Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (сущность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика гарантий прав и свобод граждан в РФ
1.1 Понятие и признаки гарантий прав и свобод граждан в РФ
1.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина РФ
Глава 2 юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Правовые ограничения как элемент (следствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный и эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, побуждающие конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т.д.
Как видим, юридические гарантии состоят из различных правовых и организационных механизмов (процедур), благодаря которым обеспечивается социально-правовая защищенность личности, прав и свобод человека и гражданина.
Нормы и положения Конституции об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, с момента вступления их в законную силу, являются нормами прямого действия как непосредственно действующее право высшей юридической силы. На практическую реализацию всех этих и других конституционных предписаний и должна быть направлена деятельность государственных органов и политических организаций.
Подавляющее большинство конституционных норм об основных правах и свободах человека и гражданина действуют через систему отраслевого законодательства, через законы, принятые на основе Конституции. При этом детальная нормативная конкретизация законодательства не является, по общему правилу, показателем или результатом несовершенства законов, а представляет собой объективно присущую правовому регулированию качество. Во время конкретизации права происходит переход конституционной нормы на меньший уровень абстрактности, на другой логический уровень. В результате формируется относительно новое, более конкретное правило поведения, которое относится к конституционной нормы так, как конкретное относится к общему.
Законы, принимаемые с целью конкретизации конституционных прав и свобод не могут ограничивать последние в их содержании, а должны находиться в полном соответствии с содержанием конституционных прав и свобод, методологическими принципами и целями, отвечать международно-правовым стандартам и интересам России как государства правового и демократического.
Применение действие конкретного закона является одновременно применением (реализацией) той конституционной нормы, для реализации которой принято этот закон. Поэтому нарушения политических, социальных или экономических прав, закрепленных в конкретном законе, является одновременно нарушением того конституционного права, им конкретизировано. Человек и каждый гражданин должны быть уверены в том, что любая конституционная норма, которая гарантирует его права и свободы, действует непосредственно и прямо, а конкретные законы воспринимаются им только как дополнительные средства реализации конституционной нормы.
Определяя место и роль ряда институтов демократии, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, Конституция предусматривает принятие законов, в которых должны быть закреплены порядок и основания осуществления прав и свобод человека в конкретных отраслях общественных отношений.
Конституцией закреплено право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления и должностных и служебных лиц этих органов, обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. Это меняет природу обращений, повышает их значение, устанавливает и правовые гарантии, которые должны найти свою конкретизацию в текущих законодательных актах. Совершенствование рассмотрения и разрешения обращений граждан может продолжаться.[12]
Развитие юридических гарантий реализации прав человека и гражданина сочетается с аналогичным процессом в области юридических гарантий охраны их прав и свобод. Отсюда актуализируется проблема усиления связей и согласованности различных правовых средств и совершенствование всех видов юридических гарантий охраны прав человека.
Государственные органы, общественные организации, должностные лица в пределах, установленных законом, должны заниматься выявлением фактов нарушений прав и свобод человека, принимать меры к защите нарушенных прав и свобод, устранение этих нарушений, применять в пределах своей компетенции меры воздействия к виновным или привлекать их к ответственности. Причем сейчас очень актуален вопрос предупреждения злоупотреблений служебным положением должностными лицами, ограничения произвола чиновников. Существующий порядок рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц не всегда обеспечивает объективное решение обращений граждан.
Так, согласно Конституции, в России основано качественно новую систему гарантий прав и свобод человека и гражданина, которым предусматривается право на судебную защиту, самозащита, возможность защищать свое нарушенное право в Европейском суде по правам человека. Значение проблематики гарантий прав и свобод человека и гражданина, по мнению исследователей состоит как в том, что «права и свободы человека и гражданина в мировом опыте конституционализма рассматриваются как средство ограничения публичной власти, однако признается, что государство обязано обеспечить такой правопорядок, в котором права и свободы должным образом гарантируются».
Главное назначение гарантий состоит в предоставлении всем гражданам равных юридических возможностей для реализации, охраны и защиты прав и свобод, для преобразования правового статуса личности фактическое положение человека в обществе, а также для обеспечения благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы общества, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличии высокоэффективного органа конституционного контроля.
