Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время весьма актуально значение судебной власти в системе государственных органов власти. Она выступает базовой основой и фундаментом, на котором построено все российского государство. Учеными-юристами уделяется огромное внимание изучению судебной власти, однако до сих пор отсутствует однозначная трактовка понятия «судебная система». Можно согласиться с трактовкой данного понятия как совокупности судебных органов и инстанций, что тесно связано с положением ч. 3 ст. 118 Конституции РФ[1], хотя в ч. 2 этой статьи отмечается, что судебная власть осуществляется на основе правосудия.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной тему курсовой работы и определили ее цель и задачи.
Цель работы – рассмотреть характеристику деятельности органов судебной власти в современной России.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть конституционные основы деятельности судебной власти как вида государственной власти;
- рассмотреть основные принципы реализации судебной власти в системе разделения властей в РФ;
- охарактеризовать функции судебной власти в Российской Федерации;
- рассмотреть характеристику деятельности Конституционных судов Российской Федерации;
- рассмотреть характеристику деятельности арбитражного суда Российской Федерации;
- дать характеристику деятельности судов общей юрисдикции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием судебной власти.
Предметом – конституционно-правовые нормы, определяющие место судебной власти в Российской Федерации.
Среди методов исследования при написании работы использовались общенаучные и специальные методы познания (философский, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический, исторический методы исследования).
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании нормативно-правовой базы страны, регламентирующей деятельность судебной системы РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Конституционные основы судебной власти в РФ
Согласно ст. 10 Конституции РФ судебная власть выступает в качестве самостоятельной ветви российской государственной власти и не зависит от законодательной и исполнительной властей[2]. Несмотря на важную роль судебной власти в функционировании государственного управления в настоящее время отсутствует ее законодательное определение. Кроме того, необходимо установить точное значение судебной власти с целью определения ее сущности и конкретных функций.
В современной российской действительности судебная реформа продолжается, наблюдаются изменения как в строении судебной системы в целом, так и ее отдельных звеньях (судах), которые частично меняют свой смысл[3]. В сложившихся обстоятельствах необходимо четко понимать, что такое судебная власть, так как она выступает в качестве отдельного института государственного управления в обществе или же только выполняет одну из функций государственной власти.
Некоторые отечественные ученые отмечают, что судебная власть является одной из функций законодательной власти. Так, Э.К. Джанаева отмечала, что «судебная власть выступает как составная часть того, на что распадается власть верховная, а ее задача заключается в применении закона в каждом отдельном случае нарушения благ и интересов, защищаемых государством»[4]. В.Н. Цыганаш отмечает, что Э.К. Джанаевой не рассмотрена судебная власть как отдельная ветвь государственной власти, при этом он подчеркивал, что ее деятельность связана с волей государя, передающего отдельные полномочия для разрешения споров[5]. В.Е. Зенов писал, что «суд есть функция государственной власти»[6].
Однако, в современных условиях нельзя говорить о судебной власти как о функции высшей власти – судебная власть достаточно обособлена от других ветвей, неделима, осуществляется только судами (число которых ограничено). За вмешательство в правосудие законом предусмотрены несколько уровней ответственности, включая уголовную. Таким образом, можно наблюдать вполне реальное разделение властей, которое, как отмечает М.Г. Щамшиева, «не позволяет одной из ветвей власти узурпировать полномочия»[7].
Определяя сущность судебной власти, а также принимая ее как самостоятельную ветвь власти государственной, мнения ученых разделились на два лагеря: одни отождествляют судебную власть с органом, ее осуществляющим, т.е. с судом; другие – с полномочиями, с самим осуществлением правосудия.
По мнению А.С. Абашкиной и А.Н. Тебекиной судебная власть – это «роль, а не актер»[8]. Этой же точки зрения придерживается Л. К. Савюк, отмечая, что «судебную власть нельзя отождествлять с судами, судебной системой, поскольку неэффективная судебная система порочит судебную власть, а судебная власть, оторванная от судебной системы, превращается в пустое сотрясание воздуха»[9].
Исходя из смысла имеющихся норм права, судебная власть – это ветвь государственной власти в Российской Федерации, осуществляемая только судами, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, обеспечивающая господство права и защиту прав граждан.
Обладает судебная власть всеми характерными чертами государственной власти, реализуется судами, согласно установленному регламенту, воздействуя на конфликтные общественные отношения, различными властными актами, такими как решения, приговоры, определения, постановления.
Она реализует важнейшие конституционные права и свободы человека и гражданина, права различных организаций[10].
