Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ (Понятие «конфликт» в отечественных и зарубежных исследованиях).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
1.3 Специфика конфликта у старших школьников
Конфликтность подростка выражена в совокупности психологических особенностей, которые оказывают влияние на его активное и частое вовлечение в конфликты с ближайшим окружением. Обусловленность конфликтности связано с индивидуальными, психобиологическими особенностями, условиями среды, в которой подросток живёт, а также ситуациями, где поведение подростка становится конфликтным, независимо от его желания.
Психолого-педагогическая технология предупреждения и разрешения конфликтов позволяет проводить диагностику психических и эмоциональных состояний подростка относительно его поведения, и ставить прогнозы возможных последствий агрессивного поведения, а также регулировать его внутреннее состояние, вооружив их технологией саморегуляции, общаться продуктивно в ситуации конфликта; предупреждать появление новых конфликтов, создавать условия для стимулирования самовоспитания подростков1.
Анализируя проблему нашей курсовой, необходимо подчеркивать особенности подросткового возраста, связанные с обострением кризиса отношений взрослых и детей, проявляющийся с учетом социальной ситуации развития в таких взаимодействиях, как «подросток-подросток» и «подросток-взрослый». Взрослые играют роль учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Исходя из этого, конфликтное взаимодействие находится в трёх взаимосвязанных системах: «подросток-подросток», «подросток-учителя» и «подросток-родители»2.[7]
Особая сфера в жизни подростков – это общение со сверстниками. В некоторых случаях оно становится столь интересным, что отодвигает на задний план обучение, общение с близкими становится непривлекательным, хотя психологические механизмы подобного влияния зачастую бывают непонятны родителям и учителям. Конфликтные отношения между собой в подростковой среде основаны на борьбе за лидерство. Уровень притязаний, самооценка и статус выступают основными факторами конфликтного поведения1.
В отношениях между подростками и педагогов возникают конфликты деятельности, отношений и поведения. Особенности педагогических конфликтов связанны со спецификой учебной деятельности, в статусных и возрастных отличиях. Конструктивное поведение учителя в конфликтной ситуации предполагает верное определение собственной позиции, с опорой на отношения с родителями, важно для учителя использовать влияние класса и педагогического коллектива. Учитель должен уважать личность подростка, использовать рекомендации по оптимизации взаимодействия с учеником3.
Деструктивность внутрисемейных отношений обусловливает конфликты подростков и родителей, сказываются недостатки в воспитании, индивидуально-психологические изменения в психическом развитии подростков, а также индивидуальные особенности самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает если не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержательные аспекты общения взрослых. Повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей способствует неконфликтным отношениям взрослых и подростков2.[8]
Следует принимать во внимание и тот факт, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации в отношениях и усилению межличностного напряжения. Такое тяготение к эмоциональному напряжению часто окружающими оценивается как потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно корректируется2.
1.4 Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации старших подростков
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, которые выдерживаются до завершения конфликта. Каждый участник конфликта оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, ставя перед собой следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Ориентируясь на собственные ответы, предпочтение отдается определенной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто эти интересы отражаются на подсознательном уровне, изменяя поведение в конфликтном взаимодействии на эмоциональное и непредсказуемое1.
К. Томасом классифицированы все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация).
На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Соревнование (соперничество) – такой вид поведения в конфликте, стремление человека в котором направлено на удовлетворение своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, выбирающий эту стратегию, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек ориентирован на отстаивание своего, не принимая позицию другого человека. [10]
Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание собственных интересов, угнетая интересы другого человека, может временно помочь человеку удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако в длительных отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не срабатывает.
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, выражается готовность поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради избегания противостояния. Часто такая позиция свойственна людям с низкой самооценкой, считающих, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, затрагивающих чувства участников спора, то такая стратегия не является продуктивной. Результатом этой стратегии становятся отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Избегание – желание избегать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». Человек в этом случае собственные интересы не отстаивает, не учитывая при этом и интересы других.
Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна, когда не очень важен предмет конфликта, либо когда длительные отношения с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать. Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей только накопливают неудовлетворенность и напряжение.
Компромисс – частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, однако, во многих случаях – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обеими сторонами достигается удовлетворенность.
Сотрудничество – стремление участника разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать и понять другую точку зрения, учесть все интересы и найти решение спорной ситуации, которое будет устраивать все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Посредством такого подхода достигается развитие взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делая более прочными и стабильными отношения. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Многие ситуации не позволяют найти решение, устраивающее обе стороны, трудности возникают, если противоположная сторона на сотрудничество не настроена, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.1
Совладающее поведение следует понимать как целенаправленное социальное поведение, которое позволяет субъекту справиться с жизненными трудностями (или стрессами) способами адекватными личностным особенностям и ситуациям через осознанные стратегии действий. Подобное сознательное поведение направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю или на приспособление к этой ситуации, которая не поддается контролю. Многие специалисты в области совладающего поведения утверждают, что активное становление этого поведения приходится на подростковый и юношеский возраст. [11]
Стратегии совладания подростков и юношей проявляются преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной интеллектуальной сферах функционирования личности, однако существует разница в проявлении защитных стратегий совладания у взрослых и у детей.
Младшие подростки эффективно пользуются инфантильными стратегиями: «кусаю ногти», «борюсь, дерусь», «схожу с ума», а старшие – «обнимаю, прижимаю, глажу» и «молюсь». Возможно это связано с ростом полового влечения, характерного для подросткового и юношеского возраста, основой которого является потребность в физическом контакте, нежности, ласке1.
При помощи биографически-описательного подхода Х. Томе разработал систему категорий, описывающих формы реакции молодых людей (возраст 12 – 22 года) на конфликты и трудности. Среди них ведущими факторами, наиболее часто проявляющимися оказались «достижение», «противодействие, оппозиция», «приспособление к требованиям ситуации и потребность окружения», а также поиск и поддержка социальных контактов.
К старшему подростковому возрасту ребенок начинает использовать конкретные механизмы совладания с внутренним напряжением, используемые взрослыми2.
Существенно на выбор субъектом способов совладания влияют социокультурные переменные: социальное взаимодействие и межличностные отношения – детско-родительские, супружеские, дружеские, профессионально-деловые; культурный контекст как самостоятельная детерминанта успешного/неуспешного совладания. [12]
Т.Л. Крюкова пишет: «В одних случаях передача и усвоение социального опыта осуществляется в ходе обучения и воспитания, т.е. является специально организованным процессом. В других случаях – таковым не является и происходит путем подражания и идентификации при непосредственном общении ребенка со взрослым. Последнее позволяет говорить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семье и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совладающего (или несовладающего) с трудностями человека»1.
В зависимости от того, что лежит в основе этого процесса – обучение и воспитание или подражание и идентификация, социальное «наследование» копинга изучается в контексте экологического (социокультурного) или регулятивного факторов совладающего поведения субъекта.
Подростками используются стратегии проблемно-ориентированного копинга, они размышляют над ситуацией и вырабатывают стратегии ее преодоления, однако не приступают к реальным действиям, т.е. знают, что нужно что-то делать, но не знают, как2.
ГЛАВА 2. ЭССЕ «Психологические особенности поведения старших школьников в конфликтных ситуациях»
На сегодняшний день понятие конфликт трактуется неоднозначно. Все-таки сложилось стереотипное мнение, на понятие конфликт, которое предполагает столкновение – борьба двух сторон. Этой точки зрения придерживается и часть исследователей в области конфликтологии. Функции конфликта в данном случае в основном сориентированы на дисгармоничное развитие отношений, и человека в частности. В современном обществе каждый ребенок сталкивается с конфликтными ситуациями в школе. В последнее время конфликтное поведение становится часто встречающимся явлением в общении школьников с окружающими его людьми. На это указывают и информация в СМИ, и повышение числа запросов на работу психолога с трудными подростками.