ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 10768
Скачиваний: 8
186
иное
важное
направление
деятельности,
включая
функцию
раз-
работки.
Лицо,
которое
руководит
этим
направлением,
считает-
ся
ответственным
за
все
аспекты
создания
изделия,
выпускае-
мого
организацией.
Чтобы
координировать
процесс
разработки,
это
лицо
имеет
право
назначать
администраторов
изделия
и
ру-
ководителей
проектов
и
обеспечивать
их
взаимодействие.
8.1.3 Организация взаимодействия
Если
все
взаимодействия
хорошо
определены,
то
и
управ-
ление
ими
организовано
должным
образом.
Если
же
взаимодей-
ствия
плохо
организованы,
то
даже
при
жесткой
линейной
структуре
подчинения
трудно
будет
создать
конечное
изделие.
Важнейшим
принципом
любого
вида
управления
является
разделение
целого
на
части,
и
многие
методы
и
средства
осно-
вываются
именно
на
этом
принципе.
Совокупность
точек,
в
которых
две
функциональные
группы
взаимодействуют
друг
с
другом,
называется
организа-
ционной
границей.
Иногда
функция
может
иметь
один
канал
взаимодействия
со
всеми
остальными
функциями,
однако
более
вероятно,
что
она
имеет
несколько
границ
соприкосновения.
Границы
функции
определяются
множеством
зафиксированных
и
незафиксированных
планов,
стратегий,
процедур,
которые
определяют
функциональные
обязанности.
Чем
больше
сведе-
ний
фиксируется
в
письменном
виде,
тем
лучше,
т.к.
это
уменьшает
двусмысленность.
Основное
свойство
организаци-
онной
границы
состоит
в
разграничении
ответственности
(кто
и
что
делает,
каким
образом,
для
чего
и
т.д.).
Неполное
определе-
ние,
двусмысленность
и
сложность
приводят
к
невозможности
описания,
а
следовательно,
и
понимания
природы
взаимодейст-
вия.
Но
ни
сами
документы,
ни
их
коллективное
обсуждение
не
могут
обеспечить
действенных
взаимосвязей,
если
отсутст-
вуют
контакты
функциональных
групп.
Общие
организационные
обязанности
могут
устанавли-
ваться
с
помощью
должностных
инструкций
и
целевых
планов
подразделений.
Конкретные
обязанности
определяются
плана-
ми
выпуска
изделия.
Пропорциональное
распределение
ответ-
187
ственности
обеспечивается
соответствующими
стратегиями
управления.
В
них
обязательно
должны
предусматриваться
возможности
невыполнения
взятых
обязательств
и
учитываться
поправки
на
исключительные
случаи,
чтобы
сделать
планы
и
процедуры
жизнеспособными.
8.1.4 Установление целей, средства их достижения
Первым
шагом
процесса
установления
и
достижения
це-
лей
является
подбор
необходимого
персонала.
Когда
в
органи-
зации
происходят
изменения,
соответственно
меняется
и
ее
персонал.
Некоторые
изменения
происходят
периодически.
По-
добные
изменения
характеризуются
экспоненциальным
ростом
числа
устанавливаемых
связей.
Чтобы
приспособиться
к
этим
колебаниям,
нужны
руководители,
способные
к
адаптации.
Ру-
ководителей,
продуктивных
только
в
каком-либо
одном
виде
деятельности,
нужно
заменять.
Программирование
—
область
деятельности,
требующая
высокой
квалификации,
оно
привле-
кает
к
себе
неординарных,
эксцентричных
людей.
Такие
люди
редко
понимают
структуру
организации,
ориентированную
на
создание
программного
продукта,
часто
отказываются
работать
в
условиях
ограничения
свободы
творчества,
т.к.
они
вынужде-
ны
тратить
время
на
документирование
или
защиту
своих
раз-
работок.
Однако
их
участие
в
«черновой
работе»
необходимо,
и
чтобы
склонить
этих
людей
к
работе,
необходимо
комплекто-
вать
штат,
руководствуясь
соображениями
эффективности.
Это
означает
отход
от
идеальных
установленных
общих
правил,
предоставление
свободного
режима
прихода
и
ухода
с
работы,
выделение
таким
людям
помощников,
способных
компенсиро-
вать
их
неумение
четко
документировать
свои
результаты.
Но
при
этом
следует
сравнивать
прямые
затраты,
связанные
со
стимулированием
«привилегированных»
сотрудников,
а
также
неявные
издержки,
связанные
с
ухудшением
морального
со-
стояния
их
сослуживцев,
с
получаемой
организацией
выгодой.
Основным
методическим
принципом
управления
разра-
боткой
является
целевое
управление.
Целевое
управление
представляет
собой
концепцию
пла-
нирования
и
управления,
с
помощью
которой
руководитель
ус-
188
танавливает
соответствующие
цели
через
своего
непосредст-
венного
руководителя
более
высокого
ранга
и
участвует
в
уста-
новлении
целей
последнего;
при
этом
результаты
его
деятель-
ности
оцениваются
на
основании
конкретного
обсуждения
и
документального
рецензирования.
Цели
присутствуют
в
планах
самого
различного
уровня:
целевых
планах,
бюджете,
планах
выпуска
изделий,
документа-
ции
и
т.д.
Основной
план
для
программного
изделия
—
согла-
шение
о
требованиях.
Цели,
сформулированные
в
этом
плане,
должны
включаться
в
индивидуальные
рабочие
планы,
служа-
щие
тем
механизмом,
посредством
которого
в
системе
целевого
управления
достигается
договоренность
между
исполнителями
и
их
руководителями.
