Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (сущность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика гарантий прав и свобод граждан в РФ
1.1 Понятие и признаки гарантий прав и свобод граждан в РФ
1.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина РФ
Глава 2 юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
2.1 Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ
Cпецифика судебной защиты избирательных прав, по мнению автора, заключается в следующем:
- Органы юстиции обеспечивают реальное участие граждан в управлении государственными делами и в решении вопросов местного значения;
- Суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свои избирательные права;
- Органы судебной власти препятствуют распространению противозаконных избирательных технологий;
- Деятельность судебной ветви власти способствует привитию субъектам избирательного процесса уважения к защите, "дисциплинирует" кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности;
- Судебные органы наделены самыми действенными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан, соединенными с безусловной обязательностью исполнения судебных решений, вступивших в силу.
В процессе выборов последних лет много жалоб граждан поступает в судебные органы по поводу списков избирателей. В целях содействия реализации избирательных прав гражданами и устранения нарушений в списках избирателей, административного судопроизводства предусматривают, что исковое заявление об уточнении списка избирателей подается в административный суд без уплаты судебного сбора. Исковое заявление может быть подано не позднее, чем за два дня до дня голосования.
Суд решает административные дела относительно уточнения списка избирателей в двухдневный срок после поступления искового заявления, но не позднее, чем за два дня до дня голосования, а если исковое заявление поступило за два дня до дня голосования, - немедленно.[22]
Суд, установив нарушение законодательства о выборах или референдуме, определяет в решении способ защиты нарушенных прав и интересов, а также порядок устранения всех последствий этих нарушений в соответствии с законом или принимает другое предусмотренное законом решение. В случае выявления нарушений, которые могут быть основанием для привлечения к ответственности не по правилам настоящего Кодекса, суд выносит частное определение с уведомлением о наличии таких нарушений и направляет его в органы или лиц, уполномоченных принять в связи с этим меры, установленные законом.
Как справедливо отмечает В. Колесниченко, несовершенство избирательного законодательства в значительной мере вызывает обращения субъектов избирательного процесса в суд с явно необоснованными жалобами (теперь - искам) по поводу явно незначительных нарушений избирательного законодательства, которые совершенно не могут нарушить прав субъектов " объектов избирательного процесса и тем более повлиять на результаты голосования.[23]
На споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, распространяется компетенция административных судов.
Точное и неуклонное соблюдение административными судами норм при рассмотрении споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, является непременным условием обеспечения их правильного, справедливого и широкого решения с целью защиты прав, свобод и интересов избирателей и других субъектов избирательного процесса или процесса референдума. Анализ судебной практики по делам по спорам, связанным с избирательным процессом или процессом референдумом, показывает, что некоторые суды допускают ошибки в применении положений, регулирующий эти вопросы, иногда с его нормами решают споры, предстоит решать по правилам гражданского судопроизводства, или споры, находящиеся за пределами избирательного процесса.
Таким образом, эффективный механизм судебной защиты прав человека - это наиболее универсальный демократический инструмент правового государства.
В настоящее время судебная форма защиты прав и свобод, а также интересов человека и гражданина, защищаемых законом, является основной. Право на судебную защиту - одно из конституционных прав человека и гражданина и в отличие от других прав оно является гарантией других прав и свобод. В этом как раз заключается его особая и главная ценность. Утверждению судебной защиты, призванного не только восстанавливать нарушенные права граждан, но и повышать ответственность органов государственной власти и должностных лиц по соблюдению прав человека, должны способствовать продолжение судебной реформы и участие России в международных договорах и конвенциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основные права и свободы человека и гражданина - это неотъемлемые права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения, является основой правового статуса, закрепленные в конституции государства и имеют высокий юридическую защиту. Важные и сложные взаимоотношения между людьми и взаимосвязи между государством и индивидом регламентируются в юридической форме путем формулирования именно прав, свобод и обязанностей, которые образуют в своем единстве основы правового статуса индивида, является одной из важнейших не только правовых, но и политических категорий. Наиболее существенными признаками прав и свобод человека и гражданина являются: естественность, равенство, социальная обоснованность, соответствие международным стандартам, гарантированность государством. Историческое развитие концепции прав и свобод человека включает в себя три поколения: негативных, позитивных и коллективных прав.
Проблема обеспечения прав и свобод личности, предоставление им реального характера относится не только к разряду практических. В современных условиях построения правового государства и развития гражданского общества важным является создание целостной научной концепции обеспечения прав и свобод личности, которая будет включать широкий круг теоретических положений относительно понятия сути и содержания обеспечение прав и свобод, структуры и механизма его функционирования. В обеспечении конституционных прав и свобод большую роль играют органы местного самоуправления.
