Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ (Понятие «конфликт» в отечественных и зарубежных исследованиях).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
Введение
Конфликты проявляются во взаимоотношениях между людьми, а также играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства. Поэтому актуальной становится проблема изучения, управления и разрешения конфликтов и противоречий не только как явлений негативного характера, являющиеся причиной возникновения споров, но позитивных его качеств, которые способствуют организационному развитию.
Конфликт часто ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате чего конфликт считается нежелательным явлением, которое необходимо по возможности избегать или немедленно разрешать. Ранее считалось, что устранят надо условия, которые способствуют появлению конфликта. Хорошие взаимоотношения в группе могут предотвратить возникновение конфликта.
Однако, согласно, современной точки зрения, даже в группах с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Безусловно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Конфликт во многих ситуациях позволяет выявить разнообразные точки зрения, обогащая ситуацию дополнительной информацией, помогает выявить множество альтернатив или проблем и т.д. Что показывает эффективность процесса принятия решений группой, а также люди могут высказать собственные мысли, удовлетворяя тем самым личные потребности в уважении и власти1. [1]
Особенности старших школьников заключаются в значительном расширении границ жизненной сферы, в сопряжении с существенными, различными по характеру и содержанию трудными ситуациями и, кроме того, этот возраст характеризуется как период повышенной чувствительности, уязвимости к их повреждающим воздействиям2.
Объект исследования: конфликт, как психологический феномен.
Предмет исследования: особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях в старшем школьном возрасте.
Цель исследования: выявление особенностей поведения в конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: существуют особенности выраженности стратегий поведения в конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- Проанализировать теоретические представления о понятии «конфликт»;
- Обосновать специфику конфликта в старшем школьном возрасте;
3. Выявить особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации, свойственных старшим школьникам;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- Ведущие принципы психологии: принцип развития, принцип единства теории и практики, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.
- Различные аспекты изучения конфликта, противоречий и стратегий поведения в конфликтной ситуации рассмотрены в разработанной К. Томасом и Р. Киллменом двухмерной модели стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, а также категориальный аппарат курсовой работы исследован такими авторам, как Т.Л. Крюкова, А.Я. Атцупов, А.И. Шитилов, Р. Дарендорф, В.И. Хасан и другие.
В работе использовался следующий комплекс методов: метод теоретического анализа литературных источников, сравнения, обобщения, классификации.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «конфликт» в отечественных и зарубежных исследованиях
Конфликтом называют столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по разным вопросам, которое связанно с острыми эмоциональными переживаниями3.
Известный западный исследователь социального конфликта Р. Дарендорф, под конфликтом понимает любое отношение между элементами, которые можно описать в силу объективных («патентные») или субъективные («явные») противоположности».
В психологическом словаре конфликт определяется как трудно-решаемые противоречия, связанные с острыми эмоциональными переживаниями. При этом выделяются формы внутренне личностные, межличностные и групповые2.
А.Я. Атцупов и А.И. Шитилов предлагают следующее определение: конфликт – наиболее острый способ решения значимых противоречий, которые происходят в процессе взаимодействия и заключаются в противодействии субъектов конфликта, все это сопровождается негативными эмоциями и переживаниями1.[2]
В.И. Хасан, будучи одним из представителей отечественных исследований конфликта, определяет конфликт как некую характеристику взаимодействия, где действия не существуют в неизменном виде, заменяя друг друга взаимно, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане1.
В конфликтологии широкое распространение получила двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, разработанная К. Томасом и Р. Киллменом. Основу этой модели составляет ориентация участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.
Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по определенному поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний. Довольно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента – и конфликт может начаться3.
Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы1.
1.2 Виды конфликтов
Противоречия, которые, так или иначе, возникают в сфере управления, можно разделить на два основных вида: внутренне детерминированные, зависящие от состояния самой организации и ее административно-управленческой подсистемы, и внешне детерминированные, причиной которых считается влияние факторов внешней среды.
К внутренне детерминированным относятся:
- межличностные и групповые противоречия, в основе которых лежат субъективные интересы отдельных членов;
- противоречия, основанные на поиске наиболее оптимальных решений и выбора среди альтернатив;
- детерминированность принимаемого решения другими, параллельно прорабатываемыми решениями.
Внешне детерминированными противоречиями считаются:
- неопределенность, большая степень обобщенности внешних нормативных актов;
- большой объем нормативных требований и предписаний, создающий сложности их полного учета (исполнения) в ходе принятия решений;
- неоднозначность и (или) антагонистичность различных нормативных предписаний;
- частое изменение внешних нормативных требований и предписаний (отсутствие стабильных и четких «правил игры»).
В конфликтологии выделаются следующие виды противоречий:
1. Внутренние и внешние (исходя из места занимаемого в системе). Внутренние противоречия – это взаимоотношения противоположных сторон данного предмета или явления. Внешние противоречия – это противоречия различных предметов и явлений как относительно самостоятельных, целостных систем (общество – природа; организм – среда).
2. Антагонистические и неантагонистические (исходя из их типа).
Антагонистические противоречия – это особый тип социально-классовых противоречий, проявляющийся в противоположности, несовместимости и непримиримости интересов основных классов по коренным вопросам их жизни и обусловлены противоположным положением этих классов в системе общественного производства.[4]
Неантагонистические противоречия – это противоречия классов и других социальных групп, которые имеют общие интересы относительно коренных вопросов их жизни. Данные противоречия не имеют тенденции к обострению и разрешаются в форме постепенности, путем укрепления и развития того общего, что заключалось в интересах классов и социальных групп.
3. Основные и главные; неосновные и неглавные (исходя из их роли). Основное противоречие:
- выражает наиболее глубокую сущность данного процесса развития, выступая основным источником и движущей силой развития процесса;
- имеет место на протяжении всего времени существования того явления, предмета, процесса, основным противоречием которого является: неосновное противоречие порождается основным и потому зависит от него; главное противоречие считается ведущим решающим противоречием на отдельном этапе развития данного процесса1.
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
А.Г. Здравомыслов классифицирует уровни конфликтующих сторон следующим образом: междиндивидуальные конфликты, межгрупповые конфликты и их типы (группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения), конфликты между ассоциациями, внутри и межинституциональные конфликты, конфликты между государственными образованиями, конфликты между культурами или типами культур2.
[5]Широкую классификацию конфликтов представляет Р. Дарендорф:
- По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
- По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
- По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
- По формам борьбы (мирные и немирные).
- По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
- По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
7. По тактике, использованной сторонами (сражение, игра, дебаты).
А.В. Дмитриев представляет классификацию социальных конфликтов по разным основаниям. Конфликты по сферам: экономические, политические, социального обеспечения, трудовые, образования и пр. Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: внутренние (личностные конфликты); внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей. Психологами также выделяются мотивационные, когнитивные, ролевые и другие конфликты2.
Межгрупповые конфликты обусловлены борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, которые имеют совершенно различные интересы. Межличностные конфликты являются самыми многочисленными. 75-80% межличностных конфликтов происходит из-за столкновения материальных интересов отдельных субъектов, даже если внешне проявляется это несовпадением характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Подобными являются конфликты между личностью и группой. [6]
По характеру виды конфликтов делятся на: объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками; субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков1.