Файл: Современная семья в системе воспитания (Методы и формы семейного воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Семья – это особый коллектив, который играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретается в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают длительное и неоценимое влияние на его развитие.

Семейное воспитание – совокупность процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в постоянном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Семья оказывает неоценимое влияние на весь комплекс физической и духовной жизни подрастающего человека. Семья – это одновременно и среда обитания, и среда воспитания. Она оказывает огромное влияние на ребенка, особенно в первые годы его жизни.

Можно сказать, что семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Обуславливается, она, прежде всего, семьей. Результаты физического, нравственного, трудового воспитания ребенка как личности будут лучше и выше, если семья положительно влияет на это.

Актуальность представленной курсовой работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию учащихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям нужно быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности. Только в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Также очень важным является чтобы, что чему в семье учат ребенка, было подкреплено конкретными примерами. Другими словами, чтобы ребенок видел, как ведут себя родители и как учат его, чтобы теория не расходилась с практикой.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитания, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.

Объект исследования – воспитание школьников.


Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– изучить теоретические основы данной проблемы;

– раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;

– исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника.

Тема семьи в системе воспитания достаточно актуальна во все времена. Ее изучением занималось много разных ученых, преподавателей, педагогов. Этой теме посвящено много учебной литературы, исследований, статей в научных журналах.

Данная курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит несколько параграфов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Понятие семейного воспитания

Главным институтом воспитания во все времена являлась семья, это неоспоримый факт. Неоднократно было исследовано, изучено, доказано, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семьи как институт воспитания будет всегда оставаться самым важным. Ребенок значительную часть жизни проводит в семье и по степени воздействия на ребенка как на личность семья оказывает колоссальное влияние. Ни один из социальных институтов не сравниться с ней. В семье закладываются все основы личности ребенка. К моменту поступления в школу ребенок является уже наполовину сформированной личностью. А вот какой именно, это полностью зависит от семьи. Семья может как положительно, так и отрицательно влиять на воспитание. Можно смело утверждать, что никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Семья, как уже говорилось, это особый коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Если матери являются тревожными и беспокойными, то у них вырастают такие же дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это может привести к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


Основная роль семьи – воспитательная. В связи с этим возникает вопрос, как увеличить положительное влияние семьи на ребенка и как минимизировать все негативные моменты. Для достижения этой цели, нужно точно определить все внутрисемейные социально-психологические факторы, которые имеют значение в воспитательном процессе[1].

Всем известно, что только в семье ребенок свой первый жизненный опыт, делает какие-то наблюдения, учится тому, как вести себя в разных ситуациях. В этом процессе важным является то, чтобы ребенок видел конкретные примеры, т.е. чтобы родители показывали ему как надо себя вести в той или иной ситуации. Также важно отметить, что основным моментом в воспитании ребенка является душевное единение, нравственная связь с родителями. В связи с этим, родителям никак нельзя пускать процесс воспитания на самотек[2].

Часто между родителями может возникать конфликтная ситуация по поводу подходов к воспитанию ребенка. Главное, что должны сделать родители – найти общее решение, убедить друг друга. В случае компромисса, нужно удовлетворить основные требования каждой из сторон. При принятии какого-то решения одним из родителей, он должен принимать во внимание мнение другого. Еще одной немаловажной задачей является то, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него[3]. Процесс воспитания подразумевает многообразные формы взаимодействия и осуществляется в совместной жизни семьи. Когда родители принимают какое-то решение, касающееся воспитания ребенка, то в первую очередь они должны оценивать насколько это будет правильно, нужно и полезно именно для ребенка, а не делать акцент на собственном мнении.

Ребенок должен приниматься родителями таким, какой он есть. Это является безусловной любовью. Бывают такие ситуации, когда ребенка любят за то, что он соответствует ожиданиям родителей (например, хорошо учится, хорошо себя ведет и др.). Но если вдруг ребенок не удовлетворяет этих ожиданий, то отношение родителей меняется в худшую сторону. В связи с этим начинаются определенные трудности, ребенок становится неуверенным в своих родителях, не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Также бывают случаи, когда ребенок вообще не принимается родителями, он им безразличен и отвергается ими. Такое случается в неблагополучных семьях, в семьях алкоголиков, маргиналов.


Изучая данную тему, появляются определенные вопросы − можно ли считать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребенка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. Еще до появления малыша, многие задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание[4].

Процесс воспитания должен быть связан и с другими видами деятельности, должен быть подчинен определенным мотивам, должно быть определено место воспитания в целостной личности. Все это как раз придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В процессе воспитания не существует какой-либо нормы. В этом вопросе возможны определенные ошибки, сомнения, неудачи. Можно сказать, что воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребенком, как и с любым другим человеком, являются индивидуальными и неповторимыми. Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.

В любой семье складывается определенная система воспитания, под которой подразумеваются цели, задачи, методы и приемы воспитания, учет того, что можно и нельзя допускать в отношении ребенка. Здесь выделяют четыре тактики воспитания, которым соответствуют четыре типа семейных отношений и которые являются предпосылкой и результатом их появления: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье подразумевает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Как раз в этом случае преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом[5].


Родители представляют собой общественную среду для своего ребенка. Личности родителей имеют важное значение в жизни любого человека. Между родителями и детьми всегда существуют особые чувства. Забота родителей, безусловна, необходима для поддержания детей. У каждого ребенка любовь к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.

Стоит отметить, что в первые годы жизни любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка. Но далее, по мере взросления, родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь является источником и гарантией благополучия ребенка, поддержания телесного и душевного здоровья. Зная все эти моменты, родители должны однозначно понимать, что их основной задачей будет являться создание у ребенка уверенности в том, что его любят и заботятся. Самая главная задача родителей − относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Но, несмотря на это, необходимость создания у ребенка уверенности в родительской любви определяется рядом обстоятельств. Например, психологи часто доказывали, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Самое главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только когда ребенок уверен в родительской любви, то у него правильно формируется психический мир, и только на основе любви получится воспитать нравственное поведение, и только на основе любви можно научить ребенка любить других.

Некоторые родители придерживаются такого мнения, что нежелательно демонстрировать детям любовь к ним, они считают, что это может привести к избалованности, себялюбию и эгоизму. Но научно было доказано обратное. Все эти отрицательные черты и возникают при недостатке любви, при существовании некоего эмоционального дефицита, когда ребенок не чувствует родительской привязанности[6].

Родителям необходимо всегда быть в контакте с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно это и позволяет детям чувствовать и осознавать любовь со стороны родителей, их привязанность и заботу. Родители должны быть искренне заинтересованы всем, что связано с их ребенком.

Говоря об эмоциональном контакте между родителями и детьми, подразумевается определенный диалог, взаимодействие ребенка и родителя.