Файл: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В полномочия Конституционного Суда РФ входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов, споров о компетенции между органами государственной власти, проверка конституционности примененного закона либо закона, который подлежит применению, если он затрагивает права и свободы, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о процедуре импичмента Президента РФ, также решает иные вопросы.

Вопросы формирования конституционно‑ го (уставного) суда, его совершенствования не утрачивают своей актуальности, ряд тенденций заставляет по‑новому взглянуть на вопрос о необходимости создания конституционного (уставного) суда в каждом субъекте Российской Федерации.

Эффективность работы конституционного (уставного) суда зависит не от него самого, а от активности, самостоятельности законодательного собрания. Сам факт существования конституционного (уставного) суда стимулирует развитие регионального законодательства. Это закрепляет защиту прав и интересов граждан, к чему нас призывает глава государства.

В статьях Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.[32], не содержится непосредственной нормы о возможности создания субъектами Федерации конституционных (уставных) судов, такая возможность вытекает из главы 7 Конституции РФ, а также взаимосвязанных конституционных норм, содержащихся в статьях 10, 11 и 77. Факт появления в российской правовой системе конституционного правосудия на уровне субъектов Федерации неразрывно связан с федеративным устройством государства и складывающимися федеративными правоотношениями. В кругу российских конституционалистов нет одинаковой позиции в отношении конституционных судов. Если посмотреть с одной стороны, то наблюдается положительная оценка факта их создания, деятельности и необходимости данного института. С другой стороны – сдержанность в оценке их необходимости.

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»[33] от 31.12.1996 конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Следовательно, создание таковых – это только право субъекта Федерации, но не его обязанность. Также ст. 27 посвящена вопросу о конституционном (уставном) суде субъекта РФ, из ее текста следует, что указанный суд может создаваться субъектом РФ в целях:


– толкования конституции (устава) субъекта РФ;

– рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и органов государственной власти этого региона конституции (уставу) субъекта РФ.

Согласно п. 3 ст. 27 конституционный (уставный) суд рассматривает те вопросы, которые отнесены к его компетенции, в соответствии с законом, установленным субъектом Федерации.

Непонимание у многих юристов вызвало положение п. 4 ст. 27, из которого следует, что решение, принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ, не может пересматриваться другим судом.

Толкование по вопросу применения данного пункта дал Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 02.12.2013 № 26 – П, указав, что в силу ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти, включая региональное законодательство. По мнению Конституционного Суда РФ, региональный законодатель, руководствуясь Российской Конституцией и Законом «О судебной системе Российской Федерации», в праве предусматривать собственное правовое регулирование, в том числе и по вопросам юридической силы Постановлений конституционного (уставного) суда[34].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что федеральный законодатель сделал всё возможное для создания и развития конституционного производства на местах – в регионах страны.

Конституционное судопроизводство регионального уровня располагает достаточными правовыми ресурсами, при использовании которых вполне может не только обеспечить защиту прав и интересов граждан, но и способствовать экономическому и социальному развитию региона.

Нет смысла и необходимости отказываться от существования конституционного судопроизводства и наличия таких судов на местах, т.к. наличие данных органов укрепляет правовое конституционное регулирование на уровне субъекта страны.

2.2. Арбитражные суды

Согласно ст. 3 закона «Об арбитражных судах в РФ» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
  • специализированные арбитражные суды.

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, в состав которого входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

 По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом[35]. Федеральные арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами. Всего в настоящее время в РФ действует 10 федеральных арбитражных судов.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции[36]. Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума и судебных коллегий. Всего в Российской Федерации функционирует 20 апелляционных судов. Полномочия арбитражных апелляционных судов включают в себя:

1) проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, при повторном рассмотрении дел; 

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

 3) обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции; 


4) изучение и обобщение судебной практики; 

5) подготовку предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 

6) анализ судебной статистики.

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

 3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

 4) изучает и обобщает судебную практику;

 5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

 6) анализирует судебную статистику.

К специализированным арбитражным судам РФ относится суд по интеллектуальным правам, который рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

2.3. Суды общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции - суд, деятельностью которого является осуществление правосудия в области гражданских, уголовных дел, а также дел, возникающих из административных правонарушений, и вдобавок по иным делам, находящимся в его ведении[37].


В соответствии со статьёй 3 закона о судоустройстве их задачами являются: охрана от всякого рода посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем, а также социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Направлениями их деятельности является: упрочение законности и правопорядка; предупреждение преступлений, а также иного рода правонарушений; воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, а также уважения к правам, чести и достоинству граждан[38].

К судам общей юрисдикции в Российской федерации относятся: апелляционный суд общей юрисдикции, верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной суд, суд автономной области, автономного округа, суд города федерального значения, кассационный суд общей юрисдикции, районный (городской) суд и система военных судов, а также специализированные суды.

Исходя из положений закона «О судебной системе РФ» суды общей юрисдикции формируют централизованную систему, подразделяющуюся на две подсистемы, возглавляет которую Верховный Суд Российской Федерации[39]. Первую подсистему образуют так называемые общие суды, ведущие деятельность по рассмотрению обычных уголовных, гражданских, а также административных дел. Вторую подсистему – военный суд, ведущий правосудие в Вооруженных Силах РФ и иных воинских соединениях. Все суды, которые составляют систему судов общей юрисдикции, делятся на звенья. Каждое звено составляют суды с идентичными компетенцией и структурой. Высшее звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Подсистема общих судов состоит из среднего звена, объединяющего ВС республик в составе РФ, суд автономной области, автономного округа, области, края, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшим звеном являются районный (городской) суд. Помимо этого, систему судов общей юрисдикции составляют мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока не определены законом.

Средним звеном военного суда являются окружной (флотский) суд, а низшим гарнизонный военный суд.

Все суды общей юрисдикции, выполняя роль судов первой инстанции, рассматривают уголовные и гражданские дела. ВС РФ и суды среднего звена, могут выполнять функции кассационной и надзорной инстанций2 . Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации образована из федеральных судов общей юрисдикции и, судов общей юрисдикции, относящихся к субъектам Российской Федерации.