношения в группе сотрудничающих для направления общих усилий на достижение единых целей.

Как видно из этих определений, дать понятие менеджмента не так уж просто. Менеджмент часто применяется и используется в словосочетаниях, которые к бизнес-менеджменту в том понимании, в котором мы говорим, отношения не имеют. Здесь слово менеджмент справедливо расценивать как метафору, т.к. в русской традиции все-таки уместнее говорить об управлении, например государственный менеджмент или, тем более, военный менеджмент (но лучше управление).

1.2 Современные функции и принципы менеджмента

Планирование – неотъемлемая составляющая менеджмента как науки. Анализ большого количества справочной литературы позволяет прийти к выводу о том, что планирование можно определить как узловую и главную функцию менеджмента, в которую включаются такие подфункции, как:

- наделение полномочиями

- оценка ресурсов

- бюджетирование и программа действий

Далее рассмотрим основные функции менеджмента, отразив их основные особенности, дадим им краткую характеристику.

Координация [4] – согласование всех операций в компании таким образом, чтобы упростить достижение успеха, повысить функционирование, предать социальному и материальному организму каждого структурного подразделения компании соответствующие пропорции, отладить всё по времени, надежно застраховать. Контроль на предприятии, как указано в бизнес-пособии МБА, заключается в тщательной проверке того, все ли протекает по установленной программе, согласно нормам и принципам, а также соответствует ли все это отдельным видам планирования, таким как программное, процессное, финансовое и др.

Преимущества и цели контроля:

- предполагает рассмотрение влияния обратной связи с персоналом, подчиненными, и пр.;


- результаты контроля (отдельные решения) должны быть доведены до сведения соответствующего контролирующего органа;

- контроль дает объективную оценку деятельности каждого сотрудника, как в моральном, так и материальном аспектах.

Основные принципы менеджмента, идущие вдоль всей теории управления, также заслуживают особенного внимания и рассмотрения. Для наглядности они сгруппированы по видам, представлены в виде справочной таблицы.

Таблица 1 – Принципы менеджмента и их краткая характеристика [13]

Принципы менеджмента

Краткая характеристика

Дисциплина

Работники должны подчиняться условиям соглашения.
Менеджеры должны применять справедливые санкции.

Принципы вознаграждения

Каждый работник получает справедливое вознаграждение по труду (своевременная выплата заработной платы, обеспечивающая его жизнь и соответствующая его квалификации; а также премии в пределах от 30% до 100% нормы оплаты). Все это достаточно четко реализуется и сейчас в Германии, Швеции, Японии, где построена социально ориентированная экономика.

Справедливость

На всех уровнях проводятся справедливые соглашения, т.е. с рабочим договариваются о том, что он будет делать, и добиваются того, чтобы он согласился.

Инициатива

Каждый работник должен быть поощряем за предложения по улучшению своего труда. Если он не прав, то менеджеру необходимо ему разъяснить в чем, каковы его заблуждения, а инициативу все же оценить.

Стабильность персонала

Хорошее качество и бесперебойный производственный процесс достигаются, только если работники стабильно работают по одной специальности и на одном предприятии. Обычно достаточным считают срок 3 года на одной должности для получения должных знаний и навыков, т.е. квалификации.

Для эффективного управления предприятием любой менеджер должен знать и понимать принцип системности в данной науке.

Все системы делятся на большое количество подсистем. В то же время каждая система может рассматриваться как подсистема другой системы.

Рисунок 2 – Менеджмент как система [13]

1.3 Ситуационный подход в управлении организацией


В практике многих отечественных фирм большое практическое значение имеет ситуационный подход, призванный по новому посмотреть на процессы, происходящие в организации. Ситуационный анализ можно определить как комплексную технологию реализации, принятия, разработки управленческого решения, в основе которой лежит тщательный анализ управленческой ситуации. В основе ситуационного подхода как такового находится важное положение о том, что ключевым моментом является конкретный набор отдельных условий, которые оказывают влияние на организацию в настоящий момент. Представленный подход предполагает, что в условиях практической деятельности организаций похожего профиля можно обнаружить немало общих черт. Ситуационный подход, как отмечают ученые по менеджменту и планированию, отдает предпочтение концепции гуманитарного и классического управления. Данный подход тесным образом связан с подходом системным, поскольку в данном случае речь идет не только о простом перечне правил и принципов работы.

Согласно Ансоффу, ситуационный подход можно определить как способ мышления об организационных проблемах и способах их решения. В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ. Важно отметить, что ситуационные теории занимают свое почетное место среди прочих синтетических учений об управлении. Суть данных теорий сводится к следующем. Конечные результаты одних и тех же действий в сфере управления между собой могут достаточно сильно отличаться. В связи с этим осуществление контроля управленцами должно быть реализовано в зависимости от того, в какой именно ситуации они действуют.

Ситуационный подход к управлению современной организацией основывается на переменных (ситуационных) различиях как между отдельными организациями, так и внутри самих организаций. Современные ситуационные теории предполагают, хотя общий процесс управления в менеджменте одинаков, практические приемы и подходы, которые должен руководитель организации использовать в работе, могут несколько отличатся, завися при этом от конкретной ситуации.

Рисунок

Рисунок 3 – Ситуационный подход, как инструмент в управлении [7]

На сегодняшний день крайне непросто определить и учесть все переменные, которые могут оказать влияние на деятельность организации. На практике современные топ-менеджеры могут рассматривать только те отдельные факторы, которые являются наиболее существенными и значимыми для организации. Обычно подразделяют на внешние и внутренние.