В судопроизводстве судебная власть гарантирована исполнением процессуальных прав и обязанностей, а вне рамок судопроизводственного процесса осуществляется реализацией вступивших в законную силу решений, определений и постановлений. Законная сила представляет собой общеобязательность исполнения судебных актов на всей территории Российской Федерации всеми гражданами, организациями и их должностными лицами, а также учреждениями законодательной и исполнительной власти.
Помимо основной правосудной функции в рамках разделения властей судебная власть обеспечивает контроль за деятельностью органов законодательной и исполнительной власти.
Российское законодательство на вопрос о том, что представляет собой судебная власть, прямо не отвечает, хотя глава 7 Конституции РФ непосредственно называется «Судебная власть»[11]. Конституцией РФ не раскрывается это понятие. В связи с этим на современном этапе развития российской правовой науки большинство ученых определяют судебную власть через устоявшиеся термины: правосудие, суд, судебная система и другие. При этом содержательная сторона указанных институтов последнее столетие толковалась абсолютно неоднозначно, а представленная в юридической и научной публицистике трактовка рассматриваемого определения не отличалась четкостью.
Отечественная юриспруденция столкнулась с достаточными сложностями при определении сущности судебной власти. А.М. Абашкина, не отвергая наличие подобной власти, писала о ней как о форме монаршей милости[12]. C.В. Позныщев подчеркивал, что власть суда есть ветвь государственной власти, осуществление которой должно возлагаться на специальные органы, не выполняющие административных или законодательных функций, призванная осуществлять закон, утверждать его верховенство в обществе и бороться с насилием[13].
М.А. Чельцов-Бебутов характеризовал деятельность судебной власти через совокупность обязанностей специальных государственных органов согласно соответствующим требованиям заинтересованных лиц и организаций или по самостоятельному усмотрению принимать меры для приложения общей нормы закона к отдельным случаям в особом, установленном законом порядке[14].
Судебной власти как виду публичной деятельности соответствуют следующие признаки:
1) она принадлежит исключительно судебным органам, образование которых осуществляется в установленном законом порядке и способным на основе соответствующей подготовки и личных качеств отправлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах[15];
2) является видом публичной власти, осуществляемой специальными органами, выражающими государственную волю;
3) обладает исключительностью, поскольку осуществляется только судами, поэтому важнейшей функцией судебной власти является правосудие, которое в соответствии с Конституцией РФ принадлежит только суду, и только данный орган вправе устанавливать виновность лица в совершении преступления и подвергать его соответствующему наказанию;
4) процессуальный порядок деятельности, определяемый законом. Законодательно регламентирован порядок судебных действий и принятия соответствующего решения в рамках рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Регулируя правила судебной процедуры, процессуальный порядок отождествляется с высокой общественной ценностью, поскольку обеспечивает законность всей деятельности судебных органов, справедливость их решений, охрану интересов физических и юридических лиц;
5) самостоятельность, независимость, обособленность. В процессе реализации своих функций судьи подчиняются только Конституции РФ и закону. Так, независимость судебной власти есть запрет каждого суда и судьи на возможность подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при осуществлении судопроизводства по конкретному делу и принятии соответствующего решения, а также обязанность осуществлять противостояние каким-либо попыткам подобного воздействия[16].
Таким образом, судебную власть следует признать как предоставленный специализированным государственным органам – судам – круг полномочий по разрешению отнесенных к их компетенции споров, которые возникают при применении ими права. Реализация подобных полномочий осуществляется в форме гражданского, уголовного, административного, арбитражного и конституционного судопроизводства при соблюдении законодательно закрепленных процессуальных форм, создающих гарантии справедливости и законности, принимаемых судами решений.
1.2. Принципы реализации судебной власти в России
Принципы судебной власти являются не только теоретическими базовыми началами, но также конституционно-формализованными началами; их вариативный ряд и содержание различны и соответствуют определенным этапам развития государства. Сравнительно-правовой метод, применяемый на основе хронологического критерия, позволяет раскрыть сущность различных правовых явлений.
Судебной власти РФ присущи свои принципы, которые являются руководящими для деятельности судов. В ходе судебного разбирательства затрагиваются важные права, и законные интересы лиц, участвующих в соответствующих правоотношениях. Поэтому правовые требования, предъявляемые к правосудию, закреплены на высшем, конституционном уровне. Эти требования касаются как организации правосудия, так и порядка его осуществления. Судебная власть в РФ осуществляется в целом на основе таких принципов, как законность, осуществления правосудия только судом, равенства всех перед законом, презумпция невиновности, состязательность сторон, обеспечение беспристрастного и компетентного суда, единства судебной системы РФ, открытости судопроизводства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и др.[17] Рассмотрим самые важные из них:
Принцип законности. Принцип законности является общеправовым принципом. Согласно статье 120 Конституции РФ судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону[18]. По отношению к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны применять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при исполнении судебной власти правильно применять действующие законы.