Так, например, Т.М. Заворотченко все гарантии прав человека классифицирует на нормативно-правовые и организационно-правовые, а необходимость последних объясняется, по ее мнению, тем, что в целом «применение правовых норм состоит в активной организации их осуществления в правоотношениях и в применении их к конкретным фактам.
В свою очередь, по мнению Ю.М. Фролова, нормативно-правовых гарантов принято относить нормы-принципы, юридическую ответственность, и систему юридических обязанностей, предусмотренных Конституцией России, законами и подзаконными актами. Наряду с этим необходимым компонентом указанной системы выступают юридические обязанности. Без их соблюдения невозможны ни сбалансированная правовая и экономические системы, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок и эффективный режим законности, ни другие проявления общественной и государственной жизни.[13]
Однако, несмотря на теоретически обоснованную концепцию прав и свобод человека и гражданина, по мнению Гуренко М.М. - «реальное существование гарантий прав и свобод человека и гражданина в России еще достаточно далеко от должного. Этому, по мнению автора, есть ряд объективных причин, обычно отмечается учеными и практиками. Прежде всего, называют причины экономические и говорят о том, что экономический кризис в России не мог привести к девальвации целого ряда социально-экономических и культурных прав и свобод граждан».
Итак, установить права и свободы граждан, защитить их может только государство, его органы, которые несут за это юридическую ответственность. В правовом государстве это является одним из основных принципов. При развитии и формировании правового государства, которая определяет приоритет человека и гражданина, важное значение приобретает проблема классификации, систематизация гарантий и способов защиты прав и свобод человека. На основе Конституции между личностью и государством должны создаваться крепкие и защищены судом правоотношения, основанные на базовых принципах правового гражданского общества.
Учитывая большое количество подходов и определений понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина, возможно взять за основу подход, предложенный Т.И. Мирской, в соответствии с которым "к определению понятия "гарантии прав и свобод личности" может быть два подхода - широкий и узкий. Гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав, и свобод личности. В узком смысле гарантии прав и свобод личности - это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности".
Именно исходя из понимания гарантий "в узком смысле" можно выделить так называемые гарантии правосудия, к которым относятся положения статей 47-51 Конституции Российской Федерации, а именно гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недопустимость незаконных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения.
Данную группу гарантий именуют также "конституционные гарантии судопроизводства", то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера)". С этим трудно не согласиться, тем более что рассматриваемые особые правовые гарантии актуальны именно для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.
2.2 Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
Судебная защита является высшей формой гарантии прав человека. Это подтверждается не только сознанием граждан демократического общества, но и конструкцией государственного механизма, в том числе судебной системы и уровнем судейского корпуса. Эти аспекты имеют важное значение, поскольку судебное решение является бесспорным, поскольку считается, что самая высокая оценка относится только одной из трех ветвей власти - судебной.
Право на судебную защиту С.Д. Мигоряну определяет как "право каждого на справедливое публичное разбирательство и решение в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным в соответствии с законом, конкретного судебного дела правовыми средствами, предоставленными суду для осуществления судопроизводства в целях защиты гарантированных Конституцией и законами РФ прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. "В случае нарушения прав, свобод и законных интересов каждый человек имеет право на защиту со стороны государства. С этой целью государство создало систему юридических средств:[14]
1) судебные;
2) парламентские;
3) административные;
4) контрольно-надзорные;
5) адвокатские.
Судебную защиту, то есть право каждого человека на справедливое и публичное рассмотрение его дела в суде, выступает основной юридической гарантией прав и свобод человека.
Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям, поскольку источником неограниченного права на судебную защиту выступает непосредственно Конституция РФ, которая отмечает, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией, а конституционное право на судебную защиту прав и свобод, в частности, не может быть ограничено даже в условиях военного или чрезвычайного положения. Все другие нормативно-правовые акты (как законодательные, так и подзаконные) могут только определять порядок реализации этого права, а не отменить его или установить такие процедуры, которые усложнили или сделали по сути невозможным его реализацию заинтересованными лицами.
Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение - проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.
Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[15]) – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и данным Законом.
Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:
- при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а» - «д» ч.2 ст.125 Конституции РФ;
- при разрешении споров между органами государственной власти, определенные пунктами «а» - «в» ч.3 ст.125 Конституции РФ;