Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (проблемы прав и свобод человека и гражданина с учетом прав человека и гражданина в разных странах).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика гарантий прав и свобод граждан.
1.3 Понятия и признаки гарантий прав и свобод граждан в РФ.
1.4 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина РФ.
Глава 2. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.2 Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
2.3 Юридическая защита личности
Глава 4. Конституционные различия в правах человека в разных странах.
Используемый в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ термин "гарантируется" более весом, нежели "каждый имеет право", и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов.
Конструкции конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например "гарантируется свобода массовой информации" (ч. 5 ст. 29), "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту" (ч. 1 ст. 39). Другие - в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35), "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38).
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которая привлекает и вызывает озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом.
Принципы, закрепленные в Конституции России, адресованы всем ветвям государственной власти, связывают и обязывают их. Эти принципы распространяются на защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина, перечисленных как в Конституции Российской Федерации, так и в других законодательных актах. В ст. 18 Конституции указывается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Особо следует отметить, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как это предусмотрено в ст. 45 Конституции, гарантируется. Эти гарантии закреплены во многих статьях Основного Закона нашей страны.
Так, в ч. 2 ст. 24 Конституции сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это содержание Конституции создает дополнительные гарантии охраны прав и свобод граждан, способствует их эффективной защите.
Важное значение имеет судебная защита, которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 ст. 46 решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
В Конституции России содержится также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54), что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
Судебная реализация перечисленных и других принципов и норм Конституции по защите прав и свобод граждан обеспечивается судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями и Конституционным Судом Российской Федерации, который согласно ч. 4 ст. 125 Конституции по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
Принимая во внимание обширность и комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако минувшие годы с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.
Нарушение законов, принципов и норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.
Принцип всеобщности соблюдения Конституции Российской Федерации и законов в Основном Законе провозглашен, однако принцип ответственности за их неисполнение не только не закреплен, но и не назван. И не случайно большинство чиновников не несут ответственности за нарушение прав человека, которые в соответствии с Конституцией должны быть главным ориентиром их деятельности.
Деятельность многих государственных органов, призванных осуществлять меры по обеспечению законности, охране и защите прав и свобод граждан, по-прежнему во многих случаях без видимых причин остается закрытой и бесконтрольной. Вместе с тем демократическое государство невозможно без действенных гарантий правомерности и справедливости в работе государственного аппарата, в том числе и без открытого контроля, не только со стороны самого государства, но и общественности.
Низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан России, многие из которых слабо осведомлены даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Конституцией страны. Как обоснованно отмечается в "Российской газете"(Ф Вып №226/7689 ) - наши граждане не всегда имеют достаточную информацию о своих правах и нередко становятся жертвами мошенничества и произвола чиновников. Повышение правовой культуры граждан тем более актуально в нынешней ситуации, когда государство выделяет огромные средства на повышение качества социальных услуг населению.
Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что для более успешного решения задач по охране и защите прав и свобод человека и гражданина необходимы не только соответствующие меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, совершенствованию деятельности исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, но и повышения активности самих граждан по осуществлению конституционного положения о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами (ч. 2 ст. 45 Конституции).
Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина - длительный и постепенный процесс преобразований всего нашего общества. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты прав и свобод населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека. В этом суть понимания конституционной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Глава 4. Конституционные различия в правах человека в разных странах.
В данной главе рассмотрим различия восприятия базовых прав человека в национальных конституциях разных стран по отношению к Всеобщей декларации прав человека, чтобы оценить перспективы снятия этих противоречий по вопросам соблюдения прав человека и гражданина.
