Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ (Понятие «конфликт» в отечественных и зарубежных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемой нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: каковы психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуацияx?

Новые исследования, разработки позволяют нам говорить и о положительных функциях конфликта, которых не так уж и мало. В обществе всегда есть и будут противоречия, которые могут конкретного человека, как разрушить, так и дать толчок к новым этапам развития.

Одним из ярких примеров в научной литературе является пример диалогов Сократа. В диалоге с человеком он создает условия столкновения взглядов. Где вначале оказывается негативное воздействие на психическое состояние собеседника (деструктивная функция), в основном из-за незнания человеком темы вопроса, а потом в ходе спора человек начинает мыслить, анализировать, что в какой-то степени перерастает в процесс развития (конструктивная функция). Другой момент этого вопроса в том, что конфликт иногда может перерасти в спор ради спора, примером чему являются софисты, которые, не учтя главную идею Сократа – поиск истины, выделив только поверхностные моменты, спорили обо всем и ни о чем одновременно. Одной из положительных функций споров софистов, на мой взгляд, является функция снятия психологической напряженности. Современный человек находится в постоянных экономических, политический, межличностных отношениях, где переговоры, конфликты, столкновения интересов является неотъемлемой частью жизни. Во многом именно софисты заложили основу ведения переговоров, главной целью которой было привитие человеку навыки мастерства ведения споров: научить доказывать (подтверждать или опровергать).

Категория научных знаний предполагает столкновение взглядов, мнений, позиций и выражение «в споре рождается истина», в какой-то степени можно отнести к науке. Что касаемо межличностной сферы отношений, здесь намного сложнее, подключение эмоций не дает конфликту разрешиться положительно и конструктивно. Сфера деловых отношений разрешает конфликты с холодным сердцем, что предполагает конструктивное разрешение, путем ведения переговоров, поиска вариантов решения проблем, выполнения инструкций. Здесь именно этика не позволяет перейти на эмоции. Эмоции блокируют эффективность решения конфликта, расширяя сферу деструктивности. Зная функциональную основу конфликтов вполне возможно «полезное» разрешение их во всех сферах человеческой жизни. конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития ребенка. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым. Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству.


Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста. После поисков себя, личностной нестабильности у ребенка формируется «Я - концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Образы «Я», которые подросток создает в своем сознании, разнообразны – они отражают все богатство его жизни.

Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены теоретические представления об особенностях поведения старших школьников в конфликтных ситуациях. Результаты теоретико-методологического и исследования позволили сделать следующее обобщение:

В процессе анализа литературных источников нами было подтверждено мнение, восходящее ещё к мудрецам древности, что в спорах рождается истина, столкновения и противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Многие исследователи под конфликтом понимают противоречия, которые трудно решить, связанные с острыми эмоциональными переживаниями. При этом в качестве его форм выделяются внутренне личностные, межличностные и групповые конфликты.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта. Особенности выбора стратегии поведения во многом зависят от значимости конфликтной ситуации, от оценки своих сил в конфликте и от других причин.

Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что все поставленные задачи решены, гипотеза доказана, цель достигнута.

Список литературы


  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 571с.
  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шитилов. – М.: Экономика, 1999. – 258с.
  3. Виды конфликтов в организации и причины их возникновения [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://studref.com/315407/psihologiya/vidy_konfliktov_organizatsii_prichiny_vozniknoveniya
  4. Виды противоречий в конфликтологии [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/311554_vidy_protivorechiy
  5. Викторов, О.В. Конфликтология / О.В. Викторов. – СПб.: Лань, 2001. – 470 с.
  6. Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально –психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина // журнал прикладной психологии, 2003. – № 6. – С.44-48.
  7. Голубкова, О.А. Организационное поведение: теория и практика: учеб. пособие / О.А. Голубкова, С.В. Сатикова. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. – 224с.
  8. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2000. – 464с.
  9. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Гущина. – Кострома, 2005. – 228с.
  10. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.
  11. Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно – практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: МНЭПУ, 2007. – С. 126-128.
  12. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 317с.
  13. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М., 1978. – 672 с.
  14. Конфликтология (учебное пособие). Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы [Электронный ресурс] – Режим доступа – WWW.I-U.RU
  15. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Монография. – Кострома: Авантитул, 2004. – 382с.
  16. Логгер Фил Противоречие или все-таки конфликт? 15.10.2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.metodolog.ru/01512/01512.html
  17. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 868с.
  18. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
  19. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. / Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
  20. Современный психологический словарь / под. Ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2008. – 490с.
  21. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. – Минск.: Харвест, 2003. – 640с.

  1. Логгер Фил Противоречие или все-таки конфликт? 15.10.2008. http://www.metodolog.ru/01512/01512.html

    2 Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 571с.

  2. 1 Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шитилов. – М.: Экономика, 1999. – 258с.

    2 Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь 4-е изд., дополн. и испр. / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 868с.

    3 Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А. А. Урбанович – Минск.: Харвест, 2003. – 640с.

  3. 1 Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.

    2 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (учебное пособие) Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы WWW.I-U.RU

    3 Современный психологический словарь / под. Ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2008. – 490с.

  4. 1 Виды конфликтов в организации и причины их возникновения [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://studref.com/315407/psihologiya/vidy_konfliktov_organizatsii_prichiny_vozniknoveniya

  5. 1 Виды противоречий в конфликтологии [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/311554_vidy_protivorechiy

    2 Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 317с.

  6. 1 Голубкова, О. А. Организационное поведение: теория и практика : учеб. пособие / О.А. Голубкова, С.В. Сатикова.  – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. – 224с.

    2Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.

  7. 1 Викторов О.В. Конфликтология. СПб.: Лань, 2001. 470 с.

    2 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.

  8. 1 Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 672 с.

    2 Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. 448 с.

    3 Рувинский Л.И., Соловьёва А.Е. Психология самовоспитания: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. 143 с.

  9. 1 Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320с.

  10. 1 Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2000. – 464с.

  11. 1 Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс. ... канд. психол. наук / Т.В. Гущина. – Кострома, 2005. – 228с.

    2 Головина, С.Г. Роль психологической защиты в социально –психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина // журнал прикладной психологии. – 2003. – № 6. – С.44 – 48.

  12. 1 Елдашыва, О.А. Психологическая защита и совладающее поведение как механизмы адаптации в процессе профессионального выгорания / О.А. Елдашыва. // Материалы международной научно – практической конференции: Психология XXI века Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: МНЭПУ, 2007. – С. 126 – 128.

    2 Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Монография. – Кострома: Авантитул, 2004. – 382с.