Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (проблемы прав и свобод человека и гражданина с учетом прав человека и гражданина в разных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное назначение гарантий состоит в предоставлении всем гражданам равных юридических возможностей для реализации, охраны и защиты прав и свобод, для преобразования правового статуса личности фактическое положение человека в обществе, а также для обеспечения благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы общества, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличии высокоэффективного органа конституционного контроля.

Следовательно, установить права и свободы граждан, защитить их может только государство, его органы, которые несут за это юридическую ответственность. В правовом государстве это является одним из основных принципов. При развитии и формировании правового государства, которая определяет приоритет человека и гражданина, важное значение приобретает проблема классификации, систематизация гарантий и способов защиты прав и свобод человека. На основе Конституции между личностью и государством должны создаваться крепкие и защищены судом правоотношения, основанные на базовых принципах правового гражданского общества.

2.2 Судебная защита прав и свобод человека и гражданина

Судебная защита является высшей формой гарантии прав человека. Это подтверждается не только сознанием граждан демократического общества, но и конструкцией государственного механизма, в том числе судебной системы и уровнем судейского корпуса. Эти аспекты имеют важное значение, поскольку судебное решение является бесспорным, т.к. считается, что самая высокая оценка относится только к одной из трех ветвей власти - судебной.

Судебная защита, то есть право каждого человека на справедливое и публичное рассмотрение его дела в суде, выступает основной юридической гарантией прав и свобод человека.

Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям, поскольку источником неограниченного права на судебную защиту выступает непосредственно Конституция РФ, которая отмечает, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией, а конституционное право на судебную защиту прав и свобод, в частности, не может быть ограничено даже в условиях военного или чрезвычайного положения. Все другие нормативно-правовые акты (как законодательные, так и подзаконные) могут только определять порядок реализации этого права, а не отменить его или установить такие процедуры, которые усложнили или сделали по сути невозможным его реализацию заинтересованными лицами.


Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Основы российского права) - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и данным Законом.

Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:

- при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а» - «д» ч.2 ст.125 Конституции РФ;

- при разрешении споров между органами государственной власти, определенные пунктами «а» - «в» ч.3 ст.125 Конституции РФ;

- при толковании Конституции (ч.5 ст.125 Конституции РФ). (Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. - М., 1998. - стр 177.)

Полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

На основании ч.4 ст.125 Конституции РФ и п.3 ч.1 ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.


Гарантией получения квалифицированной юридической помощи каждому, кто в ней нуждается, является разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, которые осуществляют защиту и представительство по уголовным, гражданским и административным делам, дают советы, составляют юридические документы, заключают договора от имени своих клиентов и выполняют другие поручения правового характера. Квалифицированная правовая помощь обеспечивается высшим юридическим образованием, достаточным опытом работы и специализацией адвокатов.

Адвокат не вправе разглашать доверенные ему клиентом сведения, не может быть допрошен о содержании этих сведений, он не может расходиться в позиции с обвиняемым, отрицающим свою вину. Это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру.

Право гражданина на оказание ему квалифицированной юридической помощи закреплено в отраслевом законодательстве. В уголовном процессе право пользоваться услугами защитника принадлежит подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному; услугами представителя - потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Защищаемые и представляемые лица одновременно могут и сами осуществлять свои процессуальные права. В административном процессе адвокат может быть приглашен для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Презумпция невиновности запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию или каким-либо иным ограничениям в правах, предусмотренных для осужденных.

Важнейший правовой принцип «non bis in idem - дважды за одно и тоже нельзя наказывать», получивший закрепление в п.7 ст.14 “Международного пакта о гражданских и политических правах”, а также в Протоколе №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому "никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства". (Крусс В.И. Актуальные проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2008.№7. - стр. 4-6.)


Целью ст 51 Конституции Российской Федерации является запрет любой формы принуждения и получения недобровольных показаний. Показания должны быть исключены из числа доказательств, если они получены под угрозой привлечения к уголовной ответственности или в результате неразъяснения человеку его прав.

Конституционные гарантии правосудия, закрепленные в ст.47-51 Конституции Российской Федерации, являются разновидностью гарантий прав личности, представляют собой конституционно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод.

Проблема судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является одной из самых актуальных в правовой науке и практике. Так в процессе развития конституционализма и дальнейшей демократизации государства важное место занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдума. Несовершенство нашей избирательной системы, недовольство результатами выборов вызывает многочисленные обращения граждан в судебные инстанции за защитой своих нарушенных избирательных прав. Как отмечает российский исследователь М.С. Матейкович (Защита избирательных прав граждан в РФ М. Изд-во МГУ, 2003, стр 304), универсальной формой защиты избирательных прав граждан является их судебная защита - самодостаточный юридический механизм обеспечения реализации избирательных прав граждан, который осуществляется компетентными органами судебной власти по инициативе уполномоченных законом субъектов путем конституционной или особой формой гражданского судопроизводства с целью предотвращения нарушения избирательных прав, устранения препятствий к их реализации или восстановления нарушенного права.

В настоящее время судебная форма защиты прав и свобод, а также интересов человека и гражданина, защищаемых законом, является основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и гражданина и в отличие от других прав оно является гарантией других прав и свобод. В этом как раз заключается его особая и главная ценность. Утверждению судебной защиты, призванного не только восстанавливать нарушенные права граждан, но и повышать ответственность органов государственной власти и должностных лиц по соблюдению прав человека, должны способствовать продолжение судебной реформы и участие России в международных договорах и конвенциях.


2.3 Юридическая защита личности

К юридической защите прав личности относится, прежде всего охрана свободы личности, которую обеспечивает правосудие - Действующее международное право. (Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд. «МНИМП», 1997г.) Так, например, ст. 66 Конституции Франции гласит: «Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения» (пункт 1.3). Речь идет о том, что закон не может иметь обратной силы, если на момент совершения деяние не являлось преступлением, или ответственность за него была, ниже, чем установленная позже. Также речь идет о том, что только обнародованный закон является действующим.

В Международном пакте о гражданских и политических правах, подписанного в Нью-Йорке в 1966 г. говориться: «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение».

Глава 3. Пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства.

3.2 Пути повышения эффективности конституционных гарантий реализации прав человека и построения правового государства

Хотя закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ уже само по себе является гарантией их исполнения, но и сами конституционные гарантии нуждаются в разработанном и эффективном механизме их реализации. Ведь несистематизированное принятие нормативных правовых актов, отсутствие заботы законодателя о создании отлаженного механизма их реализации приводит, как правило, к плачевным результатам. Принятая норма в таком случае - какой бы прогрессивной и эффективной она ни казалась - остается лишь на бумаге, а стало быть, цель, ради которой она принималась, так и не была достигнута.