Действительно «среда обитания» для прав человека возможно при демократии, демократическом правовом государстве. Демократия, правовое государство и права человека неотделимы друг от друга. Правовое государство - гарантия реальности прав человека в плане ее защиты от нарушений со стороны аппарата власти, а права человека - главное условие и признак демократии, гуманистическое, человеческое измерение правовой государственности.
С движением времени все большее внимание общество уделяет развитию такой важной отрасли как Конституционное право, но в частности общество интересует правовое положение человека в обществе и государстве. Возникает постоянно актуальный вопрос: "Человек для государства, или государство для человека?
Когда выдающийся государственный деятель США провозгласил известное выражение: "Не спрашивайте, что государство может сделать для Вас, но задумайтесь, можете ли Вы что-то сделать для государства ...
На самом деле, каждый из нас является частью государства, каждый возлагает свои силы для построения такого государства, о которой мечтаем. Но невозможно строить без конкретных правил построения. По моему мнению, таким правилам и является Конституция государства - ее основной закон, и признаны Всемирным обществом пакты и договоры, в определенной степени регулируют все важные области общественных отношений. А Конституционные права, свободы и обязанности гражданина и человека недобросовестно можно отнести как важнейшая часть Конституционного права.
С каждым днем растет количество правозащитных организаций, как в рамках государства, так и в мировом масштабе. Известные политические деятели пытаются как можно больше времени уделять вопросу защиты прав человека. А о чем еще должны заботиться политики? Конечно, о том, чтобы таки своих избирателей.
Но от политики теории. Даже теория государства и права подчеркивает, что невозможно построить правовое государство в обществе с развитым правовым нигилизмом. А уважение к законам у общества может спровоцировать только забота этих самых законов о человеке и гражданина.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно-правовая база:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
2. Устав Организации Объединенных наций // Международное право в документах /сост. Блатова Н.Т. - М., 1997.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2001. - №4.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978.
5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Российская юстиция. – 1995. - №4.
6. Венская декларация и программа действий (Вена, Австрия, 14-25 июня 1993 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. - М., 1996.
7. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. (с измен.) // СЗ РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // ВС РСФСР. - 1991. - №52. - Ст. 1865.
9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с измен.) // СЗ РФ, 1994, №13, ст. 1447.
10. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (с измен.) // СЗ РФ, 1997, №9, ст. 1011.
11. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (с измен.) // СЗ РФ, 2001, №23, ст. 22-77.
12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с измен.) // СЗ РФ, 1997, №39, ст.44-65.
13. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, №32, ст.1227; СЗ РФ, 2004, №45, ст.4977.
14. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествия и пикетированиях» (с измен.) //СЗ РФ, 2004, №25, ст.2485.
15. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен.) // СЗ РФ, 2006, №3, ст.2060.
Литература
16. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2-х тт. – М.: 2009. – т. 1, 276 с.
17. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: 2010. – 431 с.
18. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: 2010. – 368 с.
19. Бондарь Н.С., Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимодействия. - Ростов-на-Дону: 2012. – 186 с.
20. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. – М.: 2010. – 139 с.
21. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: 2010. – 473 с.
22. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. – Владивосток: 2008. – 129 с.
23. Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: 2009. – 204 с.
24. Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. – М.: 2010. – 368 с.
25. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. – Саратов: 2011. – 374 с.
26. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.И. Тиунова. – М.: 2009. – 503 с.
27. Конституционные права в России: дела и решения: Учебное пособие // Отв. ред. А. Шайо. – М.: 2011. – 437 с.
28. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: 2008. – 385 с.
29. Комкова Г.Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве. – Саратов: 2012. – 152 с.
30. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: 2010. – 368 с.
31. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.И. Тиунова. – М.: 2010. – 427 с.
32. Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: 2011. – 461 с.
33. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: 2012. – 385 с.
34. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2010. – 264 с.
Статьи:
35. Агеев В.Н. Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности // Международное публичное и частное право. 2008. №4. – стр. 22-25.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды конституционных гарантий
Общие
Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление
Презумпция невиновности
Право на юридическую помощь
Гарантии подсудности
Специальные (гарантии правосудия)
Недействительность незаконно полученных доказательств
Право на пересмотр приговора
Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод
Судебная защита прав и свобод
Законная самозащита человеком своих прав и свобод
Административно-правовая защита прав и свобод
Международная защита прав и свобод
Гарантия от самообвинения
Права потерпевших