Достижение
цели
гарантируется
включением
общих
це-
лей
создания
изделия
в
индивидуальные
рабочие
планы
и
орга-
низацией
текущего
контроля
за
их
выполнением.
Соглашение
о
требованиях,
план
поддержки,
распределе-
ние
бюджета
и
другие
средства
устанавливают
те
границы,
в
пределах
которых
не
требуется
использование
обратной
связи.
Существует
три
вида
основных
критериев
оценки
эффек-
тивности
той
или
иной
деятельности:
−
конкретные
свойства;
−
затрачиваемое
время;
−
стоимость.
Каждый
из
этих
критериев
имеет
определенные
границы
действия,
по
достижению
которых
обязательно
предоставление
отчета
руководству
о
результатах.
Однако
следует
учитывать,
что
управление
созданием
программных
изделий
является
примером
управления
в
услови-
ях
неопределенности.
Качество
такого
управления
зависит
от
способностей
руководителей
предвидеть
трудности,
планиро-
вать
разработку
с
учетом
случайных
факторов
и
уметь
защи-
щать
такого
рода
планирование
от
критики
начальства,
которое
требует
непременно
«исключить
случайность».
189
8.1.5 Подбор и обучение кадров
Поскольку
разработка
программных
средств
является
достаточно
сложной
процедурой,
то
для
ее
реализации
нужны
специалисты
высокой
квалификации,
т.е.
для
проектирования
программного
обеспечения
необходимо
выделять
высококвали-
фицированный
персонал
на
все
участки
работы.
Следует
искать
таких
людей,
которые
выполняли
подобные
функции
достаточ-
но
хорошо,
либо
тех,
кто
выполнял
очень
грамотно
функции
чуть
меньшей
сложности.
Руководство
проектами
надо
поручать
лишь
тем
специа-
листам,
которые
обладают
подобным
опытом.
Здесь
очень
хо-
рошо
работает
концепция
бригады
главного
программиста.
Но
ведь
люди
где-то
должны
начинать
работать?
Так
как
в
настоящее
время
подготовка
в
университете
достаточно
осно-
вательная
(структурное,
объектно-ориентированное
программи-
рование
и
др.),
то
нишу
проблемных
программистов
могут
за-
полнить
выпускники
университетов.
С
наибольшей
вероятностью
квалифицированный
персо-
нал
можно
найти
среди
поставщиков
универсального
про-
граммного
обеспечения.
Основная
черта,
которой
должен
обла-
дать
кандидат,
—
способность
подчиняться
дисциплине.
Он
должен
понимать
важность
нисходящего
подхода
в
создании
программного
изделия
и
документирования
программы
до
ее
кодировки.
Надо
обратить
внимание
на
то,
что
результаты
работы
любого
программиста
должны
быть
понятны
другим,
и
ими
можно
воспользоваться.
Любя
попытка
выполнить
нужную
ра-
боту,
с
помощью
специалистов
не
самого
высокого
класса,
об-
речена
на
провал.
Важным
фактором
для
успешного
выполнения
работ
яв-
ляется
обеспечение
продвижения
по
службе.
Целесообразно
максимально
использовать
имеющиеся
должностные
инстан-
ции.
Составить
формальные
должностные
инструкции,
опреде-
ляющие
соответствующее
повышение
ответственности
и
обяза-
тельно
устанавливающие
одинаковые
уровни
квалификации
для
должностей
одного
уровня.
190
Кроме
вертикального
продвижения
по
служебной
лестни-
це,
следует
обеспечить
продвижение
по
горизонтальному
уров-
ню.
Должна
поощряться
широта
профессиональных
интересов
и
упрощаться
проблема
подбора
кадров
для
выполнения
менее
важных
функций
путем
включения
в
должностные
инструкции
более
высоких
уровней
описания
тех
функций,
выполнения
ко-
торых
достаточно
для
занятия
более
низких
должностей
в
тех
или
иных
подразделениях.
Принимая
на
работу
людей
любого
уровня
квалификации,
необходимо
обеспечить
им
возможность
продвижения
по
служ-
бе
в
результате
дополнительного
профессионального
обучения.
По
каждой
выполняемой
функции
должен
быть
подготовлен
семинар,
рассчитанный
на
слушателей
с
различным
уровнем
квалификации.
Работу
семинара
следует
организовать
так,
что-
бы
на
нем
рассматривались
наиболее
значимые
и
уникальные
средства
проектирования.
Для
стимулирования
заинтересован-
ности
в
этих
семинарах
можно
сделать
участие
в
них
обяза-
тельным
условием
для
получения
конкретного
назначения.
Не
менее
важно
обучение
вне
рамок
организации.
Необ-
ходимо
максимально
использовать
участие
сотрудников
проек-
та
в
семинарах
по
профилю,
проводимых
передовыми
школами
программирования.
Естественно,
что
такое
обучение
дело
доро-
гостоящее,
поэтому
необходимо
иметь
твердую
уверенность,
что
затраты
на
обучение
дадут
должный
эффект.
8.2
Организация
планирования
разработок
программного
изделия
Планы
создания
программного
изделия
должны
охваты-
вать
этапы
разработки,
документирования,
испытаний,
обуче-
ния
пользователей,
сопровождения.
Отсутствие
планов
—
ос-
новная
причина
переделки
программ.
Естественно,
что
в
планах
невозможно
предусмотреть
все
категории
пользователей,
одна-
ко
можно
принять
разумные
меры
предосторожности
на
не-
предвиденные
случаи.
Программное
изделие
—
это
собственно
программа
плюс
документация,
гарантия
качества,
рекламные
материалы,
обу-
чение,
распространение
и
сопровождение.
Таким
образом,
для