Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Сущность менеджмента) (Менеджер).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА, СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ РАЗ–ВИТИЯ
1.3 Этапы развития менеджмента
2.3. Менеджер и предприниматель: совокупный анализ деятельности
3. МЕНЕДЖЕР КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
3.1 Менеджер как предприниматель, их взаимосвязь
Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Гонита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940–1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико–математических методов и электронно–вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» – утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» – принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950–1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970–1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80–м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлении, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90–м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
– возврат к прошлому – осознание значения материальной, технической базы современного производства;
– создание социальных поведенческих элементов – это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
– усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. [4, с.86]
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
– Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
– Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
– Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле–продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескона выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.
Школа научного управления
1) Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2) Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.
3) Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4) Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5) Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления.
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1) Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
2) Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
1) Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2) Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести такие подходы:
– научного направления;
– административный;
– с точки зрения человеческих отношений;
– с точки зрения науки о поведении;
– с точки зрения количественных методов;
– к управлению как к процессу;
– системный,
– ситуационный.
Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, но менялась организация управления от простых методов управления к сложным. [5, с. 92].
2. МЕНЕДЖЕР И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
2.1. Предприниматель
Термин «предпринимательство» был введен в XVIII веке французским экономистом Катильоном и означал «инициативу независимых граждан, направленную на получение личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и на свою финансовую ответственность».
В почти неизменном виде это определение верно сегодня. Предприниматели работают на границе бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политическими условиями и этическими стандартами. Разница в том, что предприниматель в духе и стиле работы может действовать не только сам, но и от имени компании в отношении рисков своих акционеров [5, с. 67].
По словам М. Вебера, есть два типа предпринимателей - рациональные и предприимчивые. Первый основан на этике (они часто говорят «протестантская или капиталистическая этика») и ориентирован на гарантированную прибыль в будущем. Второй работает по принципу «ты не можешь обмануть, ты не можешь продать», стремясь к временной прибыли. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей относятся ко второму типу, что негативно влияет на восприятие самого слова. Однако только рациональные предприниматели имеют шанс войти в крупный бизнес.
Предпринимательство — это качество, на котором основана каждая компания на первом этапе своего развития. «Психология бизнеса» перечисляет требования к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, эффективность, жизнеспособность, изобретательность, индивидуальность, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, инновации, образование, находчивость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритика, свобода распоряжаться средствами, риск-аппетит, смелость, способность развиваться, умение общаться с людьми, навыки планирования.
Каждый должен признать, что в жизни такой набор функций встречается крайне редко. Чаще всего мы видим повседневное «предпринимательство», которое переносится с домашних достижений на бизнес и помогает заработать на недорогую машину.
Лучший час для реальных предпринимателей наступает во времена перемен: технологических революций, политических катастроф, массовой истерии потребителей и т. д. Затем они начинают говорить о «духе предпринимательства в воздухе».
Основной движущей силой предпринимателя является использование возможностей. Он характеризуется революционным восприятием реальности, ориентированным на результат. Однако привычка работать в рискованных условиях часто приводит к сужению горизонта планирования и ограничивает диапазон факторов, учитываемых предпринимателями при принимать решения.
Используя ресурсы, многим предпринимателям приходится придумывать новые возможности для своих сбережений и проявлять все виды гибкости.
Наконец, предприниматели должны постоянно следить за защитой своих имущественных прав, готовностью работников быть независимыми и сохранять контроль над ситуацией.
Но как только бизнес начинает стабилизироваться и появляются свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится скучно, и они начинают искать новые возможности для новых подвигов в нишах бизнеса.
Предпринимательское поведение характеризуется креативным нестандартным подходом к решению производственных задач. Это отличается от так называемого инкрементного поведения, которое фокусируется на планировании с доступного уровня и экстраполяции прошлых прав на будущее. [11, с. 81].
Система предпринимательских стимулов обеспечивает вознаграждение за творческий подход и инициативу, в отличие от других систем стимулирования, которые обеспечивают стимулы для прошлых действий и стабильности результатов.
Основная трудность для предпринимателей не в том, чтобы найти идею или ресурсы, а в том, чтобы найти клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. Это значит играть еще одну важную роль - роль «менеджера».
Каждый предприниматель в одно и то же время (так или иначе) тоже является менеджером. Он характеризуется более профессиональными знаниями в области деятельности и наличием некоторых знаний в теории и практике управления производством, а также в области маркетинга и маркетинговой деятельности.
2.2. Менеджер
По словам П. Друкера, «менеджер — это человек, который руководит, развивает и принимает решения».
Главная движущая сила менеджера - использование доступных ресурсов. Он обязан выбрать критерии оценки деятельности организации, создать систему планирования и контроля.
Реализуя свое намерение или чье-то намерение, менеджер характеризуется множеством вдумчивых мнений и факторов, стремлением снизить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на долгосрочную перспективу.
Используя ресурсы, менеджер в первую очередь заинтересован в соблюдении условий, установленных владельцами бизнеса, и создании стабильной системы распределения ресурсов. В общем, настоящий менеджер стремится создавать универсальные схемы и процедуры во всех сферах своего бизнеса, включая личную жизнь. «Менеджер - это тот, кто знает, как организовать свою работу в соответствии с графиком «9-18»; знает, как его настроить, чтобы он не разваливался, когда вы уходите в отпуск, и не заканчивался, когда вы отправляетесь в важную командировку; он знает все, что ему нужно знать, и из которого специалист может узнать то, что ему не нужно знать самому; сотрудничает с организацией дела, а не с самим делом [11, с. 77].
Предприниматель работает в своем бизнесе, находится в нем: бизнес предпринимателя неразрывно связан с самим собой, он умирает, начиная с того момента, когда предприниматель прекращает заниматься этим по той или иной причине. Менеджер начинает работать над своим бизнесом и достигает хорошего результата, когда компания начинает вести независимую жизнь, ее легко можно отделить и передать другому менеджеру, например, профессиональному менеджеру.
Для менеджера, его статуса и власти важна сумма материальной компенсации.
Распространенные ошибки менеджеров:
- готовность достичь карьерного уровня как можно скорее, не связывая его с реальными достигнутыми результатами;