Иран
Конституция Ирана опирается на принципы исламской религии. Основной закон Ирана – единственный религиозный документ из представленных в этом обзоре. Это закреплено в преамбуле Конституции, и прослеживается в ряде статей. Самое сильное влияние религиозный характер Конституции оказал на положения о свободе совести. В Иране религия не отделена от государства, официальной вероисповеданием является ислам джафаритского толка. Свобода верующих других направлений ислама, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское, ограничивается только необходимостью не нарушать интересы и не вмешиваться в обряды джафаритской традиции. Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане официально признаются религиозными меньшинствами. Только они могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. Фактически это означает запрет на религиозную деятельность других течений. В Иране признается право собственности на имущество, полученное за счет законного труда. Это важная оговорка, поскольку в законе раскрываются виды доходов, которые подлежат конфискации правительством по итогам расследования. Факты получения дохода от воровства, взяточничества и организации мест разврата с точки зрения светской этики представляются логичными основаниями для конфискации имущества. По Конституции Иран вполне можно отнести к социальным государствам. В качестве официальных задач государства закреплены борьба с нищетой, обеспечение иранских семей жильем и защита особого статуса женщин. Базовые принципы социального обеспечения также прописаны в основном законе страны. Конституцией Ирана предусматривается создание системы правосудия, основанной на исламской справедливости и состоящей из судей, полностью владеющих исламскими нормами. При этом с точки зрения Декларации 1948 года, гарантии судебной зашиты по Конституции Ирана представляются вполне достаточными и предусматривают, в том числе, право на бесплатную юридическую защиту. Следует отметить, что по Конституции Ирана в течение 24 часов с момента задержания человека предварительные материалы должны быть направлены в суд. Для сравнения, по Конституции в России срок задержания составляет 48 часов.
Индия
Индийская Конституция имеет светский характер, и это особенно ярко прослеживается в положении, которое запрещает преподавание религии в учебных заведениях, полностью содержащихся за счет государственных средств. Для любых учебных заведений, признаваемых государствами, запрещено принуждать учащихся к участию в религиозных обрядах или посещению таких уроков. Вместе с тем, свобода вероисповедания ограничена лишь соблюдением требований публичного порядка, морали и народного здравия. Для основного закона Индии запрет дискриминации имеет особое значение в связи с фактическим объявлением об отказе от разделения общества на касты, которые признаны критерием дискриминации. Уточняется, что пол, каста, религия и место рождения не могут служить основанием для запрета или введения особых условий в отношении доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения, а также пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования. Статья 17 Конституции упраздняет «неприкасаемость» (запрет на контакты с низшей кастой с целью избежать осквернения), дискриминация по мотивам «неприкасаемости» является уголовно-наказуемым деянием. С точки зрения, социальных гарантий, можно сказать, что Конституция Индии предусматривает построение социального государства. Закреплена цель обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа и подразумевающий ряд гарантий, меры поддержки и обеспечения граждан. В момент принятия Конституции для страны была актуальна проблема нормального питания граждан, что также нашло отражение в законе. Запрет на эксплуатацию детей сформулирован таким образом, что его можно трактовать, как разрешение брать на работу не достигших 14-летнего возраста лиц, кроме случаев труда на фабриках, шахтах и в опасных условиях. Парламент фактически наделен правом ограничивать реализацию закрепленных в Конституции прав. Речь идет не только о принятии законов, но и о том, что парламент по Конституции вправе освободить любое лицо от ответственности за действия по поддержанию и восстановлению порядка в условиях военного положения, а также санкционировать любой акт или приговор.
Китай
Основной закон Китая носит светский характер, но отличается своей идеологической составляющей. «Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры, под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян», - гласит первая статья Конституции. Основной закон предусматривает ряд прав и свобод, которые можно отнести к базовым. Принцип свободы личности в Китае предполагает защиту от незаконного задержания, проникновения в жилище и вскрытия переписки. Также гарантируется право на свободу вероисповедания, критику государственных органов и официальных лиц, защиту от дискриминации, получение социальной помощи. Свобода совести включает в себя оговорку о недопустимости управления религиозными организациями из-за границы. Также в числе обязанностей государства закреплена защита прав этнических китайцев и граждан страны за рубежом. Обращают на себя внимания ряд закрепленных Конституцией обязанностей, в числе которых обязанность трудиться и соблюдать трудовую дисциплину, заботиться о родителях, практиковать планирование семьи. Конституция предписывает поощрять отличившихся работников и поддерживать социалистическое соревнование.